Предмет и задачи дефектологии
Настольная книга педагога-дефектолога
Т. Б. Епифанцева и др.
Ростов н/Д: Феникс, 2007.
(Сердце отдаю детям)
Эта книга адресована учителям специализированных школ, дефектологам, логопедам, студентам высших и средних учебных заведений, преподавателям, а также родителям детей с аномалиями развития, поскольку она позволяет больше узнать о предмете и эффективнее воздействовать на ребенка в процессе воспитания и развития. Книга дает общее представление о дефектологии как науке, рассматривает ее основные направления, содержание, задачи, методы и принципы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1СОДЕРЖАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ.......................................................................... 6
История возникновения......................................................................................................... 6
Предмет и задачи дефектологии.......................................................................................... 6
Связь дефектологии с другими науками............................................................................ 8
Глава 2 ОЛИГОФРЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ОЛИГОФРЕНИЕЙ................................................................ 9
Этиология и патогенез олигофрений.................................................................................. 9
Клинические формы олигофрении, установленные по признаку этиологии.......... 10
Классификация олигофрений............................................................................................. 17
Общая симптоматика при олигофрении. Психические
процессы при олигофрении................................................................................................ 23
Соматические и неврологические признаки олигофрении......................................... 29
Диагностика олигофрений.................................................................................................. 30
Динамика олигофрений. Прогноз олигофрении............................................................ 31
Коррекционно-развивающие направления обучения и
воспитания ребенка с диагнозом олигофрения.............................................................. 33
Методические разработки обучения аномальных детей
основным школьным предметам....................................................................................... 37
Методы и формы обучения в коррекционной школе.................................................... 42
Урок как основная форма обучения................................................................................. 55
Состав уроков в зависимости от типов............................................................................. 62
Система работы коррекционной школы восьмого вида,
способствующая социально-бытовой адаптации.......................................................... 84
Глава 3 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА...................................................................... 91
Врожденная и приобретенная глухота. Этиология....................................................... 91
Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная
нарушениями в работе других анализаторов................................................................. 97
Уровень развития речи у детей с нарушениями слуха.............................................. 100
Динамика и прогноз........................................................................................................... 105
Дошкольная сурдопедагогика......................................................................................... 108
Развитие интеллекта у детей с нарушениями слуха................................................... 109
Физическое развитие детей с нарушениями слуха..................................................... 118
Содержание и методы обучения детей с нарушениями слуха................................. 125
Особенности обучения глухих детей............................................................................. 129
Глава 4 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ................................................................... 134
Основные понятия об анатомическом устройстве глаза и функциях зрения. Этиология. Основные зрительные функции и их нарушения............................................................................ 134
Значение зрения в жизни ребенка. Системный характер нарушения зрения и вторичные отклонения в развитии слабовидящих детей...................................................................................... 144
Восприятие слепых и слабовидящих............................................................................. 147
Представления слепых и слабовидящих....................................................................... 149
Память слепых и слабовидящих...................................................................................... 151
Классификация детей по степени нарушения зрения и
зрительным возможностям............................................................................................... 153
Вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей с нарушениями зрения. Дифференциация детей по степени нарушения зрения............................................. 156
Особенности развития речи при слепоте...................................................................... 158
Методы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения................................ 164
Работа родителей и воспитателей по развитию речи................................................. 188
Игры, упражнения в дошкольном возрасте.................................................................. 193
Основы деятельности дошкольных учреждений......................................................... 200
Основы деятельности школ.............................................................................................. 201
Методика обследования помещений.............................................................................. 203
Прием защиты при поиске упавшего предмета при обследовании помещения... 204
Добукварный период обучения грамоте незрячих школьников.............................. 205
Букварный период обучения грамоте незрячих школьников................................... 209
Глава 5 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ........................................................................ 217
Этиология............................................................................................................................. 217
Классификация нарушений речи..................................................................................... 222
Принципы и методы логопедического воздействия................................................... 228
Практические методы........................................................................................................ 231
Наглядные методы в логопедии...................................................................................... 233
Виды речевых нарушений и их коррекция.................................................................... 235
Дифференциальная диагностика афазий....................................................................... 245
Глава 6 ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР).......................................... 312
Причины возникновения задержки психического развития..................................... 312
Особенности диагностики детей с ЗПР.......................................................................... 316
Прогноз и эффективность педагогического воздействия на детей с ЗПР.............. 318
Глава 7 РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА)................................................................. 321
Дифференциальная диагностика РДА............................................................................ 321
Проявления РДА на ранних этапах развития ребенка................................................ 324
Особенности психического развития детей с РДА..................................................... 327
Методы избавления от РДА.............................................................................................. 335
Диагностическая карта (авторы К.С. Лебединская и О.С. Никольская)................. 359
Глава 8 ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА....... 368
Психофизиологические особенности............................................................................ 368
Особенности развития и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 376
Глава 9 ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ.................................................................................................................................................... 393
Глава 10 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (МППК) 423
Цели и задачи МППК......................................................................................................... 423
Состав и организация работы МППК............................................................................. 425
Методологические основы МППК.................................................................................. 433
Методы обследования нарушений в развитии дошкольников................................. 434
Методы обследования и диагностика нарушений в развитии
детей школьного возраста................................................................................................ 443
Схема сбора анамнеза....................................................................................................... 455
История заболевания......................................................................................................... 457
Общая симптоматология умственно отсталого ребенка........................................... 458
Глава 1
СОДЕРЖАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ
История возникновения
О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Тогда такие дети просто уничтожались.
В дальнейшем, с развитием медицины, стали вставать и вопросы помощи таким детям. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того времени, такие, как французский врач-психиатр Филипп Пинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар.
В России вопросами, связанными со слабоумными детьми, занимались И.В. и Е.X. Маляревские, Е.К. Грачева и др.
После 1917 г. в нашей стране заботу об умственно отсталых детях взяло на себя государство. Стали открываться специальные учреждения для данной категории детей. Одним из основоположников коррекционной педагогики является Л.С. Выготский. Наиболее значимым он считал изучение и воспитание детей с отклонениями в интеллектуальной сфере, признавая важность выделения первичных и вторичных дефектов развития ребенка.
Большой вклад в развитие дефектологической науки внесли Т.А. Власова, Д.И. Азбукин, В.М. Бехтерев, В.П. Сербский и многие другие современные ученые.
В наше время созданы специальные дошкольные учреждения и коррекционные школы, где, кроме обучения, проводятся еще и лечебно-оздоровительные мероприятия.
Предмет и задачи дефектологии
Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.
В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.
Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.
В основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы:
1) принцип целенаправленности педагогического процесса;
2) принцип целостности и системности педагогического процесса;
3) принцип гуманистической направленности педагогического процесса;
4) принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;
5) принцип опоры на положительное в человеке;
6) принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;
7) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:
1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
2) принцип единства диагностики и коррекции;
3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
4) деятельностный принцип коррекции;
5) принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
6) принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
(Подробнее об этих принципах можно узнать из книги: Основы коррекционной педагогики / Под. ред. В.А. Сластенина. М., 1999.)
Также дефектология как наука призвана разрабатывать различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.