Сущность процесса обучения в рамках поискового подхода
1) развивающий характер обучения;
2) поисковая деятельность выступает как самостоятельная ценность (высокий познавательный уровень);
3) учитель находится в позиции партнера по учебному исследованию;
4) личностная включенность всех участников в познавательно-поисковую деятельность;
5) постановка проблемы → выдвижение гипотез → их проверка — познавательная рефлексия над результатами и процессом познания.
Приведем сравнительный анализ традиционной и современной (личностно-ориентированной) дидактических систем (см. таблицы 16, 17, 18).
Сравнительный анализ систем обучения (по В.Я. Ляудису)
Таблица 16
№ п/п | Параметры обучающей системы | Традиционное обучение (предметно-ориентированное) | Инновационное обучение (личностно-ориентированное) |
1. | Единица управления | Учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика; ученики выступают как объекты управления, как исполнители планов учителя. | Единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация; участники имеют высокий уровень активности; ученики выступают как субъекты учения, общения, совместной деятельности, сотрудничающие с учителем. |
2. | Цели | Усвоение предметно-дисциплинарных знаний | Развитие личности |
3. | Ролевые позиции учителя и стиль руководства | Предметно-ориентированная позиция, стиль авторитарно-директивный, инициатива учащихся подавляется. | Личностно-ориентированная позиция, организационная и стимулирующая функция, стиль демократический, инициатива учащихся поддерживается. |
4. | Мотивационно-смысловые установки учителя | Анонимность, закрытость личности учителя, всеобщая индивидуальная подотчетность, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта обучаемых. | Открытость личности учителя, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке целей и задач, принятии решений, рефлексии. |
5. | Характер организации учебно-познавательной деятельности | Преобладают репродуктивные задачи. Овладение исполнительной оперативно-технической стороной деятельности опережает смысло- и целеполагание. | На первый план выдвигаются творческие продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемыми продуктивных задач. |
6. | Формы учебных взаимодействий и отношений | Ведущая и единственная форма учебно-познавательного взаимодействия – подражание, имитация, следование образцам. Позиция ведомого закреплена за обучаемым на всем протяжении обучения. Соперничество преобладает над сотрудничеством. | Цели и задачи разрабатываются совместно учителями и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Многообразие и динамика развития внутри- и межгрупповых, межличностных отношений, снижение конфликтности по мере роста взаимодействий, усиление эмпатии в отношении друг к другу и к учителю. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм изживается солидарностью. |
7. | Контроль и оценка | Преобладает внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил. Преобладает оценка результата со стороны учителя. | Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Внутренний контроль быстро формируется в отношении всего поведения. Преобладает взаимо- и самоконтроль в группах обучаемых. |
8. | Мотивационно-смысловые позиции обучаемых | Отчуждение от учебных ценностей и задач, сужение спектра познавательных мотивов, обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных. Внутренний психологический отход от учебной деятельности. | Усиление смыслов учения посредством сотворчества. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, самоактуализации, утверждение достоинства личности. |
Сравнительная характеристика деятельности учителя в традиционной и современной (личностно-ориентированной) системах обучения*
Таблица 17
№ п/п | Критерии педагогической деятельности | Характеристика педагогической деятельности | |
Традиционная система обучения | Современная личностно-ориентированная система обучения | ||
1. | Ценности педагогической деятельности | Достижение проектных целей | Реализация ценностей постепенного и целенаправленного перехода от обучения и воспитания к формированию способностей к самообучению и самовоспитанию |
2. | Цели педагогической деятельности | Достижение проектных целей | Совмещение целей социального заказа и личностных целей обучаемых |
3. | Характер педагогического воздействия | Проектное содержание, транслируется педагогом, независимо от индивидуальных особенностей ученика. Проектно-технологическое управление учебной деятельностью | Воздействие на ученика строится на основе его самоопределения на самоизменение и саморазвитие, диагностики учебной деятельности и личностных качеств. Ситуационное управление учебной деятельностью |
4. | Учет индивидуальных особенностей | Не учитываются, проектной цели должен достичь каждый ученик | Постоянный учет индивидуальных особенностей на основе диагностики |
5. | Учет ситуации | Практически не учитывается, если учитывается, то стихийно | Постоянная рефлексия ситуации |
6. | Учет позиции ребенка в учебном процессе | Ученик – объект педагогического воздействия | Ученик – субъект кооперативной деятельности |
7. | Позиция учителя в учебном процессе | Учитель – субъект педагогического процесса, транслирующий научные знания, организующий проектно-технологическое управление | Учитель – диагностик самоизменения учащегося, управляющий ситуацией развития способностей ученика |
8. | Характеристика результата педагогического процесса | Определенный уровень ЗУНов, заданные качества личности. (Определенный уровень освоения знаний как элемента культуры, видов деятельности, запечатленных в культуре.) | Изменение способностей ученика. (Подготовка к еще не существующим видам деятельности) |
9. | Соотношение рефлексивного компонента и научного знания в содержании образования | Рефлексивная компонента присутствует лишь в самом научном знании, не выступает как самостоятельная | Рефлексивная деятельность выступает как самостоятельный объект усвоения и является основой прогностического, мышления. Организованно соотносятся научное знание и культура мышления в ходе организации знаний |
Сравнение урока в традиционной и личностно-ориентированной концепциях обучения**
Таблица 18
Компоненты урока | Традиционный подход | Личностно-ориентированный подход |
Цели | Формулирует и объявляет учитель | Учащиеся участвуют в определении целей урока, для чего педагогом специально создаются затруднения в учебной деятельности |
Содержание образования | Сам предмет, то есть номенклатура знаний и умений, которые предусмотрены программой | Знания являются средством для становления и развития опыта: творческой деятельности, ценностного отношения, саморазвития, целеполагания, принятия решений, решения проблем, принятия ответственности на основе выбора в ситуациях неопределенности, взаимодействия с другими людьми, рефлексии собственной деятельности и т.д. Этот опыт является содержанием образования. При этом усваиваются и сами предметные знания |
Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся | Внешняя мотивация: -убеждение важности и значимости знаний; -предъявление требований; -упражнения в выполнении требований; -поощрение и порицание; -соревнование | Внутренняя мотивация: опора на познавательные, коммуникативные и статусные потребности учащихся. Здесь создаются ситуации, мотивирующие учебную деятельность учащихся. Сама деятельность становится мотивом для ее продолжения. Опора на жизненный опыт учащихся. Отказ от отметок и преобладание самооценки, рефлексия собственной деятельности |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | Преобладание объяснительно-иллюстративного метода в рамках стандартной структуры урока | Используется вся совокупность методов. Урок выступает как последовательность образовательных ситуаций развивающего типа, в которых учащиеся осуществляют полный цикл деятельности: оценка ситуации – целеполагание – планирование – организация своей работы – снабжение ее недостающими познавательными ресурсами – рефлексия |
Методы контроля и самоконтроля | Индивидуальный или фронтальный опрос в начале урока, письменная контрольная работа по завершении темы. При этом контроль эпизодичен, содержание его часто засекречено. Правила «игры» неизвестны и часто меняются | Преобладают диагностическая и коррекционная функции контроля. Учителем создаются ситуации для самоконтроля и коррекции знаний и деятельности, для чего используются соответствующие эталоны. Обеспечивается гласность сроков, содержания, результатов контроля. Отметки выставляются по завершении темы. |
Вопросы и задания для самопроверки
1. Каково происхождение термина «дидактика»? Когда и кем было введено это понятие в научный оборот?
2. Каковы объект, предмет и задачи дидактики?
3. Раскройте сущность основных категорий дидактики.
4. Охарактеризуйте традиционную дидактическую систему.
5. В чем состоит сущность педоцентристской концепции обучения и воспитания?
6. Раскройте основные мировые образовательные тенденции, определяющие сущность современных дидактических концепций.
7. Каковы основные направления развития современной дидактической системы?
8. Обоснуйте необходимость и раскройте сущность инновационного обучения.
9. Проведите сравнительный анализ традиционной и личностно-ориентированной дидактических систем.
ДЕЛОВАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА
«Традиционное и инновационное обучение»
Цель игры: деятельностное освоение студентами знаний по проблемам совершенствования образовательного процесса (глобальные образовательные тенденции, традиционное и инновационное в процессе обучения, характеристики учебного процесса с позиций технологического и поискового подходов к образованию); овладение будущими педагогами умений структурирования и проведения уроков в условиях традиционного и инновационного типов обучения.
Игровая ситуация заключается в постановке двух противоположных задач, поиска и противопоставления их решений в процессе коллективной мыследеятельности обучающихся; проведении (моделировании) уроков с использованием результатов, полученных в ходе решения задач.
Сущность моделирования уроков и педагогической деятельности учителя заключается в разработке студентами игровой группы структуры урока и проведении его основных фрагментов с позиции того методологического подхода и типа обучения, сторонниками которых они являются.
Ход деловой игры «Традиционное и инновационное обучение»
1. Подготовка руководителем (эту роль выполняет преподаватель) деловой игры и игрового обеспечения, объяснение смысла, целей и задач игры.
2. Разбиение студенческой группы на сторонников технологического или поискового подхода. Затем в каждой группе выделяются микрогруппы (игровые группы) по 5 человек; распределяются между ними роли:
1) педагог-организатор;
2) аналитик (может быть группа анализа);
3) критик-оппонент;
4) фиксатор;
5) исследователь-путешественник.
Руководитель деловой игры также назначает игровой совет (2-4 чел), в функциональные обязанности которого входят разработка и проведение фрагментов уроков в рамках вышеуказанных методологических подходов. При большой численности студенческой группы могут быть введены роли консультантов, обеспечивающие окончательное оформление результатов игры.
3. Постановка дидактических задач.
Задача 1.Определить виды а) учебно-познавательной деятельности учеников и б) педагогической деятельности учителя в учебном процессе в рамках технологического подхода в условиях традиционного обучения.
Задача 2. Определить а) виды учебно-познавательной деятельности учеников и б) педагогической деятельности учителя в учебном процессе в рамках поискового подхода в условиях инновационного обучения.
4. Поиск решений задач в процессе коллективного взаимодействия в течение определенного интервала времени. При этом исследователю-путешественнику разрешается правилами игры перемещаться по аудитории с целью обмена информацией.
5. Представление решений поставленных задач. Каждой игровой группе выдается лист (формат А 3) с предложенной схемой, в которой фиксатор вносит названия видов деятельности ученика или педагога в форме одного слова – одного существительного или глагола, характеризующего позицию и роль определенного участника учебного процесса.
Схема представляет собой «солнце», лучи которого «заполняются» студентами, например:
рефлексия
После заполнения схемы-«солнца» листы вывешиваются на доску, образуя вернисаж плакатов.
6. Свободная дискуссия членов игровых групп. Выработка обобщенного решения по каждой задаче.
7. Демонстрация фрагментов уроков членами игрового совета. Выступление сторонников технического и поискового подходов к обучению.
8. Рефлексия. Подведение итогов игры, определение победителей среди игровых групп.
Литература
1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига, 1995. – 176 с.
2. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения. – Мн., 1994. – 96 с.