Предмет и задачи дефектологии

Настольная книга педагога-дефектолога

Т. Б. Епифанцева и др.

Ростов н/Д: Феникс, 2007.

(Сердце отдаю детям)

Эта книга адресована учителям специализированных школ, дефектологам, логопедам, студентам высших и средних учебных заведений, преподавателям, а также родителям детей с аномалиями развития, поскольку она позволяет больше узнать о предмете и эффективнее воздействовать на ребенка в процессе воспитания и развития. Книга дает общее представление о дефектологии как науке, рассматривает ее основные направления, содержание, задачи, методы и принципы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1СОДЕРЖАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ.......................................................................... 6

История возникновения......................................................................................................... 6

Предмет и задачи дефектологии.......................................................................................... 6

Связь дефектологии с другими науками............................................................................ 8

Глава 2 ОЛИГОФРЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ОЛИГОФРЕНИЕЙ................................................................ 9

Этиология и патогенез олигофрений.................................................................................. 9

Клинические формы олигофрении, установленные по признаку этиологии.......... 10

Классификация олигофрений............................................................................................. 17

Общая симптоматика при олигофрении. Психические

процессы при олигофрении................................................................................................ 23

Соматические и неврологические признаки олигофрении......................................... 29

Диагностика олигофрений.................................................................................................. 30

Динамика олигофрений. Прогноз олигофрении............................................................ 31

Коррекционно-развивающие направления обучения и

воспитания ребенка с диагнозом олигофрения.............................................................. 33

Методические разработки обучения аномальных детей

основным школьным предметам....................................................................................... 37

Методы и формы обучения в коррекционной школе.................................................... 42

Урок как основная форма обучения................................................................................. 55

Состав уроков в зависимости от типов............................................................................. 62

Система работы коррекционной школы восьмого вида,

способствующая социально-бытовой адаптации.......................................................... 84

Глава 3 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА...................................................................... 91

Врожденная и приобретенная глухота. Этиология....................................................... 91

Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная

нарушениями в работе других анализаторов................................................................. 97

Уровень развития речи у детей с нарушениями слуха.............................................. 100

Динамика и прогноз........................................................................................................... 105

Дошкольная сурдопедагогика......................................................................................... 108

Развитие интеллекта у детей с нарушениями слуха................................................... 109

Физическое развитие детей с нарушениями слуха..................................................... 118

Содержание и методы обучения детей с нарушениями слуха................................. 125

Особенности обучения глухих детей............................................................................. 129

Глава 4 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ................................................................... 134

Основные понятия об анатомическом устройстве глаза и функциях зрения. Этиология. Основные зрительные функции и их нарушения............................................................................ 134

Значение зрения в жизни ребенка. Системный характер нарушения зрения и вторичные отклонения в развитии слабовидящих детей...................................................................................... 144

Восприятие слепых и слабовидящих............................................................................. 147

Представления слепых и слабовидящих....................................................................... 149

Память слепых и слабовидящих...................................................................................... 151

Классификация детей по степени нарушения зрения и

зрительным возможностям............................................................................................... 153

Вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей с нарушениями зрения. Дифференциация детей по степени нарушения зрения............................................. 156

Особенности развития речи при слепоте...................................................................... 158

Методы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения................................ 164

Работа родителей и воспитателей по развитию речи................................................. 188

Игры, упражнения в дошкольном возрасте.................................................................. 193

Основы деятельности дошкольных учреждений......................................................... 200

Основы деятельности школ.............................................................................................. 201

Методика обследования помещений.............................................................................. 203

Прием защиты при поиске упавшего предмета при обследовании помещения... 204

Добукварный период обучения грамоте незрячих школьников.............................. 205

Букварный период обучения грамоте незрячих школьников................................... 209

Глава 5 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ........................................................................ 217

Этиология............................................................................................................................. 217

Классификация нарушений речи..................................................................................... 222

Принципы и методы логопедического воздействия................................................... 228

Практические методы........................................................................................................ 231

Наглядные методы в логопедии...................................................................................... 233

Виды речевых нарушений и их коррекция.................................................................... 235

Дифференциальная диагностика афазий....................................................................... 245

Глава 6 ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР).......................................... 312

Причины возникновения задержки психического развития..................................... 312

Особенности диагностики детей с ЗПР.......................................................................... 316

Прогноз и эффективность педагогического воздействия на детей с ЗПР.............. 318

Глава 7 РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА)................................................................. 321

Дифференциальная диагностика РДА............................................................................ 321

Проявления РДА на ранних этапах развития ребенка................................................ 324

Особенности психического развития детей с РДА..................................................... 327

Методы избавления от РДА.............................................................................................. 335

Диагностическая карта (авторы К.С. Лебединская и О.С. Никольская)................. 359

Глава 8 ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА....... 368

Психофизиологические особенности............................................................................ 368

Особенности развития и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 376

Глава 9 ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ.................................................................................................................................................... 393

Глава 10 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (МППК) 423

Цели и задачи МППК......................................................................................................... 423

Состав и организация работы МППК............................................................................. 425

Методологические основы МППК.................................................................................. 433

Методы обследования нарушений в развитии дошкольников................................. 434

Методы обследования и диагностика нарушений в развитии

детей школьного возраста................................................................................................ 443

Схема сбора анамнеза....................................................................................................... 455

История заболевания......................................................................................................... 457

Общая симптоматология умственно отсталого ребенка........................................... 458

Глава 1
СОДЕРЖАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ

История возникновения

О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Тогда такие дети просто уничтожались.

В дальнейшем, с развитием медицины, стали вставать и вопросы помощи таким детям. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того времени, такие, как французский врач-психиатр Филипп Пинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар.

В России вопросами, связанными со слабоумными детьми, занимались И.В. и Е.X. Маляревские, Е.К. Грачева и др.

После 1917 г. в нашей стране заботу об умственно отсталых детях взяло на себя государство. Стали открываться специальные учреждения для данной категории детей. Одним из основоположников коррекционной педагогики является Л.С. Выготский. Наиболее значимым он считал изучение и воспитание детей с отклонениями в интеллектуальной сфере, признавая важность выделения первичных и вторичных дефектов развития ребенка.

Большой вклад в развитие дефектологической науки внесли Т.А. Власова, Д.И. Азбукин, В.М. Бехтерев, В.П. Сербский и многие другие современные ученые.

В наше время созданы специальные дошкольные учреждения и коррекционные школы, где, кроме обучения, проводятся еще и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Предмет и задачи дефектологии

Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.

В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.

Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.

В основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы:

1) принцип целенаправленности педагогического процесса;

2) принцип целостности и системности педагогического процесса;

3) принцип гуманистической направленности педагогического процесса;

4) принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;

5) принцип опоры на положительное в человеке;

6) принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;

7) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:

1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2) принцип единства диагностики и коррекции;

3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

4) деятельностный принцип коррекции;

5) принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

6) принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

(Подробнее об этих принципах можно узнать из книги: Основы коррекционной педагогики / Под. ред. В.А. Сластенина. М., 1999.)

Также дефектология как наука призвана разрабатывать различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.

Наши рекомендации