Детей с нарушениями развития
Тема 1. Предмет, цели, задачи, методы семейного воспитания детей с нарушениями развития
Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии как наука об особенностях воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в семье. Предмет семейного воспитания детей с отклонениями в развитии – процесс развития, воспитания и обучения детей младенческого, раннего дошкольного и подросткового возраста с отклонениями в развитии в семье. Целью семейного воспитания детей с отклонениями в развитии является эффективное повышение качества их жизни. Задачи семейного воспитания детей с отклонениями в развитии. Связь семейного воспитания с другими науками, ее комплексный характер. Методы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии. Новые технологии семейного воспитания: ранняя педагогическая помощь, сотрудничество специалистов и родителей.
Тема 2. Теории семейных систем,
Социально-экологическая модель семьи
Функции семьи. Структура семьи. Определение понятия семья с точки зрения системного анализа. Характеристики членов семьи, культурный стиль семьи, идеологический стиль семьи. Внутренние стратегии семьи. Разные виды поддержки семьи на разных этапах жизненного цикла. Семейные взаимодействия. Понятия «семейные подсистемы», «сплоченность», «гибкость (адаптивность)», «коммуникация». Модель структуры семьи Олсон. Сбалансированные семьи. Нестабильные, дисгармоничные семьи, семейный конфликт, родительские установки. Жизненный цикл семьи. Стадии и переходы жизненного цикла семьи.
Тема 3. Концепции семейного воспитания
Детей нарушениями в развитии
Исторический аспект. Патриархальная, авторитарная семья, предпринимательская модель семьи и социально приемлемые модели воспитания детей с отклонениями в развитии. Партнерская модель семьи и социально-приемлемые нормы воспитания детей с отклонениями в развитии. Современные подходы к модели семьи. Создание плюралистической семейной модели. Обоснование необходимости государственной и общественной поддержки семьи. Концепция нормализации семейной жизни. Обоснование необходимости организации широкой сети государственных и общественных учреждений для оказания помощи семье, вытекающей из концепции нормализации семейной жизни. Концепция семейного воспитания «Особые дети в России». Основные положения концепции, их обоснование.
Раздел 2. Семья ребенка с нарушениями речевого развития
Тема 4. Основные характеристики семьи
Ребенка с нарушением речевого развития.
Особенности функций, структуры, динамики семьи, имеющей ребенка с нарушениями развития. Интеграционные тенденции. Реакции родителей. Пути помощи. Отношение в обществе к семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Обучение родителей уходу за ребенком с отклонениями в развитии и стимуляции его развития.
Тема 5. Типология отношений родителей к детям с
Отклонениями в речевом развитии.
Особенности взаимоотношений матери и
Ребенка с речевым нарушением
Понятия «родительское отношение», «родительские установки», «родительская позиция». Типы материнского отношения. Детерминанты родительского отношения по А.И.Захарову. Параметры родительского поведения. Стили родительского поведения. Типы родительской любви. Роли ребенка в семье. Типы воспитания. Оптимальная родительская позиция.
Возрастная динамика детско-родительских отношений.Пренатальный период. Новорожденность. Младенчество. Ранний возраст. Дошкольный возраст. Роль родителей в воспитании ребенка на каждом этапе.
Особенности взаимоотношений детей с разными членами семьи.Особенности взаимодействия родителей и прародителей с детьми. Типы прародителей.
Нарушения детско-родительских отношений в семье.Причины нарушений детско-родительский отношений. Виды нарушенных детско-родительских отношений. Психолого-педагогическая коррекциядетско-родительских отношений в семье.
Проблемы современного семейного воспитания. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка с речевой патологией. Проблема системы отношений «мать - ребенок». Задачи и направления совершенствования семейного воспитания.
Раздел 3. Основы компенсирующего воспитания
Детей с нарушениями речи в семье
Тема 6. Содержание и формы семейного воспитания детей
С нарушениями речи. Варианты семейного воспитания.
Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями.
Типологии семьи: нуклеарная, полная, неполная, однополая, молодая, однодетная, многодетная, с нарушенным кровным родством. Специфика воспитания детей в семьях разного типа: тактики воспитания детей (диктат, опека, «невмешательство», «сотрудничество»).
Факторы семейного воспитания: родительская любовь, многоролевая структура семьи, включение детей во внутрисемейные отношения и деятельность, Условия семейного воспитания: объективные (уровень материального благосостояния семьи, численность и состав семьи и др.), субъективные (характер внутрисемейных отношений, направленность личности родителей, авторитет родителей, культурный потенциал, семейные традиции, уровень педагогической культуры родителей и др.). Принципы и особенности семейного воспитания.Роль семьи в воспитании ребенка. Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка. Важность коррекционного семейного воспитания в первые годы жизни ребенка в семье. Особенности психического развития ребенка как основа построения коррекционно-компенсаторного процесса. Основные положения коррекционной работы и взаимодействия специалистов и родителей. Права ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка. Право на образование, на сохранение своей индивидуальности. Безоценочное принятие ребенка, понимание его ситуации. Основные формы взаимодействия специалистов и родителей. Современные тенденции интеграции. Задачи и этапы коррекционного воспитания. Значение укрепления здоровья. Единство процессов воспитания, обучения и ухода. Нормализация биологического ритма «сон – бодрствование». Как обучить малыша опрятности и развить навыки самообслуживания. Развитие ручных навыков. Режим дня для ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. Как развивать сенсорные функции и различные виды памяти. Развитие познавательной деятельности, речи и навыков общения. Развитие игровых навыков. Совершенствование двигательных функций и ориентации в пространстве. Организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Этапы лечебно-педагогической помощи учреждениями Минздрава, органами социальной защиты, учреждениями Министерства образования и общественными организациями.
Тема 7.. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями.
Социальные и биологические причины речевых нарушений. Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста. Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития. Развитие начальных навыков общения у ребенка с отставанием речевого развития. Логопедическая работа. Установление контакта с ребенком, стимуляция звукоподражания, развитие пассивного речевого запаса, формирование восприятия звуков речи, развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа, развитие слухового контроля, работа над дыханием.
Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями.