Концепция непрерывного воспитания детей к учащейся молодежи в Республике Беларусь
Цель воспитания детей и учащейся молодежи в РБ – формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Под социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельностью поним личность с высоким уровнем культуры, облад творч потенциалом, способн к саморазвитию и самрегуляции. Основные положения концепции воспитания детей и учащ молодежи в РБ : ориентация на гуманистические ценности, самореализация личности воспитанника в процессе воспит, национально-культурная основа воспитания, управление инициативой самого воспитанника в процессе воспитания, условия эффективной воспитат работы.
Создание банка данных о личности воспитанника, обеспечение воспитаннику достойного положения в воспит коллективе, разнообразие видв деятельности в воспит учреждении, стимулирование личностного и профессионального роста воспитателей.
Формирование мировоззрения школьников
Мировоззрение — это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Оно является результатом воспитания. Его структуру составляют знания, взгляды, убеждения. Взгляды и убеждения— это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания.
Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр. Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений.
Показателями сформированности мировоззрения являются наличие системы знаний, взглядов и убеждений, которые проявляются в разных видах деятельности, способность совершенствовать свои знания и деятельность.
Умственное воспитание школьников
Умственное воспитание —это целенаправленная деятельность учителя по развитию умственных сил, мышления учащихся и привития культуры умственного труда.
Цели и задачи : формирование интеллектуальной культуры, развитие интеллектуального потенциала человека, формирование научного мироззрения. Направления умственного воспитания:1.развитие различных видов мышления; 2.развитие умственных сил учащихся; 3.овладение интеллектуальными умениями. Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся. Умственное развитие и умение мыслить связано с усвоением основных мыслительных операций: анализ, синтез (мыслительное объединение частей в целое); сравнение, классификация. Основной тип заданий, которые можно вкл , чтобы развит интеллектуал умений - Задания исследовательского характера. Задания на установление причинно-следственных связей. Задания, требующие самостоятельно принять решение. Задания на сравнение. Задания на развитие догадки, интуиции. Задания, связанные с анализом и обобщением.
Нравственное воспитание школьников.
Цель: формирование нравственной культуры личности.
Задачи: Формирование нравственного сознания, мотивов, поведения, чувств, суждений, убеждений. Формирование отношений к природе, обществу, труду, людям и самому себе на основе общечеловеческих и национальных ценностей (долг, честь, справедливость)
Содержание: Мотивы > знания > понимание > суждение > убеждение > поступки > поведение > привычки
Проявляется через отношение к себе, к людям, к родным, труду, природе
Реализуется через методы, формы, средства: Походы в музей, дискуссии, конференции, дебаты и т.д.
Результат: формирование нравственности. Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.