Задание 1. Прочитайте текст, выполните задания

1. Общественно значимая цель. Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем цель и определение стратегических и тактических задач воспитания. И не только перед собой, но и довести их до сознания своих воспитанников. Кроме того, эту цель и задачи грамотно расположить в логике перспектив для учащихся: близких, средних и дальних.

Определите вид перспективы:

1. Вновь назначенный классный руководитель 9-го класса, профиль которого туристско-экскурсионный, обрисовывая цель , говорит учащимся о том, что, оканчивая школу, они получат к аттестату зрелости удостоверения на право руководства туристскими группами (некоторые из них даже будут водить группы в походы 3-й категории сложности по Крыму, Алтаю), а также удостоверение экскурсовода с правом проведения экскурсий по Москве и Золотому кольцу. И о том, что это может быть второй профессией. И о том, что это прекрасно развивает все стороны личности.

2 . Запланированный на весенние каникулы поход по партизанским тропам Кавказа.

3. Экскурсия по Москве (тематика самая разнообразная), музеи, театры, встречи с интересными людьми.

2. Общественно значимая деятельность. Межличностное общение детей и начинается, и развивается, и существует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Значит, классный руководитель, желая как можно скорее создать коллектив. Должен насытить жизнь детей разнообразными делами. 1 сентября – классный час «Науки сокращают опыт быстротекущей жизни», посвященный Дню знаний, классный огонек « Будем знакомы, знакомые и незнакомцы», субботник по оформлению и оборудованию своего класса, посещение театра. Это позволит быстрее узнать детей, включить их в деловые и личностные отношения.

3. Отношения ответственной зависимости. А.С.Макаренко называл их еще отношениями «взаимной ответственности и взаимного подчинения». Имеется в виду формальная и неформальная структура коллектива. Это актив и органы самоуправления, это система поручений и обязанностей (каждому члену класса поручение по душе, в русле его интересов и способностей). При этом важно соблюдение еще двух условий: научение исполнению поручения (алгоритм, инструктаж, пример) и контроль.

4. Единая для всех система требований. А.С.Макаренко: « Как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему». В коллективах высокого уровня развития – высок уровень требований: непозволительность пустого времяпрепровождения, нельзя не развиваться, требование чуткого отношения друг к другу, понимание состояния товарища и т.п.

5. Традиции. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере накопления совместного опыта деятельности и общения. Вот в классе прошло увлекательное дело, всем понравилось, все испытали радость общения. И за этим последовало «А давайте еще». Тогда педагог проводит на высоком уровне серию подобных дел, желая закрепить традицию. Традицией могут стать праздники рождения школы, вечера встречи с выпускниками, балы, посвященные временам года и т.д.

Приведите примеры традиций, имевших место в ваших классных и школьных коллективах.

6.Задача педагога, работающего с детским коллективом, внедрять в сознание и поведение детей идеи толерантности – терпимого отношения к мнениям, взглядам, оценкам, поступкам, образу жизни сверстников, родителей, педагогов. Это прежде всего забота о благожелательном психологическом климате в детском коллективе и о культуре отношений взрослых и детей: «каждый человек – наивысшая ценность, которую нужно бережно культивировать», «живите для улыбки другого», «поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступили с тобой». Это и многие другие принципы отношений проецируют проявление толерантности в отношениях.

В практике воспитания мы встречаемся и с безнравственными, даже противоправными взглядами, поступками.

- Шестиклассник съезжает на перилах по школьной лестнице, размахивая ногами – ударяет первоклассницу, поднимающуюся навстречу, по лицу, разбивая в кровь нос и губу. На выговор подоспевшей учительницы отвечает: « Я – человек свободный. Как хочу, так и веду себя. Пусть бы она посторонилась. А разбитый нос – ее проблема».

- Подросток, замеченный в кражах, заявляет: «Воровал, ворую и буду воровать! Задача в том, чтобы научиться не попадаться. Сейчас все воруют!»

- Две девочки, восстанавливая «справедливость», избили третью. Одноклассники оказались на стороне избивших: «Так Лизке и надо: она сплетница».

- В классе принято повальное списывание. Не дает списывать и сама не вписывает одна Вера В. Естественно, она в классе стала изгоем.

- А сколько прозвищ и кличек бытует в детской среде по поводу принадлежности детей к разным национальностям!

Как быть в подобных ситуациях? Принимать? Терпеть? Проявлять толерантность?

7.А.Н.Лутошкин выделил 5 стадий развития коллектива: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел» .

Соотнесите данные названия с известными вам стадиями развития коллектива и попытайтесь охарактеризовать последние две.

Задание 2. Выберите правильный ответ:

1) «Развитие коллектива» следует понимать как:

А) процесс сплачивания хорошо организованного и подготовленного актива,

Б) процесс развития коллективных отношений детей и педагогических требований,

В) процесс организации коллективных отношений деятельностей, процесс формирования изменения отношений, процесс развития мотивов поведения.

2). Установите последовательность средств формирования коллектива по степени наибольшей важности:

А) дружный коллектив взрослых в детском учреждении,

Б) коллективные игры, занятия, прогулки, совместные переживания и впечатления,

В) этические беседы о дружбе, чтение художественной литературы, напоминания.

Задание 3.Прочитайте предложенные тексты фрагментов книг, вспомните материал лекции.

ФК 1. Семейное воспитание – общее название для процесса воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно средой обитания и воспитательной средой. Влияние ее, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает школу, средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства, что позволяет педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обуславливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Какая семья, такой и выросший в ней человек. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети.

В современном обществе все заметнее кризис семьи. Он выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Ведь именно в семье и через семью формируются первичные представления ребенка, ценностные ориентации и социальные установки. Семья стоит у колыбели формирования личности, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто решаются в семье, становятся непреодолимыми.

Сколько семей, столько и особенностей воспитания. Можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиями негативного влияния на воспитание детей.

1. Семьи, уважающие детей,

2. Отзывчивые семьи.

3. Материально – ориентированные семьи.

4. Враждебные семьи.

5. Антисоциальные семьи.

Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного воспитания. Деятельность школы и семьи по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:

1. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета .

2. Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

3. Организация систематического обучения родителей наиболее эффективным приемам работы с детьми.

4. Родительские собрания,

5. Приглашение родителей в школу для беседы.

6. Переписка с родителями.

7. Вечера вопросов и ответов.

8. Консультации.

ФК 2. Есть определенная специфика семейного воспитания, отличающая его от воспитания общественного ( в том числе и школьного) – семейное воспитание основано на чувстве. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождается в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей. Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу. Один и тот же человек может быть и воспитуемым, и воспитателем. Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности, проходит все этапы ее. Семейное воспитание имеет также широкий временный диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток.

Ответьте на вопросы.

1. Каковы воспитательные функции семьи?

2. Какие типы семейных отношений вы могли бы выделить. Охарактеризуйте их.

3. Что входит в содержание семейного воспитания?

4. Какие стили семейных отношений получили наибольшее распространение?

5. Каковы методы семейного воспитания? Как совершается выбор и применение методов родительского воспитания?

6. Укажите на наиболее распространенные ошибки семейного воспитания.

7. Проанализируйте главные формы сотрудничества классного руководителя с семьей.

8. Как рассказывать родителям об их детях?

Задание 5.Для какой семьи характерны принципы семейного воспитания, изложенные матерью пятерых детей (материалы Учительской газеты). 1 Равноправность всех детей. 2. Никаких соревнований между детьми. 3. Никаких наказаний. 4. Все праздники общие. 5. Открытые требования. 6. Мой дом – моя крепость. 7. Мои дети хорошие.

1) Семьи, уважающей детей.

2) Отзывчивой.

3) Материально ориентированной.

4) Враждебной.

5) Асоциальной.

Задание 6.Среди условий правильного семейного воспитания некоторые сформулированы неправильно. Найдите их.

1) Педагогическая культура родителей.

2) Систематическое наказание детей.

3) Задабривание детей.

4) Участие в совместных делах.

5) Потакание детям во всем.

6) Слежка за каждым шагом ребенка.

7) Педагогический такт родителей.

8) Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.

9) Опора на положительное.

10. Природосообразность воспитания.

11) Гуманизация отношений.

12) Связь с общественным воспитанием.

Задание 7.. Какой характер предъявляемых требований соответствует каждому этапу развития коллектива?

  • Воспитатель (субъект воспитания) – требования опосредованные,
  • Актив (субъект воспитания)– общественное мнение,
  • Коллектив (субъект воспитания) - прямые, ясные, решительные требования.
  • Личность ( субъект воспитания) – каждый сам предъявляет к себе определенные требования.

Задание 8. Предлагаются характеристики коллективов. Определите признаки соответствующей стадии развития коллектива и оцените особенности педагогической позиции.

1) Класс не блещет ничем среди других в школе. Дружбы нет, а вернее, общаются небольшими группами. Некоторые из них даже враждуют. В классе есть лидеры, их даже можно назвать организаторами. Они могут повести, но куда? Это совсем не те дела. Немало ребят думают только о себе, если что и делают, то лишь бы прославиться, утверждая, что если бы не они, в классе вообще бы ничего не было бы. Большинство ребят выражают недовольство тем, что и как организуется в классе, критикуют все начинания, сами же палец о палец не ударят, чтобы предложить и сделать что-нибудь интересное.

2) Класс организованный, считается лучшим в школе. Активно действует. Проводится много интересных дел, в планировании и организации которых принимает участие большинство ребят. Староста класса – волевая и решительная девушка. Заскучать никому не дает. Да и остальные – деловые ребята. Правда, иногда актив бывает так заинтересован в результатах какого-либо дела, что забывает о самих его участниках. Учащиеся гордятся своим коллективом. Они прямолинейны на собраниях, никому спуска не дают. Общественное мнение играет большую роль в жизни класса.

3). В классе нет чего-то такого, что было бы важно для всех. У коллектива как бы нет стержня, общей цели. Вроде бы неплохо, что после уроков одни идут в спортивные секции, другие – в кружки. Но каждый сам по себе. Дела в классе их мало интересуют, большинство ребят к ним совершенно равнодушны. Классный руководитель убедил актив провести вечер, чтобы как-то сблизить ребят. Создали актив дела, который старательно придумывал, готовился, изобретал, но на вечер пришла половина класса.

Задание 9.Представьте себе молодую семью, где оба родителя много заняты по службе. У них есть две возможности воспитания двухлетнего сына: - малыша отвозят на неделю к бабушке и дедушке и забирают домой на выходные и праздники, - малыш остается дома, куда в будние дни приезжают бабушка и дедушка, а на выходные они забирают ребенка к себе, чтобы дать молодым родителям отдохнуть. К какому варианту вы посоветуете прибегнуть? Ответ аргументируйте.

Задание 10.Представлен один из вариантов ученическо-родительского собрания. Тема его х и организационная форма обусловлены воспитательной целью: способствовать разрешению противоречий, возникающих в младшем юношеском возрасте ( 9 класс) между взрослеющими детьми и их родителями. Форма собрания – педагогический круг «Взрослые и дети». Техника проведения такова: и с девятиклассников, и с родителей собираются проблемы, их затрагивающие и остро волнующие. Вопросы, записанные на отдельных листочках, вкладываются в конверты: один - для родителей, второй – для учащихся. На собрании эти конверты передаются из рук в руки поочередно и родителям, и учащимся. Каждый, кому в данный момент передали конверт, не глядя, достает вопрос, громко его читает и откровенно отвечает. При этом введено условие: родители помогают родителям, дети – детям.

Вопросы родителей – детям:

  • 15 лет – это еще 15 или уже 15?
  • Зачем взрослеющим детям родители?
  • Нужен ли «союз» классного руководителя и родителей?
  • Продолжите фразу: «Хорошие родители – это……»

Продолжите список возможных вопросов.

Вопросы детей – родителям:

  • Почему многие родители считают нас маленькими и продолжают опекать?
  • Почему родители долго и часто и нудно разъясняют нам то, что нам давно хорошо известно?
  • Какие качества современной молодежи вы безусловно одобряете, а какие решительно осуждаете? Почему?

Продолжите список возможных вопросов.

Каково ваше отношение к такому типу родительских собраний?

Задание 11.Объедините данные пункты одним заголовком.

1. Что хорошего я могу сказать о ребенке?

2. Что меня тревожит, беспокоит в ребенке?

3. Каковы причины данного явления?

4. Какими методами, путями и средствами можно устранить негативные явления?

5. Выработка общей стратегии поведения.

Задание 12.Составьте анкету (5-6- вопросов) для родителей пятиклассников. Цель анкеты - выяснить особенности домашнего воспитания каждого из ваших учеников.

Задание 13.Какую воспитательную ценность имеет задание детям ответить на вопросы:

1. Чему научил меня мой папа.

2. Чему научила мены моя мама?

3. Каким бы я хотел тебя видеть, отец?

Наши рекомендации