Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
Метод в переводе с греческого языка означает «способ», «путь». В философии метод рассматривается как способ достижения целей, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом обучения понимается «способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств, практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта» (И. Я. Лернер).
В составе методов выявляются приемы.
Прием – это элемент действия, его структурная часть, разовое действие определенный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием.
Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательных задач (В. А. Сластенин).
По мере развития дидактики как науки, менялось определение понятия «метод». Вот некоторые из них:
Я. А. Коменский, говоря об естественном методе подчеркивает, что он представляет собой применение идеи природосообразности к процессу обучения и предполагает построение обучения так, как это требует природа самого процесса обучения, его закономерности, в частности природа ребенка и особенности его возрастного развития.
Д. Дьюи (1859-1870) считал, что в процессе обучения следует опираться на метод эксперимента. Он должен приводить детей к открытию новых истин посредством пяти последовательных этапов: 1) ощущения проблемы (затруднения); 2) ее обнаружение и определение; 3) представление возможного решения; 4) выявление путем умозаключения следствий вероятного решения; 5) дальнейшее наблюдение и эксперименты, ведущие к окончательному решению.
А. В. Луначарский писал, что от метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской жизни, класс будет спаян единой, интересной работой и проникнут благодарной дружбой к своему руководителю (А. В. Луначарский «О воспитании и образовании». – М., 1976.).
И. Т. Огородников методом обучения называет то средство или тот путь, при помощи которого учитель, опираясь на сознательность и активность учащихся, вооружает их знаниями, умениями и навыками.
Ю. К. Бабанский, определяя характерные особенности метода обучения, указывает его специфические признаки:
ü определенная форма движения познавательной деятельности учащихся: а) определенный логический путь освоения знаний, умений и навыков учащимися; б) определенный вид и уровень познавательной деятельности учащихся (репродукция, эвристика, поиск, исследование);
ü специфическое движение раскрытия усваиваемого учащимися содержания знаний в школе;
ü определенный способ обмена информацией между учащимися и учителями (словесным, наглядным, практическим);
ü определенный способ управления познавательной деятельностью учащихся (непосредственного, опосредованного управления или самоуправления);
ü характеризуется некоторыми способами общения учителя с учащимися;
ü определенный способ стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся;
ü характеризует определенный способ контроля и эффективность учения.
Из приведенных определений следует, что метод обучения выполняет важнейшие функции в процессе обучения, с его помощью осуществляется:
a передача ученикам содержания изучаемых предметов (обучающая функция)
a управление познавательной деятельностью учащихся
a интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств (развивающая и воспитывающая функции)
a обеспечивается стимулирование и мотивация учебной деятельности (побуждающая функция)
a позволяет учителю, учащимся обмениваться учебной информацией, учиться взаимопониманию и взаимопомощи (коммуникативная функция).
a диагностировать и корректировать результаты обучения (диагностико-корректирующая функция).
Метод обучения – сложное многомерное образование. В нем есть объективная и субъективная части. Первая не зависит от педагогов и отражает закономерности, принципы обучения. Вторая обусловлена личностью педагога, конкретными условиями использования того или иного метода. Именно субъективная часть открывает простор для педагогического творчества.
С учетом многомерного характера методов обучения существует множество их классификаций. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система.
Одна из первых классификаций методов обучения была предложена Е. В. Перовским и Е. Я. Голант. Эта классификация отражает в основном виды деятельности учителя. Кроме того, она была ориентирована на «золотое правило» дидактики.
В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены три группы методов:
Æ словесные (лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой);
Æ наглядные (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов, гербариев и т.д. в последние десятилетия видео в сочетании с новейшими компьютерными системами);
Æ практические (выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторная работа, наблюдения, выполнение измерений на местности и др.).
Достаточно широкое распространение получила классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). В данной классификации выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный. Это наиболее экономичный метод, дающий возможность учителю передавать школьникам накопленный человечеством обобщенный и систематизированный опыт. С помощью этого метода актуализируется восприятие, память, формируется эмпирическое мышление.
Репродуктивный метод. Он ориентирован на запоминание, воспроизведение и повторение способа деятельности по конкретному заданию учителя.
Задача учителя разработать эффективную систему упражнений, программированные материалы, составить определенный алгоритм, т.е. правила и порядок выполнения действий. При этом обеспечить обратную связь о выполненных заданиях, самоконтроль.
Проблемное изложение. Сущность состоит в постановке проблемы учителем, определения путей, этапы ее разрешения. Ученик не только воспринимает определенные знания, но и усваивает способ и логику решения поставленной проблемы.
Частично-поисковый метод. Этот метод позволяет учителю включить школьников в поиск решения поставленной проблемы.
Для этого учителю необходимо конструировать задание с учетом знаний, возможностей, чтобы в полной мере обеспечить им самостоятельный поиск.
Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
Классификация методов обучения по дидактическим целям (дидактическим задачам) (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников и др.):
Дидактические задачи | Методы обучения |
1. Сообщение и разъяснение знаний с целью их восприятия и запоминания | устное изложение показ самостоятельная работа |
2. Закрепление полученных знаний | обсуждение изученного самостоятельная работа |
3. Закрепление навыков и умений | показ упражнения (игра, самостоятельная работа) |
4. Применение знаний, навыков и умений на практике | метод практических работ самостоятельная работа |
Классификация методов обучения, предложенная М. И. Махмутовым, исходит из различения понятий «преподавание» и «учение», а, следовательно, и понятий «метод преподавания» и «метод учения», которые в совокупности составляют «бинарные методы обучения».
Метод преподавания | Метод учения |
1. Информационно-сообщающий (сообщение знаний) | a исполнительский метод учения (заучивание) |
2. Объяснительный метод (раскрытие сущности явления) | a репродуктивный метод учения (осознанное усвоение знаний) |
3. Объяснительно-побуждающий метод преподавания (частичное объяснение учебного материала, частично-проблемно-познавательная задача для школьников) | a частично-поисковый метод учения (сочетание восприятия объяснений учителя с его поисковой деятельностью) |
4. Побуждающий метод преподавания (постановка проблемных вопросов и задач перед школьниками) | a поисковый метод учения (самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы) |
Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов обучения Ю. К. Бабанского, в которой выделяются три группы методов обучения:
û методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,
û методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности,
û методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Существуют и иные подходы к классификации методов обучения.
Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую задачу деятельности педагога. Опираясь на исследования Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова и других ученых, при выборе методов следует учитывать следующие критерии:
Æ их соответствие целям и задачам обучения и развития;
Æ соответствие содержанию урока;
Æ соответствие реальным возможностям школьников;
Æ соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
Æ соответствие возможностям самих учителей, уровню их квалификации.
Успешному выбору методов обучения способствует сравнительный анализ их эффективности для реализации разных целей обучения. К примеру, наглядные методы обучения наиболее способствуют развитию наблюдательности и повышению внимания к изучаемым вопросам. Их использование возможно, если само содержание материала может быть представлено в наглядном виде, и в наличии имеются наглядные пособия. Словесные методы эффективны для формирования теоретических и фактических знаний и используются, если материал носит преимущественно теоретико-информационный характер, если учитель владеет ими лучше, чем другими.
Также успешному выбору методов обучения способствует оптимальное сочетание разнообразных методов обучения. На базе сочетания различных методов обучения создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьников, обеспечивается активное восприятие учебного материала, позволяет учащимся раскрыть свои возможности и способности.
Вопросы и задания
1. Дайте определение понятиям «метод обучения», «методический прием»?
2. Раскройте принципы классификации методов обучения
3. Покажите как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения.
4. Какие условия определяют выбор методов обучения?