Концентры общения младших школьников, обучающихся в классах для детей с задержкой психического развития
Параметры | Количество выборов | ||||
максимально возможное по группе | абсолютное | в процентах к максимально возможному | |||
+ | - | + | - | ||
I. Отношение к матери | - | 44,9 | - | ||
II. Отношение к отцу | - | 23,9 | — | ||
III. Отношение к матери и отцу как единой родительской чете | 8,4 | ||||
IV. Отношение к братьям и сестрам | 34,8 | ||||
V. Отношение к бабушке, дедушке и к другим родственникам | 10,2 | ||||
VI. Отношение к сверстникам | - | 22,3 | - | ||
VII. Отношение к учителю | - | 20,5 | - |
Знак «+» обозначает положительный выбор, а знак «-» — негативное решение вопроса.
Полученный материал свидетельствует о том, что для младших школьников особенно большое значение имеет общение с матерью(I)1.
Зафиксированные в протоколах пояснения детей к выборам, сделанным в альбомах с графическими и вербальными заданиями, дали возможность выявить осознаваемую самим ребенком роль, которую играет в его жизни мать.
1 Здесь и далее римскими цифрами обозначен порядковый номер параметра, внесенного в таблицу.
Дети указывают на свое эмоциональное отношение к матери: «Люблю маму очень», «Мама лучше всех», «Мама — самый дорогой человек на свете».
Большинство детей подчеркивают, что именно мать является для них тем человеком, который помогает им обрести уверенность в себе, сбалансировать отношения с окружающим миром: «Мама не будет ругать», «Успокоит, пожалеет», «Поймет и скажет, что делать в этом случае», «Мама будет рядом, если мне будет больно. И мне не будет больно».
В матери они видят человека, чутко реагирующего на их успехи, оказывающего им помощь: «Мама обрадуется сразу», «Похвалит», «Поможет», «Объяснит в телике, что непонятно». Дети ценят привязанность к себе матери: «Она по мне скучает», «Мама добрая, ласковая. Ухаживает за мной».
Им нравится умение матери создать радостную атмосферу общения: «С мамой всегда весело». Вместе с тем дети отмечают и то, что именно мать заботится о том, чтобы «принести вкусное», «купить что-нибудь», обеспечить ребенка карманными деньгами — «Мама мне деньги дает».
Без специального вопроса со стороны экспериментатора, как бы рассуждая, младшие школьники говорят о том, что их больше привлекает в матери по сравнению с отцом: «Мама пожалеет, а папа начинает орать», «Мама добрее папы», «Если пойду с папой — он все: "быстрее и быстрее", а с мамой не надо торопиться».
Общение с братьями и сестрами (IV)у младших школьников с задержкой психического развития, обучающихся в специальных классах, занимает второе место.
Братья и сестры ценятся «потому, что они родные» и в то же время близки по возрасту: «Мама, папа, тетя будут разговаривать, а я с братом».
Дети констатируют свою эмоциональную привязанность: «Люблю свою сестру», «С сестрой хорошие отношения». В братьях и сестрах детей привлекает умение играть, рассказывать, создавать хорошее настроение, а также оказывать помощь в учении: «С братом интересно играть», «Он хорошо рассказывает», «Сестра рассмешит», «Сестра добрая, она объясняет мне». В высказываниях некоторых детей звучит душевная отзывчивость: «Играю с сестрой, потому что с ней никто не играет никогда».
Общение с отцом (И)менее значимо для младших школьников, чем общение с братьями и сестрами.
Больше всего дети ценят в отце способность поделиться своими знаниями: «Папа рассказывает разные истории интересные»,
«Рассказывает истории смешные», «С папой интересно», «С папой можно поговорить», «Я очень люблю с папой поговорить». Школьники ценят спокойное отношение отца к их промахам и провинностям: «Папа не очень ругает», «Мама будет ругать, а папа — нет».
Вообще, сравнение отца с матерью довольно часто присутствует в высказываниях детей: «Сяду рядом с папой, потому он тоже родной: и папа, и мама», «Люблю больше папу, а мама занята», «Можно и с папой, если мама очень занята». Отец чаще балует ребенка: «Папа хорошие подарки приносит», «Вкусненькое дает».
Дети с задержкой психического развития, живущие в родительской семье, мало фиксированы на ее целостности (III). Однако для некоторых детей единство родителей играет большую роль: «Без папы и мамы скучно», «Они меня больше всего любят». Об общении с бабушкой, дедушкой и другими родственниками дети упоминают гораздо реже (V).
Обращает на себя внимание, что для младших школьников с задержкой психического развития общение со сверстниками (VI)и с учителями, «чужими» взрослыми(VII) имеет практически одинаковое значение.
В общении со сверстниками они предпочитают эндогенные группы. Дети утверждают, что с представителями другого пола играть неинтересно. Кроме того, девочки полагают, что общение с мальчиками небезопасно: «Если с мальчиком играть, он может обидеть и толкнуть», «Я не хочу играть с мальчиками, потому что они обзываются любовниками», «С девочками интереснее». В свою очередь мальчики также не испытывают желания общаться с представительницами противоположного пола. Наиболее полное обоснование предпочтения общения с представителем того же пола дал Егор Н.: «С девочками не очень охота играть. У девочек другое все: они думают о другом, говорят о другом. А с мальчиками можно играть, потому что они более друзья». Почти половина учеников третьих классов (45,5 %) предпочитают общение с детьми более старшего возраста, обосновывая выбор тем, что старшие ребята могут помочь, расширить кругозор: «Он мне рассказывает больше, объясняет больше мне», «С ними веселее, больше знают».
Общаться со сверстниками и с детьми младшего возраста склонны одинаковые по количеству группы младших школьников с задержкой психического развития. Они хорошо осознают свой возраст: «Товарищи моего возраста: они не маленькие, не большие».
Данные эксперимента показывают, что игра является основным содержанием внеучебного общения этих детей. Именно для ее осуществления их больше всего устраивают сверстники: «Мои товарищи того же возраста, того же роста. Мы вместе бегаем», «Они лучше играть могут», «Люблю играть со своими сверстниками, потому что тот, кто меньше меня, не очень меня понимает. И старше тоже не понимает. В моем возрасте мы понимаем и я его, и он меня».
Некоторые испытуемые высказывают опасение по поводу общения с детьми старшего возраста: «Если с большими, могут подраться». В то же время лишь немногие 10-летние дети с задержкой психического развития ценят в общении с товарищами не только возможность совместной игры, но и иное содержание: возможность «разговаривать о смешном», умение товарища рассказывать об увиденном, о прочитанном. Высказывания о важности помощи со стороны друга единичны. В зависимости от опыта реального общения дети нередко высказывают полярные суждения о роли, которую играет друг в их жизни: «Подруга — надежный человек, она может спасти» или «Если задача решена неправильно, друг скажет: "Ну и что?!" А мама может объяснить». Обоснования предпочтения общения с более младшими детьми однотипны и мало дифференцированы: «Маленькие лучше, чем старшие. Со сверстниками не очень люблю», «Люблю играть со всеми, но лучше всего с маленькими: они смешнее!».
Иерархия значимости для младших школьников общения с разными людьми изучалась также А. С. Сагидовой (2003). Исследовалось эмоциональное отношение к ближайшему окружению учеников 4-6 классов г. Махачкалы. Субъекты исследования — нормативно развивающиеся школьники и их сверстники, задержка психического развития которых обусловлена церебральной астенией (согласно МКБ-10 шифр болезни детей F 06.6 — органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство). Такое дифференцированное — в зависимости от этиологии патогенеза — изучение общения детей с задержкой развития осуществлено впервые. В данной работе охвачен широкий круг проблем коммуникативной деятельности:
♦ аффилиативные отношения;
♦ формирование взаимоотношений в зависимости от акцентуации характера ребенка;
♦ эмоциональные связи в семье;
_33
♦ особенности родительского отношения к детям;
♦ эмоциональное отношение школьников к предпочитаемым сверстникам и к учителю.
Экспериментальные данные показали, что для нормативно развивающихся школьников 9-11 лет г. Махачкалы наиболее значимы отношения с родителями как с родительской четой (68,9 %). Ранговое положение матери и отца одинаково (59,7 и 59,2 %). Равнозначны для них отношения с матерью и с родительской четой: 49 и 45,2 %. Эмоциональные связи с отцом менее значимы (23,2 %), они совпадают с отношением к учителю (22,5 %). Для нормативно развивающихся детей общение с учителем играет несравненно большую роль — 36,4 %. Различное место в коммуникативных связях разных групп школьников занимают сверстники: 34,8 % выборов у детей с задержкой психического развития и 13,5 % выборов у их нормативно развивающихся сверстников. Достоверность различий подтверждена статистически (использовались критерий хи-квадрат Пирсона и V-критерий Манна-Уитни). У обеих групп детей одинаково эмоциональное отношение к сибсам (16,5; 21,2 %), к бабушке и дедушке (13,5; 15,3 %).
Представляет интерес сравнение данных об иерархии значимости общения с разными людьми в двух экспериментальных группах детей с задержкой психического развития, комплектование которых отличалось по ряду факторов.
Во-первых, в исследовании Д. Альраххаля экспериментальная группа рассматривается как единая полиморфная, без учета этиологии задержки развития. А. Сагидова изучает детей, задержка психического развития которых обусловлена астеническим расстройством центральной нервной системы.
Во-вторых, дети экспериментальных групп проживают в разных этнических условиях — в Москве и в г. Махачкале.
В-третьих, экспериментальные группы отличаются возрастом их участников. Московские дети — ученики третьих классов, школьники Махачкалы — ученики 4-6 классов1.
1 Данные о межличностных отношениях школьников с расстройством личности органического происхождения (F07.0), имеющиеся в работе А. С. Сагидовой, здесь не приводятся.
Данные о предпочитаемых концентрах общения этих детей представлены в табл. 4.
Таблица 4