Сущность процесса обучения в рамках поискового подхода

1) развивающий характер обучения;

2) поисковая деятельность выступает как самостоятельная ценность (высокий познавательный уровень);

3) учитель находится в позиции партнера по учебному исследованию;

4) личностная включенность всех участников в познавательно-поисковую деятельность;

5) постановка проблемы → выдвижение гипотез → их проверка — познавательная рефлексия над результатами и процессом познания.

Приведем сравнительный анализ традиционной и современной (личностно-ориентированной) дидактических систем (см. таблицы 16, 17, 18).

Сравнительный анализ систем обучения (по В.Я. Ляудису)

Таблица 16

№ п/п Параметры обучающей системы Традиционное обучение (предметно-ориентированное) Инновационное обучение (личностно-ориентированное)
1. Единица управления Учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика; ученики выступают как объекты управления, как исполнители планов учителя. Единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация; участники имеют высокий уровень активности; ученики выступают как субъекты учения, общения, совместной деятельности, сотрудничающие с учителем.
2. Цели Усвоение предметно-дисциплинарных знаний Развитие личности
3. Ролевые позиции учителя и стиль руководства Предметно-ориентированная позиция, стиль авторитарно-директивный, инициатива учащихся подавляется. Личностно-ориентированная позиция, организационная и стимулирующая функция, стиль демократический, инициатива учащихся поддерживается.
4. Мотивационно-смысловые установки учителя Анонимность, закрытость личности учителя, всеобщая индивидуальная подотчетность, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта обучаемых. Открытость личности учителя, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке целей и задач, принятии решений, рефлексии.
5. Характер организации учебно-познавательной деятельности Преобладают репродуктивные задачи. Овладение исполнительной оперативно-технической стороной деятельности опережает смысло- и целеполагание. На первый план выдвигаются творческие продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемыми продуктивных задач.
6. Формы учебных взаимодействий и отношений Ведущая и единственная форма учебно-познавательного взаимодействия – подражание, имитация, следование образцам. Позиция ведомого закреплена за обучаемым на всем протяжении обучения. Соперничество преобладает над сотрудничеством. Цели и задачи разрабатываются совместно учителями и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Многообразие и динамика развития внутри- и межгрупповых, межличностных отношений, снижение конфликтности по мере роста взаимодействий, усиление эмпатии в отношении друг к другу и к учителю. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм изживается солидарностью.
7. Контроль и оценка Преобладает внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил. Преобладает оценка результата со стороны учителя. Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Внутренний контроль быстро формируется в отношении всего поведения. Преобладает взаимо- и самоконтроль в группах обучаемых.
8. Мотивационно-смысловые позиции обучаемых Отчуждение от учебных ценностей и задач, сужение спектра познавательных мотивов, обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных. Внутренний психологический отход от учебной деятельности. Усиление смыслов учения посредством сотворчества. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, самоактуализации, утверждение достоинства личности.


Сравнительная характеристика деятельности учителя в традиционной и современной (личностно-ориентированной) системах обучения*

Таблица 17

№ п/п Критерии педагогической деятельности Характеристика педагогической деятельности
Традиционная система обучения Современная личностно-ориентированная система обучения
1. Ценности педагогической деятельности Достижение проектных целей Реализация ценностей постепенного и целенаправленного перехода от обучения и воспитания к формированию способностей к самообучению и самовоспитанию
2. Цели педагогической деятельности Достижение проектных целей Совмещение целей социального заказа и личностных целей обучаемых
3. Характер педагогического воздействия Проектное содержание, транслируется педагогом, независимо от индивидуальных особенностей ученика. Проектно-технологическое управление учебной деятельностью Воздействие на ученика строится на основе его самоопределения на самоизменение и саморазвитие, диагностики учебной деятельности и личностных качеств. Ситуационное управление учебной деятельностью
4. Учет индивидуальных особенностей Не учитываются, проектной цели должен достичь каждый ученик Постоянный учет индивидуальных особенностей на основе диагностики
5. Учет ситуации Практически не учитывается, если учитывается, то стихийно Постоянная рефлексия ситуации
6. Учет позиции ребенка в учебном процессе Ученик – объект педагогического воздействия Ученик – субъект кооперативной деятельности
7. Позиция учителя в учебном процессе Учитель – субъект педагогического процесса, транслирующий научные знания, организующий проектно-технологическое управление Учитель – диагностик самоизменения учащегося, управляющий ситуацией развития способностей ученика
8. Характеристика результата педагогического процесса Определенный уровень ЗУНов, заданные качества личности. (Определенный уровень освоения знаний как элемента культуры, видов деятельности, запечатленных в культуре.) Изменение способностей ученика. (Подготовка к еще не существующим видам деятельности)
9. Соотношение рефлексивного компонента и научного знания в содержании образования Рефлексивная компонента присутствует лишь в самом научном знании, не выступает как самостоятельная Рефлексивная деятельность выступает как самостоятельный объект усвоения и является основой прогностического, мышления. Организованно соотносятся научное знание и культура мышления в ходе организации знаний

Сравнение урока в традиционной и личностно-ориентированной концепциях обучения**

Таблица 18

Компоненты урока Традиционный подход Личностно-ориентированный подход
Цели Формулирует и объявляет учитель Учащиеся участвуют в определении целей урока, для чего педагогом специально создаются затруднения в учебной деятельности
Содержание образования Сам предмет, то есть номенклатура знаний и умений, которые предусмотрены программой Знания являются средством для становления и развития опыта: творческой деятельности, ценностного отношения, саморазвития, целеполагания, принятия решений, решения проблем, принятия ответственности на основе выбора в ситуациях неопределенности, взаимодействия с другими людьми, рефлексии собственной деятельности и т.д. Этот опыт является содержанием образования. При этом усваиваются и сами предметные знания
Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся Внешняя мотивация: -убеждение важности и значимости знаний; -предъявление требований; -упражнения в выполнении требований; -поощрение и порицание; -соревнование Внутренняя мотивация: опора на познавательные, коммуникативные и статусные потребности учащихся. Здесь создаются ситуации, мотивирующие учебную деятельность учащихся. Сама деятельность становится мотивом для ее продолжения. Опора на жизненный опыт учащихся. Отказ от отметок и преобладание самооценки, рефлексия собственной деятельности
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Преобладание объяснительно-иллюстративного метода в рамках стандартной структуры урока Используется вся совокупность методов. Урок выступает как последовательность образовательных ситуаций развивающего типа, в которых учащиеся осуществляют полный цикл деятельности: оценка ситуации – целеполагание – планирование – организация своей работы – снабжение ее недостающими познавательными ресурсами – рефлексия
Методы контроля и самоконтроля Индивидуальный или фронтальный опрос в начале урока, письменная контрольная работа по завершении темы. При этом контроль эпизодичен, содержание его часто засекречено. Правила «игры» неизвестны и часто меняются Преобладают диагностическая и коррекционная функции контроля. Учителем создаются ситуации для самоконтроля и коррекции знаний и деятельности, для чего используются соответствующие эталоны. Обеспечивается гласность сроков, содержания, результатов контроля. Отметки выставляются по завершении темы.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каково происхождение термина «дидактика»? Когда и кем было введено это понятие в научный оборот?

2. Каковы объект, предмет и задачи дидактики?

3. Раскройте сущность основных категорий дидактики.

4. Охарактеризуйте традиционную дидактическую систему.

5. В чем состоит сущность педоцентристской концепции обучения и воспитания?

6. Раскройте основные мировые образовательные тенденции, определяющие сущность современных дидактических концепций.

7. Каковы основные направления развития современной дидактической системы?

8. Обоснуйте необходимость и раскройте сущность инновационного обучения.

9. Проведите сравнительный анализ традиционной и личностно-ориентированной дидактических систем.

ДЕЛОВАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА

«Традиционное и инновационное обучение»

Цель игры: деятельностное освоение студентами знаний по проблемам совершенствования образовательного процесса (глобальные образовательные тенденции, традиционное и инновационное в процессе обучения, характеристики учебного процесса с позиций технологического и поискового подходов к образованию); овладение будущими педагогами умений структурирования и проведения уроков в условиях традиционного и инновационного типов обучения.

Игровая ситуация заключается в постановке двух противоположных задач, поиска и противопоставления их решений в процессе коллективной мыследеятельности обучающихся; проведении (моделировании) уроков с использованием результатов, полученных в ходе решения задач.

Сущность моделирования уроков и педагогической деятельности учителя заключается в разработке студентами игровой группы структуры урока и проведении его основных фрагментов с позиции того методологического подхода и типа обучения, сторонниками которых они являются.

Ход деловой игры «Традиционное и инновационное обучение»

1. Подготовка руководителем (эту роль выполняет преподаватель) деловой игры и игрового обеспечения, объяснение смысла, целей и задач игры.

2. Разбиение студенческой группы на сторонников технологического или поискового подхода. Затем в каждой группе выделяются микрогруппы (игровые группы) по 5 человек; распределяются между ними роли:

1) педагог-организатор;

2) аналитик (может быть группа анализа);

3) критик-оппонент;

4) фиксатор;

5) исследователь-путешественник.

Руководитель деловой игры также назначает игровой совет (2-4 чел), в функциональные обязанности которого входят разработка и проведение фрагментов уроков в рамках вышеуказанных методологических подходов. При большой численности студенческой группы могут быть введены роли консультантов, обеспечивающие окончательное оформление результатов игры.

3. Постановка дидактических задач.

Задача 1.Определить виды а) учебно-познавательной деятельности учеников и б) педагогической деятельности учителя в учебном процессе в рамках технологического подхода в условиях традиционного обучения.

Задача 2. Определить а) виды учебно-познавательной деятельности учеников и б) педагогической деятельности учителя в учебном процессе в рамках поискового подхода в условиях инновационного обучения.

4. Поиск решений задач в процессе коллективного взаимодействия в течение определенного интервала времени. При этом исследователю-путешественнику разрешается правилами игры перемещаться по аудитории с целью обмена информацией.

5. Представление решений поставленных задач. Каждой игровой группе выдается лист (формат А 3) с предложенной схемой, в которой фиксатор вносит названия видов деятельности ученика или педагога в форме одного слова – одного существительного или глагола, характеризующего позицию и роль определенного участника учебного процесса.

Сущность процесса обучения в рамках поискового подхода - student2.ru Схема представляет собой «солнце», лучи которого «заполняются» студентами, например:

 
  Сущность процесса обучения в рамках поискового подхода - student2.ru

Сущность процесса обучения в рамках поискового подхода - student2.ru Сущность процесса обучения в рамках поискового подхода - student2.ru Сущность процесса обучения в рамках поискового подхода - student2.ru Сущность процесса обучения в рамках поискового подхода - student2.ru Сущность процесса обучения в рамках поискового подхода - student2.ru рефлексия

После заполнения схемы-«солнца» листы вывешиваются на доску, образуя вернисаж плакатов.

6. Свободная дискуссия членов игровых групп. Выработка обобщенного решения по каждой задаче.

7. Демонстрация фрагментов уроков членами игрового совета. Выступление сторонников технического и поискового подходов к обучению.

8. Рефлексия. Подведение итогов игры, определение победителей среди игровых групп.

Литература

1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига, 1995. – 176 с.

2. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения. – Мн., 1994. – 96 с.

Наши рекомендации