Социентарная (всё на благо социума) - антропоцентрическая
Задача – стимулировать, развивать то, что уже есть в человеке. Педагогический процесс в универсальной модели образования:
Цели1. Развитие личностных способностей к самоопределению. 2. Учет целей, интересов и индивидуальных способностей обучающихся и педагогов. 3. Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса (совместная, согласованная учебно-поисковая деятельность)
Задачи1. Не только усвоение обучающимися конкретной информации, но и овладение обобщенными способами усвоения знаний, способами мышления и выполнения различных видов деятельности. 2. Разработка и реализация деятельностного типа содержания обучения; при этом деятельность обучающегося выступает фактором его самоопределения и развития, а также частью содержания обучения.
Реализуются посредствомдеятельностного подхода, который отвергает: 1) вербальные методы обучения; 2) догматические формы передачи ォготовогоサ учебного материала; 3) монологичность и обезличен- ность словесного преподавания; 4) пассивность обучающихся; 5) статичную завершенную систему знаний, умений, навыков предполагает: 1) активные (рефлексивно-дея- тельностные) формы и методы обучения; 2) развивающие (личностно- ориентированные)технологии; 3) активность всех участников педагогического процесса; 4) усвоение обобщенных способов выполнения различных видов деятельности
Результат = личностьСформированность универсальных способностей личности, ее готовности к познанию и преобразованию мира, самообразованию и саморазвитию. Освоение обобщенных способов мышления и деятельности, системных знаний
Билет 12. Основные тенденции развития системы образования в мире.
Социокультурные предпосылки:
• Смени типов культурно-исторического наследия
• Информатизация
• Глобализация + Глобальные проблемы
Новые требования к образованию:
· Формирование активной позиции личности
· Ориентация на самобытность личности
· Ориентация на общечеловеческие и национальные ценности
· Расширение способов передачи-получения социокультурного опыта
Цель образовательной политики в развитых странах – качества и мобильности образования; создание единого образовательного пространства(Болонская декларация 1999 г., Берлинская декларация - 2003 г.).
Тенденции в развитии образования:
• Приведение в соответствие уровней образования и научных степеней
• Единая система контроля и оценки
• Единый стандарт качества образования
• Механизм взаимопризнания документов об образовании
• Диверсификация
• Практикоориентированность
• Непрерывность
• Специализированность
• Самообразование
• Снижение сроков теоретической подготовки
Билет 13. Система образования Республики Беларусь: цель, компоненты, принципы.
Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:
• приоритетности образования;
• обязательности общего базового образования;
• осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
• доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
• преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
• национально-культурной основы образования;
• приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
• научности;
• экологической направленности образования;
• демократического характера управления образованием;
• светского характера образования.
Национальная система образования включает:
• участников образовательного процесса;
• образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
• учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;
• государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления).
Билет 14. Тенденции реформирования системы образования в Республике Беларусь
Предпосылки реформирования:
1. Мировые тенденции
2. Новая социокультурная обстановка в стране
Новые подходы к образованию
• Демократизация
• Гуманизация
• Гуманитаризация
• Непрерывность
• Интеграция
• Индивидуализация и дифференциация
• Фундаментализм
• Прагматизм