Тема 2.1 Дидактика как теория обучения. Задачи, принципы и функции

Общее понятие о дидактике.

Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.

Дидактика является одновременно и теоретической и нормативно-прикладной наукой. Нормативно-прикладная функция заключается в том, что на основе своих законов и закономерностей дидактика устанавливает принципы обучения, определяет содержание образования, дает рекомендации о применении соответствующих форм, методов, средств и организации обучения.

Предмет и задачи дидактики: принципы и функции обучения.

Предметом дидактики, как считают ученые-педагоги, выступают “обучение как средство образования и воспитания человека” (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), “связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство” (В.В. Краевский)”, а также условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения (Ч. Куписевич)”.

Общая дидактика решает следующие задачи:

- Она определяет цель образования и обучения. Иначе говоря, отвечает на вопрос: для чего учить? Именно от этой целевой установки зависит все остальное в обучении. Если целью обучения признать усвоение содержания образования, то наряду с ней дидактика решает и другую, не менее важную задачу: разностороннее воспитание гармонически развитой личности через обучение. Таким образом, обучение выступает одним из средств воспитания и развития человека. Следовательно, дидактика призвана решать проблемы развития и формирования личности в учебном процессе.

- Дидактика ищет ответ на вопросы: чему учить? как учить? Дидактика разрабатывает цели, содержание образования и обучения, а так же формы, методы организации учебной работы.

- Одна из задач дидактики — разработка общих принципов создания и использования этих средств в учебных целях. В процессе обучения используются соответствующие дидактические средства: учебники и учебные пособия, наглядно-изобразительные, звуковые, различные технические средства, радио- и электронная техника, учебное оборудование. Все они играют существенную роль во взаимосвязи преподавания -учения.

- Дидактика изучает общие законы, закономерности и тенденции в учебном процессе. На их основе, как уже было сказано, формулируются принципы и правила обучения. Соблюдение последних обеспечивает успех обучения. Знание их позволяет эффективно и целенаправленно варьировать учебный процесс в зависимости от возраста учащихся, индивидуальных особенностей ученика, особенностей содержания учебного материала, межпредметных связей, форм, методов и приемов учебной работы.

- В дидактике также разрабатываются вопросы, связанные с источниками и методами исследования проблем обучения; рассматриваются перспективы развития и совершенствования содержания, форм, методов и организации образования. Дидактика анализирует и обобщает конкретные данные частных дидактик, вместе с тем общая дидактика сама служит научной основой частных методик и выполняет для них роль методологии. Дидактика имеет непосредственную связь с гносеологией (теорией познания), формальной логикой (воспитание культуры мышления), психологией, социологией, историей педагогики, кибернетикой (организация обратной связи в процессе обучения) и другими науками.

Поскольку дидактика - одновременно теоретическая и нормативно-прикладная наука, понятие принципа в ней выступает в различных аспектах: с логической точки зрения принцип можно трактовать как некоторое обобщающее теоретическое положение, применимое ко всем явлениям, охватываемым дидактикой, и одновременно - с нормативной точки зрения - как определённое руководство к практическому педагогическому действию. Принципы обучения - направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения возникли из потребностей педагогической практики как результат её обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечивали возможность воспроизводить существующую педагогическую практику. Современные принципы обучения вариативны, учитывают особенности массового школьного обучения и в то же время обусловлены потребностями общества.

Характеристика принципов обучения: общедидактические, общеметодические, частнометодические.

Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а поэтому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:

принцип научности

принцип сознательности, активности, самостоятельности под руководством учителя;

принцип систематичности и последовательности;

принцип наглядности;

принцип доступности и посильности;

принцип учета возрастных особенностей обучаемых;

Принцип научности — один из ведущих принципов обучения. Ориентирует на усвоение конкретных, преимущественно обобщённых теоретических знаний. Основные требования принципа:

-соответствие содержания образования уровню современной науки;

-создание у учащихся представлений об общих методах научного познания;

-показ закономерностей процесса познания.

Принцип научности регулирует и всю процессуальную сторону обучения - этапы, методы, формы организации учебной деятельности; предполагает зависимость целей и содержания обучения от потребностей общества на данном этапе исторического развития, соответствие научных трактовок изучаемых явлений реальным учебно-познавательным возможностям учащихся. Важное место в реализации принципа занимает приобщение учащихся к посильной исследовательской деятельности.

Принцип сознательности А.Н. Леонтьев сказал: «... подлинно центральный, подлинно ведущий принцип: принцип сознательности». Принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. Для него характерны признаки:

-использование языкового мышления учащихся,

-осознание стоящих перед ними задач,

-опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление,

-включение знаний в содержание обучения.

Принцип активности, предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать. Индивидуализация обучения – такая организация процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.

Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности.

Принцип систематичности подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к - трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения.

Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.

Обще методические принципы:

-принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать обучение по темам, сложности материала, структуре, предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений в зависимости от целей обучения, видов деятельности, этапа обучения, сложности материала, возраста учащихся, их способностей и качеств.

-принцип управления процессом обучения характеризуется ясностью представления себе промежуточных целей обучения, мотивационным обеспечением учебного процесса, делением всего материала на учебные дозы и определением последовательности их введения и повторяемости, периодичностью контроля и т.п.

-принцип вычленения конкретных ориентиров. Идея П. Я Гальперина, который выделял 3 типа ориентиров: образцы действий (показ), описания способа выполнения действий (объяснение), опорные точки правильного выполнения действий (подкрепление).

-принцип комплексного подхода к мотивации в обучении.

Частнометодические принципы (например, при обучении иностранному языку):

-принцип устного опережения (материал сначала отражается устно, а потом письменно);

-принцип параллельного обучения всем видам речевой деятельности;

-принцип коммуникативной направленности в условия школьного обучения м.б. реализован только в том случае, если автор учебников или учителя сумеют создать мотивы речевой деятельности и необходимые искусственные или естественные ситуации в классе и во внеклассной работе (встреча с носителями языка, переписка с зарубежными школьниками).

-принцип устной основы обучения требует усвоения всего языкового материала через устную речь, причем обучение письменной речи (чтению и письму) реализуется на материале, прочно усвоенном в устной речи. Этот принцип предполагает наличие устного вводного курса.

-принцип опоры, исключения и учета.

Движущие факторы процесса обучения.

Генеральные факторы обучения: учебный материал, организационно-педагогическое влияние, обучаемость учащихся, Время, необходимое для изучения материала. Движущие факторы процесса обучения: познавательный интерес учащихся, мотивация и психологические стили деятельности участников ученого процесса, активность участников процесса, интеллектуальная готовность учащихся. Объективная общественная потребность в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития, постоянная смена учебно-познавательных задач как источник самодвижения процесса обучения

Движущие факторы (силы) учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития.

Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения – развивает умение и нравственно-волевые силы школьников.

Также движущей силой является противоречие, если оно является содержательным, т. е. имеющим смысл. Условие становления противоречия в качестве движущей силы обучения – соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при напряжении усилий учащиеся класса в подавляющем большинстве не в состоянии выполнить задачу и даже не могут ее выполнить в ближайшей перспективе, – такое противоречие не становится движущей силой учения и развития, оно тормозит умственную деятельность учащихся.

Гуманистическая направленность содержания обучения.

М. Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования:

Первое. В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Роль учителя заключается в том, чтобы направить познавательную деятельность ребенка. «Личностно-гуманный подход в том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать личностно значимым, т.е. чтобы ребенок педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал как свободно выбранную, принимал ее на основе хотения». Педагогический процесс должен постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

Второе. Педагогический процесс должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Необходимое условие и источник развития – трудности. Посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы.

Третье. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению»

Гуманистически ориентированное образование не может готовить человека лишь к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций, не учитывая интересов и потребностей самого человека. Как объективное следствие складывающейся в настоящее время культурологической ситуации гуманизация образования, являясь ключевым элементом нового педагогического мышления, требующего пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции, предполагает организацию особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым, учителем и обучаемым. Зарождение личностно-гуманистических технологий в обучении происходит, когда совместная деятельность ученика и учителя переходит на уровень эмпатийности, взаимного принятия и обмена ценностями, что обеспечивается соответствующим содержанием и методами обучения.

Цели обучения должны состоять в создании условий для максимально полного освоения личностью материальной и духовной культур, обеспечивающего его благоприятную социальную адаптацию и просоциальную активность. Объективно обусловленные цели обучения и образования репрезентируются на уровне субъекта через реализацию индивидуально детерминированных потребностей. Субъектно-обусловленные цели образования должны быть направлены на наиболее полное удовлетворение потребностей личности.

Принципы гуманизации процесса обучения следующие:

- познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого;

- познания ребенком себя как человека;

- совпадения интересов ребенка с общечеловеческими интересами;

- недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления;

- предоставления ребенку в педагогическом процессе необходимого общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности;

- очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе;

- определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса.

Дидактические принципы обучения как категории дидактики и их реализация в современных условиях.

К числу ведущих дидактических принципов, в которых наиболее ярко отражаются и реализуются указанные основы формирования мировоззрения, относятся принципы направленности обучения (в каждом обществе своя направленность)

11. принцип научности

12. принцип сознательности

13. принцип связи обучения с жизнью

14. принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Эти принципы имеют прямое отношение к мировоззренческой стороне обучения, они определяют его идеологическую направленность.

Реализация принципа прочности результатов обучения призвана устранить

серьезные недостатки обучения. Необходимо проверять не только усвоение знаний, их качество, но и другие компоненты содержания образования: навыки, умения творческой деятельности и сдвиги в развитии и воспитанности каждого ученика.

Для реализации принципа научности необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.

Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения. Необходимо совершенствовать учебные программы и учебники. Учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.

Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

Принцип наглядности как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства Н.: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств Н., их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески применять средства Н. сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения. Обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ; использованием ярких примеров и жизненных фактов; применением наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т. п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса.

Основные дидактические концепции и обучающие модели.

Основой процесса обучения являются те или иные психолого-педагогические концепции. Их еще называют дидактическими системами.

Дидактические системы – это теоретически обоснованная и логически выстроенная совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных целей; содержания образования и обучения; обучающихся и их личностных характеристик; обучающих и автоматизированных средств; форм организации совместного труда обучающих и обучающихся и дидактических процессов (моделей обучения) как способов реализации целей и педагогического процесса в целом. Дидактическая система выступает в качестве подсистемы по отношению к системе высшего порядка – педагогической системе.

Образовательная модель - теоретическая конструкция, которая воплощает понимание ее автором феномена образования, а также практическое воплощение этой модели в процессе обучения.

Образовательные модели (системы, теории, концепции, технологии).

1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.

3. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я . Лернер, М.И. Махмутов).

4. Теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов).

5. Программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина и др.).

6. Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

7. Теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина).

8. Теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник).

9. Теория активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.Н. Шамова, И.Ф. Харламова и др.).

10. Адаптивная система обучения (А.С. Границкая).

11. Система Л.В.Тарасова “Экология и диалектика”.

12. Теория решения изобретательских задач.

13. Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А. Амонашвили).

14. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф. Шаталов).

15. Технология “погружения” (М.П. Щетинин).

16. Методические системы педагогов-новаторов: С.Н. Лысенковой, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова и др.

17. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др.

18. Предметно-классно-урочная система обучения.

19. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко).

20. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).

21. Модель начального образования “Развивающая Среда” (И.И. Ильясов).

22. Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе (Л.Ф. Климанова).

Понимание педагогического процесса. С одной стороны педагогический процесс - процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Одновременно, педагогический процесс - это педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология и специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач..

Главные характеристики педагогического процесса, как их понимает современная наука, - это целостность, системность, цикличность и технологичность. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях.

Педагогическое взаимодействие: процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Взаимодействие — категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке II в выступает и как одно из ключевых понятий и как научный принцип. Педагогическое взаимодействие в получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, X.И. Лийметса, H. Чакырова (Болгария) и др. как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности в познании, игре, труде, общении, его влияние проникает в «ядро» личностных отношений участников педагогического процесса и пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам В. А. Сухомлинского, активными в условиях различных видов жизнедеятельности детей на конкретных этапах их возрастного развития. Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей.

Технология обучения или педагогическая технология обозначает проектирование, разработку процессов обучения, шире педагогических процессов, назначенных для решения заданных дидактических (педагогических) задач. По мнению В.П.Беспалько, задачу образуют компоненты педагогической системы: цель, содержание, состояние ученика, а технологию - процессы, формы, учитель или ТСО. В основе технологического подхода к разработке педагогических процессов лежит теория систем, идеи кибернетики об управлении сложными процессами. Идея технологизации педагогических процессов состоит в том, чтобы сделать их управляемыми: чтобы учиться не «чему-нибудь и как-нибудь», а с гарантированным успехом. В отечественной литературе термин педагогическая технология употребляется еще в нескольких значениях. Им обозначают технологию и технику воспитательной работы в школе: приемы воздействия на ученика в процессе воспитания, методы и формы внеурочной работы в школе (Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков и др.). Слово технология может относиться к методике общения учителя и ученика, к организации и методике воспитательной работы в школе. Применение компьютера и методов работы с информацией в обучении вызвало к жизни термин информационные технологии обучения. Таким образом, термин педагогическая технология имеет неопределенный спектр значений, что противоречит требованиям науки и говорит о слабой изученности проблемы, но системно-технологический подход, как и личностно-деятельностный, является методологическим для педагогики. Все они составляют методологическую базу, ведущие принципы для познания педагогических явлений и совершенствования педагогической практики.

В дидактике можно выделить три сложившихся системы: традиционную, педоцентрическую и современную. Каждая складывается из ряда направлений, педагогических теорий. Разделение концепций на три группы произведено на основе того, как понимается процесс обучения – объект и предмет дидактики.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции Я.А. Коменского, И. Пестолоцци и в особенности И. Гербарта. Целью обучения по Гебарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем И. Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знание с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности.

Для достижения указанных целей, согласно И. Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формальным ступеням, которые определяют его структуру.

Ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение.

Ступень ассоциаций: связь нового материала с прошлыми знаниями.

Ступень системы: обнаружение выводов, формулировка понятий, законов.

Ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.

В современном понимании этих ступеней, структуру обучения составляют изложения, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения.

Логика процесса обучения, таким образом, состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию и обобщению.

Теория И. Гербарта позволила упорядочить организацию процесса обучения, рационализировать деятельность учителя по ведению обучения. Она была основана на психологическом анализе и учении о психических процессах формирования знаний, а также на философско-этических представлениях о личности. Однако этика и психология И. Гербарта носила идеалистический и метафизический характер. Это ослабляла его дидактическую систему, делало ее излишне рассудочной, не гибкой. К началу XX века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от интересов ребенка и от жизни.

Поэтому в начале XX века выделяется новая система «педоцентрическая дидактика». Ее называют также «прогрессивистской», «реформаторской», «обучением через делание». У ее истоков стоял американский педагог Д. Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую.

Название «педоцентрическая» она носит потому, что Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей учащихся. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.

Педоцентризм является направлением в педагогике, которое разрабатывает проблемы обучения и воспитания, исходя исключительно из способностей ребенка. Педоцентрическая система проблему обучения стала рассматривать не только с позиции «чему обучать», но и «кого обучать». По мнению представителей «педоцентрической» педагогики, главной задачей дидактики стала активизация ученика в процессе учения. Следовало сделать так, чтобы учеба носила самостоятельный, естественный характер. Для этого обучение нужно строить не как преподавание, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Отсюда название «обучение через делание». Структура обучения выглядит так: ощущение, трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выдвижение и проверка гипотезы по решению проблемы, выводы и новая деятельность в соответствии с полученными знаниями.

Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Этот подход повлек за собой изменения в содержании, методах и организационных формах обучения. Один из реформаторов В.Лай выделял в процессе обучения три этапа: восприятие, переработку, выражение. Особое значение он придавал «выражению», понимая под этим разнообразную деятельность детей на основе знаний: сочинения, рисунки, театр, практические работы, – называя это педагогикой действия. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения решать проблемы, позволяет всесторонне развивать учащихся, делает процесс учения интересным.

Переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает всесторонней проработке материала. Такое обучение неэкономно. Оно требует больших затрат внимания. Кроме того, при такой системе учитель превращается в консультанта, а не в сотрудника, что ведет к снижению уровня обучения, с чем столкнулась система обучения в США. Поэтому со средины XX в. как у нас в стране, так и за рубежом, начались поиски создания новой современной дидактической системы.

Однако пока такой единой дидактической системы нет, но имеется целый ряд теорий, которые имеют общие методологические основы, на которых их можно объединить в единую систему.

К общим основам, объединяющим, все новые теории в единую систему относятся:

цели обучения в большинстве теорий предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся;

содержание обучения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших и старших классах;

процесс обучения адекватно отвечает как целям, так и содержанию образования и поэтому понимается как двусторонний и управляемый учителем;

учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, умело использую достоинства как традиционной, объяснительной системы, так и реформистской, исследовательской, одновременно стимулируя их самостоятельную работу.

Современные технологии обучения.

Главными методологическими основами, на которых ведется создание новой, современной дидактической системы обучения являются:

- демократизация общества детерминирует демократизацию школы, а это поворот к человеку имя которого школьник;

- гуманизация дидактической системы означает, что целью учебно-воспитательного процесса становится все более полное удовлетворение познавательных и духовных потребностей учащихся, чем гуманизируются характер и содержание учебного труда школьников, расширяются возможности участия всех школьников совместно с учителями в управлении всеми делами школы;

-внедрение педагогики сотрудничества, которая рассматривает ученика в качестве субъекта различных, внутренне взаимосвязанных, видов деятельности и, прежде всего учебной, игровой, общественно-полезной, трудовой;

-широкое использование различных методов и средств обучения, направленных на развитие творческой познавательной самостоятельности учащихся;

-включение учащихся в различные виды групповой, коллективной и самостоятельной работы.

Цели образования XXI века:

уметь жить;

уметь работать;

уметь жить вместе;

уметь учиться.

Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования – это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равноответственности перед собой и обществом, «ближним» и дальним», смягчить фрустрационные травмы, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности.

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:

технологий;

содержания образования;

стиля жизни образовательного учреждения;

типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся ;

совокупность приемов, методов;

проектирование и организация процесса обучения;

наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Анализ обобщенных педагогических технологий:

Проблемное обучение.

Цель: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.

Сущность: Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Механизм: Поисковые методы; постановка познавательных задач

Концентрированное обучение.

Цель: Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса.

Наши рекомендации