Особенности возрастного развития

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы).

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8— 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем Дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30—45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере — на 50—70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений (таблица 18.1).

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют приведенные в таблицах 18.2, 18.3 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов (В. Ф. Ломейко, В. И. Лях и др.).

Таблица 18.1- Двигательная активность учащихся младших классов при разных видах мышечной деятельности (по Н.Т.Лебедевой)

Вид мышечной Продол- Объем движений,
деятельности житель- шаги
  ность, мин Мальчики Девочки
Утренняя гимнастика (дома) 400-500 500-700
Гимнастика на уроке (в школе) 200-300 300-400
Физкультпауза на уроках      
и при самостоятельной работе 120-150 150-200
Подвижные игры:      
на переменах:      
Больших 700-1000 800-1200
Малых 400-500 500-600
на уроках физической культуры 1200-3240
на открытом воздухе 60-90 3000-4000 4000-5000
Лыжная тренировка    
(внеклассные занятия) 6840-9120

Примечание. В зависимости от содержания за урок физической культуры может быть обеспечено до 43—57% суточного числа движений.

Таблица 18.2 - Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста (%)

Физические способности Среднегодовой прирост Общий прирост
  Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Скоростные 5,7 6,0 17,2 18,0
Силовые 12,7 8,7 38,0 26,0
Общая выносливость 7,9 5,5 31,6 22,1
Скоростная выносливость 3,4 3,6 13,4 14,4
Силовая выносливость 10,4 7,4 11,7 29,7

Таблица 18.3- Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 7—10 лет (%)

Суставы Гибкость
  активная пассивная
  Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных 4,9 3,2 -1,9 -0,1
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах 5,5 6,2 -8,7 -9,5
Подвижность различных отделов позвоночного столба: — тазобедренный сустав при сгибании туловища - нижнегрудной поясничный отдел - верхнегрудной отдел - шейный отдел     18,8     8,6   22,9 17,0     6,6     17,2   -6,2 22,2

В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

Наши рекомендации