Учебная программа имеет пояснительную записку, краткие методические указания по: основным разделам курса и распределение материала, как правило, по четвертям. Ее структура со- .233 ,^<1П1ШШ1шш«1<11Г1!|[|/»1»!1Ш1мтт111»^ i.'' стоит из основного (образовательного) компонента и -операционного- или ■практического. Помимо этих блоков, в образовательном Может быть расширяющий и сужающий компонент, а также проблемный, ситуационный, корректирующий и блок самоконтроля. Главное требование к отбору учебного материала — его соответствие основным дидактическим принципам: и познавательным возможностям контингента определенного типа специальной школы. Программы могут быть разноуровневыми и индивидуальными, рассчитанными на учащихся с разными возможностями усвоения материала. Учебная литература (учебники и учебные пособия) должна создаваться как инструмент процесса обучения и обладать определенными качествами и характеристиками, призванными помочь учащимся более полно усвоить содержание образования. Общие функции учебника: • образовательная, реализуемая через усвоение учащими ся фактологических сведений и знаний про методологичес кие принципы, которые используются в учебно-познава- тельной деятельности; а воспитательная, заключающаяся в формировании миро воззрения; "" ■ ' ■ • коррекционно-развивающая, выражающаяся в стимуля ции развития познавательной деятельности. Основные требования к текстовой части учебника сводятся к следующим: 1. Соответствие программе. 2. Структурная простота построения текста. 3. Объяснительный характер, материал в виде размышлений, а не описаний. 4. Широкое использование сравнительного метода. 5. Наличие в заключительных главах, параграфах итоговых материалов и кратких выводов. - ' - "6. Дидактически дозированный объем учебного материала, его пошаговое поступательное развертывание. " '•'■■ 7. Содержание материала учебника должно отвечать принципам научности, доступности, наглядности. Примерно 80 % его ■' объема занимает стандартная модель (общечеловеческое знание),. 20 % — национальный аспект.: . 8:. Важно выдерживать внешний графический рисунок текс-та, использование различных шрифтов для выделения особо зна*,.. чимой учебной информации (выделение заголовков и подзаголов- ков, количество-абзацных отступов, размеры абзацев, длина вхо дящих .в него фраз и пунктуация).,Все это создает ритмический каркас текста.. Внутренняя образная наглядность обычно служит одним из факторов, организующих и, в определенной мере, упо рядочивающих мысли обучаемого при восприятии им новой на-- учлой информации.. >■ . ;.>.;■ Выдающийся французский математик Влез Паскаль (1623— 1662) называл искусством убеждать проведение «методичны* и совершенных доказательств», которое состоит в понимании и соблюдений условий или правил для определений,, аксиом идо* казательств. Среди восьми его правил пять, по нашему мнению, являются ценными рекомендациями при составлении учебников и учебных пособий для учащихся. Правила, необходимые, для определений: -'■--,■ • не признавать неясные или двусмысленные термины; - .,-. * в определениях использовать только известные или объ ясненные термины. Правила, необходимые для аксиом: • признавать аксиомами только сами по себе очевидные по ложения. ,'1 V .Г".,-."/...... <- Правила, необходимые для доказательств: . : *. доказывать все, хоть и немного, неясные положения, пользуясь аксиомами или ранее доказанными положениями; ... j ... - • избегать двусмысленности терминов, ставя на место оп ределяемого термина нужное определение. С 1996 года Научно-методический центр учебной книги и средств обучения вместе с издательствами «Народная асвета» и «Полымя» впервые начал в Республике Беларусь создавать учеб ную литературу для всех категорий детей с особенностями пси хического и физического развития на белорусском и русском языках. Содержание и художественное ее оформление обеспечи вает коммуникативную компетенцию, дичноетно-ориентирован- ный подход и содействует интеграции такого ребенка в обществ.. во. Проблема обеспечения.отечественной учебной литературой учреждений образования для детей с особенностями психофизи ческого развития постоянно находится в центре.внимания науч но-педагогической общественности республики. !: .. ■ Согласно Концепции реформирования специального образованиям республике выделяются три вида образования: цензовое* нецензовое и абилитационное. Учитывая, что многие-дети е.да-- 2.35 желыми умственными или' физическими недостатками не обладают познавательными умениями и навыками, которые требует традиционная школа, перед педагогами стоит серьезная задача-разработки образовательных программ, которые отвечали бы уровню работоспособности таких учащихся. Таким образом:, проблема содержания специального образования заключается в решении следующих задач: 1. Приблизить его к требованиям современного общества с учетом изменяющихся социально-экономических условий (знания для будущего, а не морально устаревшие). 2. Обеспечить учащихся знаниями, выполняющими развивающую' функцию, способствующими не предметной подготовке, а становлению социального опыта и коррекции личности на основе индивидуальных и возрастных особенностей детей на всех этапах обучения. 3. Ввести интегрированные предметы, направленные на более комплексное решение коррекционных задач. 4. Разработать содержание новых специальных курсов, нацеленных на усвоение практических знаний о себе как о человеке и личности в системе «Я — общество». 5. Оптимизировать содержание трудового обучения. Определение понятия «содержание образования» может зави сеть от того, что принимать за источник содержания. Это либо: • реальный мир (окружающая действительность, живая и неживая природа), либо * внутренний мир ребенка, его потребности и способности, требующие развития в организованном процессе обучения. Рассмотренный выше материал в основном отражает первый подход. Однако в НИШ коррекционной педагогики РАО предло жено новое содержание специального обучения, смьхелообразу- ющим центром которого выступает социально-эмоциональное развитие ребенка, развитие его самосознания. Исходя из основ ной идеи, предлагается превратить в объекты познавательной деятельности учащихся такие сложные явления, как отношение к событиям жизни, настроения, эмоциональное отношение к людям, чувства, мотивы И последствия своих й чужих поступ ков, взаимосвязь между внутренним миром человека и его судь бой, т. е. целенаправленно, последовательно и гораздо раныне, чем в традиционной педагогике, сделать предметом анализа ре бенка не только бытийную сторону жизни, но и внутренний мир человека. . . ОтПраВНОЙ ТОЧКОЙ 1фОЛЛОЖСШМ>{1 .1П1ЧИоеТшм>|ШеП'Ш|ШНШ1ПОЙ технологии обучения является ведение «Дневники событий жил ни ребенка». Работа с дневником убеждает в необходимости дополнять содержание специального образования программами, которые помогали бы ребенку делать то, что ему труднее всего — налаживать взаимодействие с окружающим миром людей, учиться понимать себя и других. Такой подход к построению содержания обучения опирается на философскую антропологию (Макс Шеллер), согласно которой сущностью человека является его способность строить самого себя, а также имеет тесную связь с философией и педагогикой экзистенциализма, в основе которых лежит понятие «существование » в субъективном смысле — « Чем я являюсь сам для себя? ». Экзистенциалисты видят задачи воспитания в том, чтобы побуждать ребенка быть самим собой, помогать его самовыражению. Один из самых ярких представителей философии экзистенциализма известный французский писатель Жан-Поль Сартр (1905—1980) оценивал влияние внешних факторов на ребенка как крайне незначительное и наиболее эффективным считал самовоспитание: «Человек создает себя сам. Он не сотворен изначально, он творит себя, выбирая мораль; а давление обстоятельств таково, что он не может не выбрать какой-нибудь определенной морали». Проблему содержания образования можно рассматривать не только в рамках концепции предметной деятельности, но также с позиций концепции освобождения от деятельности (П. Г. Ще-дровицкий), суть которой состоит в'следующем: человек обременен быстро устаревающими и нефункциональными знаниями, умениями и навыками, чем больше он знает и умеет, тем он слабее по отношению к постоянно меняющемуся миру. Наиболее гибким, мобильным и сильным является тот, кто умеет превращать пространство своего интеллекта в «чистый лист бумаги». Вопросы и задания ' 1. Какие существуют подходы к разработке содержания образования? 2. В каких документах опредмечивается содержание образования? 3. Чем отличается базовый учебный план от типового? 4. По учебным планам нескольких типов специальных общеобразовательных школ проследите содержание коррекционногсшомвонента. [5. Проанализируйте структуру учебной программы яда специальной щколы (предмет и тип школы по выбору)-, б* Выберите в-унебнике материал-, основная цель изучения которого . обозначается категорией <<оценка%, «знание»,, «понимание», «применение?.. Литература для самообразования Вгажнокова Й. М. Стандарт образования и система измерителей знаний в школе для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1996. Mb 3. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И, Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения //.Дефектология. 1998. № з.. Государственный специальный,образовательный стандарт школ для глухих детей // Дефектология» 1995. № 5. Крайко Б. М. Сучасны школьны падручшк // Адукацыя i выхаванне. 2001. №5. Солнцева Л. И. К вопросу о стандартах начального образования для детей с нарушением зрения // Дефектология. 1995. Ш 6. 3.4. Новые информационные технологии в специальном образовании Нововведения подобны. новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой. Ф. Бэкон Понятие «информационные технологии» означает'технологии на базе ЭВМ, компьютерной основе, которые дают возможность обеспечивать различные категории пользователей услугами по получению и восприятию информации. Новые информационные технологии (НИТ) — это новые способы передачи и обработки материала. Система НИТ включает в себя тесты и диагностические, контролирующие и обучающие программы, словари, справочники, тренажеры для отработки контрольных навыков, лабораторные практикумы, моделирование л проектирование. ... Применение технических средртв,и коммуникационных тех-' нологий развивается в соответствии с-концепцией, образования,' основанной на самостоятельности самого учащегося. Педагогическая суть НИТ состоит в том, чтобы уходить от того, что учащиеся знают, и идти к тому, что они умеют. Использование НИТ требует учить не на уровнефактов, а на уровне концепций. Большое значение в этом процессе призвана сыграть электронная учебная литература, разрабатываемая на основе идеи гиперссылок, когда учащиеся могут самостоятельно определять объем материала в зависимости от исходного уровня своей компетентности. Главные сферы применения компьютерных технологий, которые могут оказать значительное воздействие на систему специального обучения: 1. Производство учебного материала. Бесспорное преимуще ство электронного способа подготовки и хранения информации состоит в ускорении и упрощении процесса ее переработки и об новления. . ■ . 2» Хранение и быстрый поиск информации независимо о^-ше- ста ее хранения — на, жестких, гибких, видеодисках или в базе данных.- " ._.,, 8. Создание на базе компьютерной техники систем связи (электронной почты-, телеконференцсвязи), позволяющих учащимся, педагогам .общаться между собой на расстояний & даже проводить групповые семинары и дискуссии со своих терминалов. ,К гибким, формулам распространений знаний можно отнести и такие, как ответы на вопросы и;просьбы учащихся, связанные с содержанием учебного курса; советы с целью ориентировки учащихся в, программном материале; помощь в разрешении труд-i ностей в понимании какого-либо предмета; пересылка заданий и контрольных работ; переписка по электронной почте; совмест ная разработка проектов, организация групп взаимопомощи и др. Это особенно, важно для категории учащихся, которые в силу определенных причин, например, нарушение опорно-двигатель ного аппарата, вынуждены оставаться в четырех стенах своего дома. . - ■ , л..-. Психолого-педагогическая целесообразность-использования компьютеров в обучении детей с недостатками психического и физического развития заключается в создании у ребенка первоначальной модели взаимодействия с ЭВМ. Формирование-и развитие умения общаться с компьютерной программой посредст* вом клавиатуры или «мыши» дает возможность расширить круг специальностей для профессионально-трудовой подготовки а'но- Hi .. ii ■..... ии i иллектуалиаироватьтрадиционные про фили Помимо явного образовательного смысла, новые информационные технологии несут в себе широкие возможности для проведения коррекционной работы в специальных школах. Это новый стимул для активизации всех психических процессов и особенно для операциональных компонентов мышления, наиболее благоприятная среда для формирования навыков переноса и условие перехода с наглядных уровней мышления на абстрактные. Однако компьютер не заменяет традиционного обучения, а должен органически входить в систему учебно-воспитательной работы. В этих условиях процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные и взаимодополняющие функции компьютера: средство формализации знаний о предметном мире и активный элемент этого мира, инструмент измерения, отображения и воздействия на него. Традиционный подход в обучении, как правило, ограничивается работой с условными изображениями. Действия ребенка с символической предметностью компьютера должны быть построены таким образом, чтобы они исходно содержали в себе возможность возврата по мере необходимости к предметно-практическим действиям с натуральной наглядностью и составляли с ней единое целое. В качестве средства обучения, воспитания и развития учащихся специальных школ компьютеры применимы практически во всех формах учебно-воспитательного процесса: науроках.круж-ковых, факультативных занятиях, для самостоятельной работы как сильных, так и слабых-учащихся. Они служат активизации учебной деятельности, индивидуализации обучения, экономии времени, контролю знаний и другим целям. Особенностью использования компьютерных программ в специальных школах является взаимодействие учащихся с машиной через учителя. Складывается своеобразный дидактический треугольник: компьютер — учитель — ученик. В первую очередь это характерно для вспомогательной школы. Учителю приходится уточнять у учащихся понимание задания, оказывать по мере необходимости помощь в его выполнении, следить за целенаправленностью действий, подводить к правильным обобщениям, опираясь не только на содержание программы, но и на весь имеющийся опыт ребенка. Однако это не означает, что диалог умственно отсталого ребенка с компьютером исключается вообще. Все зависит от степени сложности компьютеризированного материала, способа управления программой и психологической готовности ребенка. - Для лиц с тяжелыми ограничениями в развитии компьютер используется как средство стимуляции нервно-психической активности. Программно педагогические средства (ППС) в форме компьютерных игр пониженной сложности служат формированию и коррекции как отдельных сторон познавательной деятельности, так и целостных процессов. Например, для коррекции зрительного, слухового восприятия, отработки ориентировочно-поисковых движений глаз, коррекции пространственных нарушений. С помощью компьютера можно максимально индивидуализировать объем, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость. Компьютерные программы предполагают тщательно выверенную поэтапность, невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего, занимательность, разнообразные комбинации упражнений. Идея использования компьютера как средства упрощения процесса обучения лежит в основе современной методики специального образования. С этой целью была создана комплексная компьютерная система (США, штат Конектикут), которая направлена на развитие двигательных и познавательных действий. Эта мультисенсорная система включает в себя компьютерную рабочую станцию, рабочий стол, специально разработанное программное обеспечение, цветные пластинчатые матрицы, кубики, карты, слайды, объемные клавиши управления и специально сконструированную клавиатуру. Все это составляет единое целое с различными видами ручной деятельности. Система ориентирована на детей с недостатками зрения, слу^ ха, речи, концентрации внимания и памяти, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, неполноценности общей координации движений и координации «глаз рука». При этом особо учитываются требования пользователей с ДЦП, мышечной атрофией и другими подобными болезнями. Высота стола управления может варьироваться в зависимости от потребностей пользователя, что дает возможность активной деятельности даже больному, находящемуся в инвалидном кресле. Расположение инвалида в центре системы придает ему чувство, уверенности и силы, а значит позитивно воздействует на его самоощущение, самосознание и самовосприятие. Клавиатура, размеченная в соответствии с функцией каждой клавиши, состоит из шести больших кнопок: 4 клавиши, указывающие направления пространства, и 2 клавиши для ввода и пробела. Конструкция клавиатуры уменьшает возможность неправильных ответов. Пользователю предлагается меньшее число возможностей выбора, чем на стандартной клавиатуре компьютера, что, способствует большей концентрации внимания на предмете деятельности. Кроме того, функции клавиш варьируются в соответствии с различными направлениями деятельности и задаются непосредственно педагогом. Учащиеся могут воздействовать на них не только пальцами, но и по мере необходимости (вынужденности), ладонью, тыльной частью кисти или локтем. Виды деятельности зависят от уровня умственных идвига- тельных навыков ученика. В некоторых заданиях, выполняемых . с помощью функционально размеченной клавиатуры, устная обратная связь реализуется через компьютерную программу до полнительного сенсорного канала, который улучшает усвоение предмета пользователем. Обучение включает манипулирование реальными предметами и усиление обучающего воздействия ра- " боты с компьютером, а также живым звуком. ; Результат обучения повышается такими педагогическими приемами, как поощрение обучаемого в случае активного исполь- ,; зования им всех органов чувств во время занятий. Так, обучае- '} мый может одновременно осязать предметы и манипулировать ■' ими, следить за экраном компьютера и слушать аудио-ответ, вое- ," производимый машиной, выполняя при этом задания руководителя. Система помогает развивать познавательные навыки и расширяет знания обучаемых в следующих основных областях; визуальное восприятие и память; слуховая,намять; пространственная ориентировка; координация; аналитико-синтетическая деятельность; категоризация; сравнение, суждение; результат, причина, взаимосвязь; последовательность; арифметические дей-ствия; планирование; понимание знаков и символов; речевые & социальные навыки; независимость. Основные изучаемые предметы: цвета, геометрические формы, целое и часть, размеры, направления, арифметические понятия, симметрия; язык: наименования, понятия, ассоциации, предлоги; эстетика. При этом обеспечивается -гибкость в выборе использования различных компонентов системы. Можно утверждать, что это уникальная, принципиально новая среда обучения. Эффективный путь использования информационных техно'ло-1 гай в дошкольном-и специальном, обучении- открываеттехноло-гия «сенсорный экран». Для диалога с машиной достаточно вла-* деть простыми указательными жестами, которые значительно упрощают и заменяют работу со специальными манипуляторами типа мыши, джойстика, рекбола. Касание экрана указкой, ручкой, пальцем или рукой позволяет просматривать детские интерактивные энциклопедии, управлять действиями персонажей интерактивных мультфильмов, развивающих игр. Основанный на суперсовременных технологиях магнитно-резистивных поверхностей сенсорный экран абсолютно безопасен и Соответствует жестким стандартам экологии европейских стран. В связи с началом осуществления в 1990 году совместного проекта Гособразования СССР и корпорации IBM «Нетрудоспособные дети и инвалиды» (проект охватил 7 центров на базе дефектологических факультетов в гг. Москва, Ленинград, Минск, Ташкент, Алма-Ата, Свердловск, Киев) в странах СНГ стали известны две сугубо специальные коррекционные программы: «Видимая речь» и «Экранный чтец». Обе они постоянно развиваются и совершенствуются. Программа «Видимая речь» является средством формирова ния и коррекции произношения, позволяет также работать над высотой голоса, громкостью, темпом речи, интонацией. Первая ее версия была создана на основе десятилетнего эксперименталь ного исследования, проведенного специалистами 29 стран мира. «Видимая речь» позволяет работать как с нормально слышащи ми детьми, так и с лицами, имеющими нарушения слуха, слабо слышащими и глухими, при этом невозможность пользоваться слуховым контролем речи заменяется зрительным контролем, о чем весьма красноречиво свидетельствует название программно го обеспечения. " Программа «Экранный чтец» предназначена для незрячих и слабовидящих. Она позволяет компенсировать утраченное зрение озвучиванием той информации, которая обычно выводится на монитор (н"аличие его необязательно), либо распечаткой текста на принтере с брайлевской строкой, Проект «Нетрудоспособные дети и инвалиды» позволил открыть ранее неизвестную эмоционально-нравственную роль компьютера в жизни человека. Об этом свидетельствуют отрывки из сочинений учащихся 6 класса'школы № 101 для глухих-детей г. Москвы: «Компьютер — это1 нужная вещь. Компьютер иомо- 2047088��8378268165776�15��686166137 t'tioT мин, кик aiiii'i'i. .цинк. Я думаю, что компьютер ум,нее, лучше ihmix. В компьютерном; классе у меня настроение лучше всего. В компьютерном классе я чувствую себя, как король. Когда про шу компьютер помочь, он помогает, а когда прошу учителя, учи:' тель говорит: «Думай сам!» Компьютер всегда добрый, а учите ля— иногда...». • Учащиеся с особенностями психофизического развития отмечали также «милосердие» компьютера, когда в каждой игре у тебя есть несколько жизней, а в реальности, «если человека убили, то он уже никогда не воскреснет». Осуществление проекта стимулировало активизацию поисков в данном направлении: в институтах стали открываться лаборатории, ведущие тематические разработки, в журнале «Дефектология» появилась постоянная рубрика «Компьютер в руках де-фектолога». Наиболее известные в практике разработки: «Речевой калейдоскоп» (НПО «Каскад», Санкт-Петербург; «Филипок» (КУДИЦ, Москва); «КОСПР» (Минск). Практически все они использовали нестандартные внешние устройства обработки речи, заменяющие современные дорогостоящие звуковые платы. На базе компьютерных технологий создаются слухоречевые комплексы. Так,.комплекс «Коммуникация» подготовлен в соответствии с традиционной методикой произношения и предусматривает возможность работы с различными категориями обучаемых, начиная с раннего возраста. Аппаратно-программные возможности позволяют комплексу выполнять все функции, характерные для персонального компьютера; озвучивать конференц-зал; использоваться в качестве индивидуального слухоре-чевого тренажера; совместно с «индукционной петлей» выступать в качестве музыкального центра для озвучивания занятий ритмикой, проведения дискотек; исполнять роль, библиотеки учебников, методических рекомендаций и указаний. Важнейшая часть комплекса — цикл программ «Речевая, коммуникация», включающий в себя специально подготовленный набор обучающих, развивающих и коррекционных программ, предназначенных для формирования и коррекции устной речи у детей и взрослых (нарушение звукопроизношения, устранение фальцета и
ДР-)-.
Это —■ аудиометр, база данных, программные циклы «Живой
звук», «Голоса животных», «Голоса птиц», «Звуки и.буквы», «Ритмико-интонационная структура речи.» (htip:// surdosevis.narod.ru/corr.Jh-tm)>
В последнее время компьютерные технологии находят широкое применение во всех областях дефектологии, но особенно в логопедии. Так, для восстановления и модификации голосовой функции, при лечении заикания и логоневрозов используется специальное программное обеспечение типа BreaihMaker. Суть методики состоит в создании и закреплении стереотипа плавного произношения слов и фраз без спастических движений благодаря изменению речевого цикла. В процессе тренинга происходят следующие изменения; разрыв патологических связей между восприятием и произношением собственной речи, образование новых компенсирующих, условных связей. Человек с той или иной речевой патологией говорит в микрофон и затем слышит себя в наушниках после видоизменения своей речи компьютерной программой. Программа обеспечивает такое изменение речи, при котором естественным образом устраняется перевозбуждение речевых центров, происходит автоматическая установка правильного дыхания. Человек вынужден подстраиваться под свою исправленную речь, которую он слышит в наушниках, и говорить неправильно ему становится уже неудобно.
Определенный вклад в развитие компьютерных технологий в специальном образовании внесли разработки лаборатории автоматического распознавания и синтеза речи Института технической кибернетики Национальной академии наук РВ и Регионального компьютерного центра, на базе которого был создан пакет компьютерных программ «Рабочее место дефектолога».
Компьютерный мир меняется стремительно быстро, здесь отсчет времени ведется не годами, а порой даже и не месяцами. Отрадно отмечать, что он служит не только интересам бизнеса но и находит все более широкое применение в специальном образовании, значительно расширяя горизонты коррекционной деятельности педагога.
Вопросы и практические задания
1. В чем педагогическая суть новых информационны^ технологий?
2. Какие функции может выполнять компьютерная техника в специальном образовании?
3. Перечислите недостатки и нарушения, которые могли бы быть скомпенсированы с помощью компьютерных технологий. ■ - - ■
4. Разработайте фрагмент занятия по обучению грамоте с применением компьютера, используя различные шрифты.
9999999�
Пии|пну||.1 дли самообразования к-
.■Ui.<cn.6etpi В. И., Юдилееич А. Л:,.Белоножко О. П. Диагностические и коррекциоиные аспекты использования компьютеров в работе с детьми»,имеющими нарушение познавательной деятельности //Дефектология. 1991. № 6. .
Варенова Т. В. Особенности использования компьютерных технологий в специальном образовании..// Интеграция аномального ребенка в современной системе социальных отношений/ Материалы Всёукра-инской науч.-йр'йкт. конф; Киев, 1994. '■
ВЫрэнава Т. Б. Новая шфармацыйная тэхнаяопя у спецыяльнай аду-
кацы!. У Кн. 1нтэграцыйнаЯ тэндэнцыя ва удасканалейш падрых-
тоуга студэнтау-дэфектолагау ва умовах нацыянальнага адрадгкэн-
на, MIhck,J.993. ..... - ■*;■•,- -
Кукушкина О. И. Компьютеры. в специальном; обучении. Проблемы,
поиски,.подходы.// Дефектология.1994. Щ№ 5,.fi. ..,
Новые.информационные технологии в дошкольном образовании / Под,
ред.'Ю.М. Горница. М., 1998. '"■' ".; """
Смирнова Т. IT. Использование компьютерной программы «Видимая
речь II» в коррекции речи детей с ринолалией // Дефектология.
2001. №5. ' -:
3.5. Формы организации учебного процесса
Знание, различно переданное, будет иметь совершенно различное действие на учащихся.'
. . - ;, ■ . ■-. ' П.Ф.Каптперев
Организационные формы обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в- определенном порядке и режиме (И. П. Подласый). Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Формы организации обучения классифицируются до разЛйчнвШ критериями количеству учащихся, месту 'учебы, продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые щ индивидуальные фор* мы обучения. По месту учебы различают школьные,» внешкольные формы.
Классно-урочная система-обучения-,; элементы которой возникли еще в XVI веке в братских школах Белоруссии и Украины?, до сих пор остается наиболее распространенной в мире. Особенности и признаки классно-урочной системы обучения: в основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок;
• урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;
• ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала,: но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обу-ченности каждого ученика, а в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине;
• класс — это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса на протяжении учебного года почти не изменяется);