Тема. Формирование познавательного интереса у старших дошкольников на материале ознакомления с техникой

Учебно-исследовательские задания:

Изучить книгу И.И.Кобитиной «Дошкольникам о технике» (М., 1991). Проанализировать подход автора о значении техники в жизни дошкольников. Познакомиться с работой В.Кудрявцева «Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития» (//Дошкольное воспитание - 1998.- №10). Рассмотреть такие формы творчества, как «открытие для себя», «открытие для других».

Подготовить рефераты: «Совместная творческая деятельность взрослого и ребенка как условие развития познавательного интереса к технике», «Детское экспериментирование как метод повышения познавательного интереса к миру открытий и изобретений», «Влияние технической игрушки на приобщение детей к миру техники».

Какие объекты мира техники, мира открытий и изобретений доступны дошкольникам? Объясните, почему вы так считаете?

Подобрать художественные произведения, способствующие формированию познавательных интересов к технике и изобретателям.

Подобрать и систематизировать стихи, загадки и игры, направленные на ознакомление детей с техникой.

Подготовить конспект занятия на темы: «Транспорт: по земле, по воде, по воздуху», «Путешествие в страну великих изобретений Леонардо да Винчи», «Наши домашние помощники».

Составить свою классификацию технической игрушки.

Раздел 8.Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Тема: Актуальные проблемы эстетического воспитания дошкольников

Вопросы для обсуждения:

Определение понятий «эстетическое развитие», «эстетическое воспитание», «художественная культура личности». Взаимосвязь эстетического воспитания с другими сторонами воспитания ребенка.

Задачи и содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста в вариативных программах дошкольного образования.

Методы эстетического воспитания.

Принципы эстетического воспитания дошкольников.

Показатели художественной культуры личности старшего дошкольника в области: эстетического восприятия искусства и действительности; художественно-творческой деятельности; изобразительного искусства и изобразительной деятельности; музыки; архитектуры и конструирования.

Литература

Афонькина Ю., Урунтаева Г.Дидактическая игры в эстетическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание.-1993.-№6.

Доронова О.,Левищева И. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание.-1996.-№6.

Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии.-1990.-№1.

Скобкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии.-1989.-№1.

Торшилова Е. Эстетическая одаренность: что это? // Дошкольное воспитание.-1992.-№2.

Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной.-М.,1985.

Рожников В. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький ЭМО» // Дошкольное воспитание.-1996.-№9.

Истоки: Базисная программ развития ребенка-дошкольника/ Л.А.Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н.Давидчук и др.-М.,2000.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.-СПб.,1997.

Развитие / Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко, Н.С.Варенцова и др.-М.,1995.

Радуга: Программа воспитания и обучения детей от трех до семи лет / Т.Н.Доронова, В.А.Гербова, Т.И.Гризик и др.-М.,1997.

Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.-М.,1984.

Венгер Л.А. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание.-1983.-№11.

Агарова Е. Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания чувства прекрасного // Дошкольное воспитание.-1994.-№4.

Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников.-М.,1982.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/ Под ред. Е.А.Дубровской.-М., 2002.

Тема 1: Актуальные проблемы эстетического воспитания дошкольников

Учебно-исследовательские задания:

Разработать содержание консультации для родителей на тему «Встреча детей с прекрасным». Посоветуйте родителям, как приобщить детей к прекрасному в домашних условиях, какие музеи и выставки лучше посетить, какие спектакли.

Составить таблицу: «Методы и приемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста».

Тема: Средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям культуры, отраженных в разных видах искусства.

Художественный дизайн среды в эстетическом развитии дошкольника.

Природа – основа формирования эстетического отношения дошкольников к окружающему миру.

Интегрированные формы художественно-творческой деятельности.

Роль художественных музеев в эстетическом развитии дошкольников.

Литература

Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание.-1995.-№4.

Комарова Т.С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании дошкольников // Комарова Т.С. Комарова Т.С. Дети в мире творчества.-М.,1995.

Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством // Дошкольное воспитание.-1987.-№9.

Чемортан С. Некоторые проблемы организации художественно-речевой деятельности // Дошкольное воспитание.-1989.-№2.

Юсов Б., Кабкова Е. и др. Живой мир искусства // Дошкольное воспитание.-1995.-№4.

Чумичова Р. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание.-1995.-№4.

Барташева Н., Кузьменкова Е. Воспитание будущего читателя // Дошкольное воспитание.-1995.-№3.

Макаренко А. Здравствуй, театр! К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание.-1994.-№4; 1995.-№1.

Сорокина Н., Миланович М. Программа «Театр – творчество - дети» // Дошкольное воспитание.-1996.-№8, №9.

Брыкина Е. Содержание и методика проведения занятий по эстетическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание.-1995.-№5.

Тема 2: Средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Учебно-исследовательские задания:

Составить схему, отражающую средства эстетического воспитания.

Подготовить рефераты: «Технические средства в эстетическом воспитании дошкольников», «Оборудование для театрализованной деятельности детей как средство эстетического воспитания», «Воспитательные возможности народного искусства», «Воспитание у дошкольников интереса к музеям (театральному искусству)».

Тема: Художественная деятельность детей в дошкольном учреждении

Вопросы для обсуждения:

Истоки детского творчества. Характеристика творческой деятельности детей.

Этапы творческой деятельности детей.

Виды художественной деятельности.

Методы развития творческих способностей детей.

Организация условий для самостоятельной художественной деятельности детей.

Литература

Казакова Т. Детское творчество – ярких , удивительных образов // Дошкольное воспитание.-1993.-№4.

Камарова Т.С. Дети в мире творчества.-М.,1995.

Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание.-1989.-№1.

Тирофонова Е. Как оценивать детский рисунок // Педагогический вестник.- 1995.-№2 (август).

Фролкин В. Вы хотите воспитать талант? // Дошкольное воспитание.-1992.-№2.

Художественное творчество в детском саду / Под ред.Н.А.Ветлугиной.-М.,1974.

Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной.-М.,1985.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.,1991.

Тема 3: Художественная деятельность детей в дошкольном учреждении

Учебно-исследовательские задания:

Выделить условия формирования художественного творчества детей.

Показать своеобразие видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.

Составить конспекты руководства одним из видов самостоятельной художественной деятельности детей.

Подготовить перспективный план по эстетическому воспитанию детей в разных возрастных группах детского сада.

Раздел 9. Труд как средство воспитания детей дошкольного возраста

Тема: Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Вопросы для обсуждения:

Значение труда в формировании личности дошкольника.

Отличие труда от игр и занятий.

Требования к организации труда. Место труда в режиме дня.

Мотивы трудовой деятельности дошкольника.

Методика формирования общественных мотивов труда в дошкольном возрасте.

Педагогические условия формирования положительного отношения к труду.

Тема: Организация труда дошкольников в детском саду

Вопросы для обсуждения:

Виды и содержание труда дошкольников в разных возрастных группах. Взаимосвязь разных видов труда детей.

Формы организации труда детей в разных возрастных группах.

Создание условий для организации труда дошкольников в разных возрастных группах. Приемы руководства трудом детей дошкольного возраста.

Этапы ознакомления детей с трудом взрослых.

Индивидуально-дифференцированный подход к детям в трудовом воспитании.

Литература

Артемова Л.В. Ознакомление детей с трудом взрослых.-Киев.-1988.

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться.-М.,1983.

Дуброва В.П., Савченко Л.Ф. Народное творчество в трудовом воспитании // Дошкольное воспитание.-1989.-№11.

Куцакова Л. Дошколята трудятся//Дошкольное воспитание.-1993.-№ 8

Макеева Г. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание.-1989.-№2.

Сенько Т.В. Особенности взаимоотношений на занятиях по труду // Дошкольное воспитание.-1990.-№5.

Сергеева Д. Малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников // Дошкольное воспитание.-1994.-№9.

Тимофеева И. Организация коллективного труда // Дошкольное воспитание.-1991.-№10.

Шаймуратова Т. Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом // Дошкольное воспитание.-1990.-№6.

Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой.-1983.

Сергеева Д.В. Воспитание детей в процессе трудовой деятельности.-М.,1987.

Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников.-М.,1986.

Буре Р.С. Растить трудолюбивых // Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети.-М.,1985.-С.83-98.

Тулегенова А.Г. На детском огороде // Дошкольное воспитание.-1977.-№6.

Ковальчук Я.И., Васильева А.И. Трудовое воспитание дошкольников.-Минск.,1983.

Истоки: Базисная программ развития ребенка-дошкольника/ Л.А.Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н.Давидчук и др.-М.,2000.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.-СПб.,1997.

Развитие / Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко, Н.С.Варенцова и др.-М.,1995.

Радуга: Программа воспитания и обучения детей от трех до семи лет / Т.Н.Доронова, В.А.Гербова, Т.И.Гризик и др.-М.,1997.

Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.-М.,1984.

Методические рекомендации к программам.

Раздел 9. Труд как средство воспитания детей дошкольного возраста

Тема 1: Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Тема: Организация труда дошкольников в детском саду

Учебно-исследовательские задания:

Проанализировать программные требования по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста (виды труда и их содержание по возрастным группам; воспитательные задачи, реализуемые в процессе труда дошкольников; основные направления в усложнении программных требований по трудовому воспитанию детей).

Возрастная группа Виды и содержание труда
Самообслуживание Хозяйственно-бытовой Труд в природе Ручной труд
Младшая        
Средняя        
Старшая        
Подготовительная        

Спланировать труд детей на неделю

Возрастная группа Поручения Дежурства Коллект. труд Частота проведения Продолжительность  
индивидуальные общие
Младшая            
Средняя            
Старшая            
Подготовительная к школе            

Разработать конспект руководства трудом детей (вид труда и возрастая группа на выбор).

Предложите мини-систему ознакомления детей с творческой профессией.

Составьте перечень дел, которые способен выполнит старший дошкольник самостоятельно или с помощью взрослых.

Раздел 11. Воспитание и обучение детей в игре

Наши рекомендации