Характеристика лексических ошибок. Особенности словарной работы на уроках развития речи и чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида
Классификация лексических ошибок. Классификация Л.Ф.Спировой
Группа. Замены одного названия другим на основе смыслового сближения (вербальные парафазии).
Виды замен:
- замены названий предметов, внешне сходных между собой (сарафан-платье, паук-таракан);
- замена названий одних предметов другими, сходными по своему назначению (графин-бутылка, лейка-чайник);
- замена названий одних предметов другими, ситуативно связанными с ними (фонтан-вода, клумба-цветы);
- замена одного названия другим на основе обозначения той ситуации, с которой связан предмет (вешалка-пальто, каток-лед);
- замена части названий предмета или его деталей названием целого (воротник-платье, кузов-машина);
- замена слова, обозначающего общее понятие словом, обозначающим частное понятие и наоборот (посуда-тарелки, обувь-ботинки);
- замена слова словом или предложением-перефраза (душ-кран воду льет, клумба-землю копают);
- замена названия действия названием предмета и наоборот (открывать-дверь, кровать-спать);
- замена названий признаков названием предметов (картонный-картон, железный-железо).
Группа. Употребление слова в неправильной грамматической форме.
Группа. Полное неумение назвать слово.
В речевой школе работа по развитию речи проводиться в нескольких напрвлениях:
1) работа над словом;
2) работа над предложением;
3) работа над связной речью;
4) Работа над лексико-грамматическим строем речи.
Р.Е.Левина проводила исследования, касающиеся состояния словарного запаса учащихся речевых школ. Анализ полученных результатов показал6 что словарь детей с тяжелыми нарушениями речи(т.н.р.) не формируется в соответствии с возрастной нормой, как в качественном так и в количественном отношении. С точки зрения критериев количественного анализа у ребенка с т.н.р. объем словаря достигает приблизительно 3000 слов( норма ребенка 3-4 лет), а норма к 7 годам – 6000 слов (к 1 году – 10-12 слов; 1-3 года – 1500-2000 слов; к 4 годам – 3000 слов).
С точки зрения критериев качественного анализа словарь детей с т.н.р. отличается номинативностью (70% объма слов. запаса – существительные), гораздо меньше дети используют глаголы( 25%-28% объем глагольной лексики) и практически не пользуются словами признаков( приблизительно 2%). На этом этапе обучения самым трудным разделом остается словарная работа, которая проводится на всех видах уроков( развитие речи, чтение – базовые дла накопления словаря). На уроках математики, грамоты, трудового обучения, ознакомления с окружающим миром, рисования также проводится словарная работа, дети знакомятся с новой лексикой, со специальными терминами.
Методика словарной работы.
I этап. Актуализация знаний учащихся.
Цель: получить представление о состоянии словарного запаса по изучаемой лексической теме.
На этом этапе учитель не требует обязательных вербализованных ответов от уч-ся. В работе использует такие упражнения, которые направлены на расширение собственного практического опыта детей. Н-р: наблюдения, экскурсии, походы, прослушивание аудиозаписей, просмотр фильмов, рассматривание картин, чтение книг, беседа учителя с уч-ся на заданную тему.
II этап. Семантизация.
Семантизация – сообщение сведений о языковой единице, которые позволяют пользоваться ею в рамках любого речевого высказывания (словотолкование, разъяснение, толкование).
В методике выделяют несколько видов и способов семантизации.
Виды семантизации.
1) Полная – учитель о слове сообщает все имеющиеся сведения, дает все значения по толковому словарю.
2) Аспектная – учитель о слове сообщает только то значение, которое рассматривается в рамках заданного контекста ( чаще всего используем).
3) Формально-грамматическая – учитель не сообщаетзначение слова, а только указывает какие-либо его грамматические признаки ( слово «пальто» не изменяется), только формальные признаки, не дает значение.
Способы семантизации (каким образом я могу представить).
1) наглядно-действенный.
Учитель использует показ предметной или иллюстративной наглядности или показ действия( прикрыл-приоткрыл: показ действия).
2) Словесно-контекстный.
Учитель использует словотолкование, подбор антонимов, синонимов,разъяснение фразеологических оборотов (рать-войско, он мой ворог-он мой враг).
3) Смешанный.(чаще всего используем)
Учитель использует и наглядность и словотолкование( «В овраге было черным-черно от галок»: начинаем объяснение с образа галки-похожа на тучу, черная).
III этап. Введение новой лексики в речь уч-ся.
Важно: необходимо помнить, что слово может быть усвоено только тогда6 когда оно возникло на пике высокого эмоционального напряжения( во время активности ребенка). Необходимо создавать такие ситуации активности.
С целью введения новой лексики в речь учитель использует различные упражнения:
1) отработка учебных диалогов. Учитель подбирает лексический материал, дает образей, а дети выполняют по образцу.
2) Словесно-ролевые игры ( необходимо иметь атрибутику для проведения таких игр, из общей кучи ребенок может сам отбрать необходимое для роли).