Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация). Связь наглядных и словесных методов обучения

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

Особенности модульного обучения и рейтингового контроля.

Модуль - логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений. Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учени­ем: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, кон­тролировать. В основу модульной интерпретации должен быть положен принцип системности, предполагающий: • системность содержания, • чередование познавательной и практической частей модуля• системность контроля, логически завершающего каждый модуль. модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Одним из главных элементов модульного обучения является система контроля и оценки достижения учащихся. Одной из форм такой системы является индивидуальный коммуникативный индекс (рейтинг), цель которого – нацелить учащихся на получение максимального количества баллов при изучении модуля. Использование рейтинговой системы оценки знаний имеет ряд преимуществ, которые качественно отличают её от традиционной. Эта система: позволяет ученику сравнивать свои достижения с теми, что были у него некоторое время назад; устраняет у обучающихся боязнь, получить двойку, и в свою очередь повышает их активность; заставляет учеников более ответственно относиться к учебному труду, так как для получения итоговой отметки им необходимо заниматься в течение всего периода обучения.

Активные методы обучения.

это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Классификация:

Неимитационные

проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия;
самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии.

Имитационные

Игровые(деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи и т.п.), неигровые(коллективная мыслительная деятельность;
ТРИЗ работа;)

Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Классификация методов обучения. Условия выбора и применения методов обучения.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. основные группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Они, развивают абстрактное мышление обучаемых. Наглядные методы обучения сочетаются со словесными методами. Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. К практическим методам обучения, относятся письменные упражнения, где в ходе обучаемый применяет на практике полученные им знания. также упражнения, выполняемые обучаемыми со звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратурой, это как компьютеры.

Практические методы обучения применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения. Применение индуктивных и дедуктивных методов означает выбор определённой логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему и от общего к частному Индуктивное изучение применяется для изучения технических устройств. Индуктивным методом решаются многие математические задачи. Индуктивный метод обучения требует большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивный. Дедуктивный метод способствует быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление

Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения. Методы устного контроля.

Устный контроль осуществляется путём индивидуального и фронтального опроса на занятиях, что можно сказать достаточно сложно в условиях дистанционного обучения. Методы машинного контроля.

Используется машинный метод контроля в дистанционном обучении. Программы могут быть нескольких видов: контролирующие, тренажёрные, обучающе-контролирующие.

Приём - это организация определённого вида работы на конкретном уроке. приём сравнения, приём классификации, приём анализа и синтеза, приём обобщения Приём новизны, логических приём, рассказа и т.д.

Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции.

Наши рекомендации