Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности
Занятие как основная форма организации обучения речи: классификация занятий.
Виды занятий по родному языку: (в зависимости от ведущей задачи) – по формир словаря; - грам строя речи; - по воспит звуков культ речи; - по обучению связн речи; - по формир способности к анализу речи (подгот к обуч грамоте); - по ознак с худож литературой. (в зависимости от наглядного материала): - на кот использ предметы реальн жизни, наблюдения явл деят-ти; - с применением изобр нагладн (игрущки, картины); - занятия словесного характера без опоры на наглядность (беседы, пересказ). (По дидактическим целям по Бородич): -по сообщ нового материала; - по закреплению ЗУН; - по обобщению знаний; - итоговые, учётно-проверочные; - комбинированные ( смешанные, объединённые).
Комплексные занятия – имеется ввиду не простые сочетания, а взаимосвязь задач, взаимодействие на едином содержании. Объединение задач на комплексн занятии может осущ св речь, сл работа, звук культ речи, грам речь.
Интегративные (интегрированные) – по принципу объединения нескольких видов дет деят-ти и ср-в реч развития (чтение рассказа о птицах, коллект рисование птиц, рассказ по рисункам).
По количеству участников: фронтальные, индивидуальные.
Дидактические требования к занятию: 1. Тщательная подготовка к занятию (цели, задачи, материалы).2. В соотв материалы занятия и реч разв детей.3. Воспитательный характер занятия.4. Эмоциональный хар-р занят.5. Структура должна быть чёткой (вводная часть – установление связи с прошлым опытом, цель, создаются мотивы с учётом возраста. ,Основная чсть – главные задачи – использ обуч приёмы, созд условия для активной речевой д-ти детей. Речь краткая, эмоциональная. Заключительная часть – цель: закрепить знания получ на занятии; оптим сочетание кол хар-ра обучения с индивид подходом к детям; правильная организация занятия; учёт результата занятия; связь занятия с последующей работой развития речи.
Методика развития словаря в специально организованной деятельности детей дошкольного возраста.
Главное – освоение значения слов и их уместное употребление в соотв с контекстом высказывания, ситуацией кот происх Большое значение предаётся развитию умений подбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употребление многозначных слов в соответствии с контекстом, а также над лексическими функциями выразительности: антонимы и синонимы.
2 группы методов: 1. Методы накопления содержания дет речи: Первая сигнальная система – методы непоср –го ознакомл с окруж и обогащение словаря: рассматривание предметов, наблюдение, осмотр помещения, целевые прогулки и экскурсии. Вторая сигнальная система – методы опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассм картин с малознакомым содерж, чтение худ-х произвед, показ дид фильмов. Метод наблюдения – Тихеева сформулировала след наблюдения во время экскурсии и осмотров – требования: осмотры долж быть интер детям; во время наблюд не стоит перегруж внимание детей деталями, многочисл подробностями; обеспеч детям во вр наблюдения активность восприятия; обязательно заранее установить те реч формы, кот будут закрепляться или предлагаться впервые; кол-во наблюд должно быть педагогически обоснованно и нах-ся в числе др занятий. К методам непосредств наблюд относят наблюд за деят-тью взрослого, где дети учатся наюлюдать и выделять непоср признаки живого объекта или предмета. Невозможны без словесных приёмов, речевой образец очень важен – новые слова должны произноситься ясно чётко, с хор артикуляцией, должно повторяться многократно, но с использованием в разн ситуациях. Худ слово – важный момент. 2. Методы активизации: Рассматривание картины дид игры, дид упражнен, загадыв и отгадыв загадок. Загадывание загадок позволяет эфф упражнять ум, углублять знания о предметах и явлениях. Загадки пом дет проникнуть в образный строй выразит речи. Требования к применению: - загадываемое должно предшествовать ознакомл детей с предм и их характерными признаками; - заг должны быть доступны детям, как с точки зрения содержания, так и формы, снач дети учатся разгадыв на простом описании, а затем постепенно вводятся заг с метафорами; - обуч заг должно основываться на наглядн мат-ле; - отгад заг должно сопровожд объяснениями, доказательствами, рассужд; - след проводить в игровой форме.
Принципы: - единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; - опора на активное и действенное познание окружающего мира; - связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; - использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности
1.Количественное обогащение словаря осуществляется через серию занятий:
-занятия по первоначальному ознакомлению с предметами и явлениями окружающего мира,
- занятия по углублению знаний о предметах и явлениях,
- занятия по формированию понятий.
Качественное обогащение словаря происходит, в основном, на специальных комплексных занятиях по развитию речи в процессе работы над смысловой стороной слова.
Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности.
Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков, формирования навыков самообслуживания.