Функции физической подготовки войск

Функции — это те или иные возможности, которыми обладает физическая подготовка по воздействию на личный состав, по влиянию на соответствующие стороны процесса боевого совершенствования войск по достижению каких-либо конкретных результатов. Функции физической подготовки носят объективный характер. Вместе с тем, степень их реализации на практике в значительной мере обусловливается эффективностью управленческой и педагогической деятельности различных должностных лиц, отвечающих за руководство, организацию, обеспечение и проведение физической подготовки с личным составом.

Физическая подготовка (как составная часть системы боевого совершенствования войск) должна обеспечивать физическую готовность военнослужащих к боевой деятельности, т.е. формировать и поддерживать на требуемом уровне показатели их физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности. Кроме того, в процессе физической подготовки у личного состава формируются соответствующие убеждения и потребности, а также специальные знания и умения, необходимые для целенаправленного и рационального физического совершенствования.

Однако значение физической подготовки гораздо шире. Несмотря на специфичность своих средств и методов, физическая подготовка может вполне успешно способствовать решению многих других задач боевого совершенствования личного состава армии и флота. Например, уже давно доказано важное воспитательное значение занятий различными физическими упражнениями.

Служба в Вооруженных Силах, являясь своеобразной жизненной школой для большинства юношей нашей страны, призвана наряду с формированием у них готовности к боевой деятельности всячески содействовать улучшению подготовленности их во всех других отношениях. Тем самым перечень и содержание функций, как всей системы боевого совершенствования войск, так и ее составных частей, в том числе и физической подготовки, еще более расширяется.

Физической подготовке войск объективно присущи такие основные относительно самостоятельные функции, как образовательная, развивающая, воспитательная, оздоровительная и функция слаживания. Они вытекают из специфики педагогических и иных возможных воздействий физической подготовки на личный состав.

Образовательная функция включает формирование и совершенствование у военнослужащих двигательных навыков, привитие им теоретических знаний и организаторско-методических умений, а также совершенствование различных военно-специальных и трудовых знаний, навыков и умений.

Развивающая функция включает, улучшение у военнослужащих антропометрических показателей, развитие и совершенствование физических и специальных качеств.

Воспитательная функция включает совершенствование морально-политических и психических качеств, воспитание у военнослужащих убежденности в важном значении физической подготовки для повышения боеспособности войск, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Оздоровительная функция включает улучшение функционального состояния организма военнослужащих, укрепление их здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после ранений, болезней, травм и различных поражений.

Функция слаживания включает сплочение личного состава воинских подразделений, формирование и совершенствование у военнослужащих навыков в коллективных действиях.

Функция социализации личности предполагает ее приобщение к ценностям физической культуры, повышение социальной активности, авторитета в коллективе, формирование здорового образа жизни человека, совершенствование общественных связей и отношений.

Функция социальной интеграции обеспечивает тесное общение военнослужащих на основе физкультурно-спортивной деятельности, способствует установлению межличностных отношений и улучшению психологического климата в воинских коллективах.

Физическая подготовка, кроме того, может вполне успешно влиять на ускорение адаптации молодых воинов к условиям службы в армии и на флоте, использоваться для повышения эффективности военно-профессионального отбора военнослужащих и сокращения сроков обучения по специальности, обеспечивать продление профессионального долголетия офицеров и др.

Вышеперечисленные функции в той или иной мере присущи и другим составным частям системы боевого совершенствования войск, другим предметам боевой подготовки военнослужащих. Поэтому их выделение дает возможность рассмотреть значение физической подготовки преимущественно в общетеоретическом плане. Оно не позволяет дифференцировать все функции физической подготовки по степени их значимости с учетом специфики и реальных возможностей процесса физического совершенствования военнослужащих.

Все функции физической подготовки подразделяются на две группы: 1) специфические, отражающие необходимость формирования всех показателей физической готовности военнослужащих и привития соответствующих убеждений, знаний и умений в этой области; 2) неспецифические, направленные, во-первых, на совершенствование других слагаемых боеготовности личного состава и, во-вторых, на усиление подготовленности военнослужащих к цивилизованному образу жизни. Такое деление функций дает возможность рассмотреть значение физической подготовки в конкретно прикладном смысле и сформулировать ее конкретные задачи, являющиеся субъективным отображением соответствующих функций. Функции физической подготовки реализуются с учетом направленности различных этапов военно-професиональной деятельности военнослужащих, в зависимости от уровня сформированности соответствующих показателей их боевого состояния. В связи с этим на первый план могут выдвигаться то одни, то другие функции. Однако всегда главным для физической, подготовки будет осуществление специфических функций, так как именно они определяют ее основное предназначение как составной части системы боевого совершенствования войск, обусловливают самостоятельное ее функционирование в качестве одного из основных предметов боевой подготовки личного состава армии и флота.

Аналогичный подход, в принципе, должен быть к определению функций и всех других составных частей системы боевого совершенствования войск. Обеспечивая требуемый уровень соответствующих слагаемых боевой готовности личного состава, все они должны активно содействовать формированию и поддержанию физической готовности военнослужащих к боевой деятельности. К сожалению, в теории и практике боевой подготовки личного состава армии и флота часть функций в настоящее время реализуется недостаточно.

Функции физической подготовки наиболее полно проявляются в трех взаимосвязанных направлениях:

1) в совершенствовании различных показателей боеспособности личного состава;

2) в повышении эффективности процесса боевого совершенствования войск;

3) в поддержании и восстановлении боеспособности военнослужащих.

Данные направления, а также воздействие физической подготовки на формирование готовности воинов к цивилизованному образу жизни в совокупности и определяют общее значение физической подготовки как важной и неотъемлемой составной части системы боевого совершенствовали войск. Если воздействие физической подготовки на физическое состояние военнослужащих в большинстве случаев видно невооруженным глазом, то ее влияние на другие стороны боеспособности личного состава зачастую бывает скрыто от прямого наблюдения. Здесь роль физической подготовки более сложна, ее связи с различными видами военно-профессиональной деятельности обычно проявляются опосредованно. Это требует научного анализа и объяснения соответствующих закономерностей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. Раскройте структуру боевой готовности войск и покажите в ней место физической готовности военнослужащих.

2. Докажите, что физическая подготовка является неотъемлемой составной частью системы боевого совершенствования войск.

3. Какова роль физического состояния военнослужащих в обеспечении их готовности к боевой деятельности?

4. В чем проявляется сущность специфических и неспецифических функций физической подготовки и ее значение в системе боевого совершенствования войск?

Глава III

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Наши рекомендации