Подготовка и проведение уроков
При подготовке к уроку необходимо помнить, что результат урока в целом зависит от подготовки педагога, поэтому подготовительная работа студента-практиканта должна быть тщательной и включать в себя следующие этапы:
• изучить литературу по предмету, справочную и методическую литературу, методические разработки;
• определить место урока в системе уроков по теме программы;
• провести анализ контингента учащихся, определить знания и умения, учащихся по предыдущим урокам, связи предстоящего урока с ранее изученным материалом;
• поставить систему целей: дидактических, развивающих и воспитательных;
• определить содержание и объем нового учебного материала;
• выбрать методы и методические приемы по реализации поставленных целей;
• определить структуру урока и основные методы на каждом этапе урока, время, отведенное на каждый вид работы;
• составить развернутый план урока и обсудить его с преподавателем (мастером) и руководителем практики;
• подготовить учебно-материальную базу и дидактический материал;
• отработать технологические приемы и операции, которые предстоит показывать на уроке.
В ходе практики студенты должны включать уроки теоретического и производственного обучения, уроки изучения новых знаний, закрепления и совершенствования знаний и умений, повторно-обобщающие и. контрольно-проверочные уроки. Кроме этого особое внимание при подготовке уроков следует обратить на выбор методов развивающего обучения и организацию самостоятельной деятельности учащихся на уроке. При проведении уроков в учебных мастерских необходимо помнить, что один урок продолжается 6 часов, из которых 1 час выделяется на вводный и заключительный инструктажи, а 5 часов на учебно-производственную деятельность учащихся
В течение практики студент должен провести не менее 2 уроков теоретического обучения и 2 урока производственного обучения.
После проведения каждого урока проводится его анализ совместно с педагогом и руководителем практики. В анализе уроков должны участвовать и другие практиканты, присутствующие на уроке. Замечания по уроку, положительные и отрицательные стороны должны фиксироваться.
Воспитательный аспект практикивключает следующие задания:
• ознакомление с направлениями и содержанием воспитательной деятельности мастера в группе;
• оказание помощи мастеру в проведении воспитательной работы;
• разработка и проведении внеклассных и досуговых, мероприятии;
• психологическое изучение учащегося и разработке рекомендаций по педагогическому воздействию на него с целью корректирования, направления, развития его личностных качеств;
• тренинг и развитие организаторских, коммуникативных способностей, педагогической техники;
• апробирование своих способностей в применении методов убеждения, поощрения, стимулирования и т.д.
Практиканту нужно посетить и проанализировать несколько (не менее 3) воспитательных мероприятий.
Внеклассные и досуговые мероприятия могут носить самый различный характер, в т.ч. профориентационной направленности. Это могут быть и игры типа «Что, где, когда», «Брейн-ринг», «Поле чудес», вечера, дискотеки, философские беседы, дискуссионный клуб, походы на тематические выставки, просмотр спектакля, кино, экскурсии, выпуск групповых сатирических, веселых или шуточных журналов, газет, спортивные мероприятия, «неделя профессии», олимпиады, и т.д.
Психологическое изучение учащегося
Задача этой части воспитательной работы - освоение на практике методов психологической диагностики и формирование умений педагогического интерпретирования результатов диагностики. По возможности использовать более широкий набор методов психологической диагностики, в том числе психологические тесты; методы измерения самооценки уровня притязаний и т.д.
Ориентировочная схема психолого-педагогической характеристики учащегося дана в Приложении.
Схемы работы практиканта:
выбрать учащегося - объекта психологического изучения;
• изучить личное дело учащегося, провести наблюдения за его поведением, отношением к учебе и к другим учащимся, старшим, изучить его достижения, интересы, круг общения.
• обосновать и описать использованные методы психологической диагностики в отчете;
разработать на основании полученных диагностических материалов рекомендации по развитию интересов способностей учащегося, по развитию и корректированию его поведения и межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, предостережению от применения отдельных методов педагогического воздействия.
Задача: Тренинг и развитие организаторских коммуникативных способностей, педагогической техники.
За время практики студенту необходимо поставить задачи тренировки и развития педагогических способностей. Необходимо чаще вступать в диалогическое общение с учащимися, преподавателями, мастерами производственного обучения, стараться управлять диалогом, своим эмоциональным состоянием, использовать и развивать мимику, пантомимику, технику речи.
Задача: Освоение отдельных методов педагогического воздействия. Практиканту необходимо целенаправленно использовать и совершенствовать методику убеждений, поощрений, стимулирования и научиться с помощью этих методов воздействовать на поведение и отношение учащихся. Описать опыт использования методов в отчете.