Система общего образования в России. Государственные общеобразовательные учреждения. Система негосударственных, альтернативных образовательных учреждений
Под системой общего образования понимается – совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.
Принципы построения системы образования в России следующие:
Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе, дополнительно вносятся коррективы в содержание образования, организационно-управленческую структуру всей системы образования, условия ее финансирования; права и гарантии граждан на получение образования.
Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.
Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России, а также способностей, национальных и индивидуальных особенностей молодых людей.
Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.
Демократический характер системы образования; выбор обучающимися типа образовательного учреждения и образовательной программы в соответствии с их познавательными потребностями и социальными интересами.
Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местном уровнях.
Иерархия органов управления системой образования в России выглядит так.
Иерархия органов управления системой образования:
• Министерство общего и профессионального образования РФ (министр - член правительства) Федеральные вузы Федеральные ССУЗы и ПТУЛ.
• Региональные органы управления субъектов РФ — 89 (правительства республик, административных краев, областей)
• Муниципальные органы местного самоуправления
• Органы управления образованием Образовательные учреждения Дошкольные учреждения Учреждения дополнительного образования
• Правительство РФ
• Государственные органы управления образованием субъектов РФ (Мин. республик, комитеты, департаменты, управления)
• Региональные вузы Региональные ССУЗы и ПТУ Дошкольные учреждения Учреждения дополнительного образования
• Федеральные органы управления образо ванием (входят в состав МПС, Минатом РФ, МВД, МИД и др.)
• Ведомственные вузы Ведомственные ССУЗы и ПТУ Ведомственные общеобразовательные
• Школы
• Ведомственные дошкольные учреждения
Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные им образовательные учреждения.
Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.
Ими устанавливается порядок аттестации педагогических работников и требования к их образовательным цензам.
Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнение бюджетной и финансовой дисциплины.
С компетенциями органов управления образованием всех уровней рекомендуется ознакомиться по Закону "Об образовании".
Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные им образовательные учреждения.
Управление государственным
и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.
Общее руководство государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляет представительный орган - совет образовательного учреждения, который формируется также в соответствии с уставом образовательного учреждения.
Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.
Устав негосударственного образовательного учреждения закрепляет структуру внутреннего управления, процедуру назначения или выборов руководителя, правомочия которого определяются учредителем или попечительским советом по согласованию его функций с педагогическим коллективом.
Схема финансовых потоков в системе общего образования:
• Федеральный бюджет
• Региональные и местные бюджеты
• Образовательные бюджеты
• Предприятия и организации
• Семьи
• Бюджетное финансирование, включая трансферты
• Бюджетные субвенции
• Внебюджетные средства
В сложный период трансформации государства и экономики назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача - облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую школу и среднюю школу к рынку.
В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления.
Школы получают широкие права по выбору типа школы, учебных планов, программ, учебников, учебных предметов, методов обучения и воспитания, но обязаны обеспечить усвоение стандарта образования, минимума знаний по учебной программе учащимися.
Высшая школа переходит в основном к директивно установленному госзаказу на специалистов с высшим образованием.
Значительные изменения предполагаются в области финансирования.
Отношение широкой общественности к Реформам сложное и неоднозначное. Большинство предлагает не торопиться и тщательно взвесить все варианты и предложения.
В соответствии с законодательством РФ образовательное учреждение является юридическим лицом.
Образовательные учреждения могут быть:
• государственными — федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации.
ФГОУ — Федеральное государственное образовательное учреждение
ГОУ — Государственное образовательное учреждение
• муниципальными
• негосударственными — частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
В Российской Федерации к образовательным относятся учреждения следующих типов:
• дошкольные;
• общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
• учреждения начального профессионального, среднего профессионального (см. Профессиональное образование), высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
• учреждения дополнительного образования взрослых;
• специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
• учреждения дополнительного образования детей;
• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
52. Цель и содержание, тенденции современного образования.
Общепризнано, что образование во все времена было и остается соразмерным процессу исторического развития человеческого сообщества. Поэтому при определении его целей и содержания, видимо, очень важно учитывать ту высокую функционально-историческую нагрузку, которую оно на себе несет. Речь идет о реализации в образовательной сфере, по меньшей мере, двух его основных функций: во-первых, обеспечения физического выживания - адаптации человека к окружающему миру; во-вторых, удовлетворения самых различных социальных, культурных, нравственных и т.п. потребностей личности и общества.
Роль образования здесь очевидна - оно как раз и является той единственной сферой, в которой осуществляется приобретение человеком знаний и умений, обеспечивающих его полноценное существование в окружающем природном и социальном мире. Эта роль реализуется объективно - независимо не только от форм и уровней развитости образовательных систем, но и от степени осознания их организаторами предназначения школы.
Например, чем обоснован набор учебных дисциплин, которым обучают молодое поколение россиян? Как определяется объем изучения по предметам? Обоснованных ответов, отражающих объективные потребности общества в образованных людях - специалистах я могу найти немного. Вспомним, как после окончания вуза его выпускнику на заводе, фабрике или фирме говорят: «А теперь забудь то, чему тебя учили. Здесь, сынок, будет учить жизнь!» А почему, собственно говоря, этой «жизни» не учиться в школе или в высшем учебном заведении?
Особое внимание следует обратить на государственные образовательные стандарты. По моему мнению, их существующая форма не только нарушает принципы автономности и академической свободы в образовании, но и ограничивает творчество педагога и ученика.
На мой взгляд, при рассмотрении профессионального образования мы должны, в первую очередь, знать будущую профессиональную деятельность обучаемых: проводить специальные научно-исследовательские работы по ее правовому, социологическому, психологическому и другим видам анализа. Особое внимание здесь следует уделить организации социологических опросов и мониторингов с уже сложившимися специалистами, изучению нормативных актов, руководящей и технической документации для конкретных профессий, прогнозу их дальнейшего развития.
Совершенно иные акценты предполагаются в системе общего образования. Если очень коротко сформулировать, то они сводятся к решению задач общего развития молодого поколения и его подготовки к профессиональной деятельности. Но «профессиональная деятельность» у ребенка, юноши или девушки в процессе их обучения имеет особенность: она сводится к процессу приобщения к достижениям человеческой цивилизации и потреблению (материально-техническому, правовому, эстетическому и т.п.) результатов ее деятельности. Иными словами, перед общим образованием ставится цель вооружить человека знаниями и умениями пользоваться материальными и духовными продуктами, средствами информации, массовой коммуникации и передвижения, грамотно ориентироваться в огромном мире окружающих нас вещей.
Таким образом, потребности этой профессиональной сферы человека должны определять цели и содержание общего образования. Путей их реализации может быть выделено много. По моему мнению, наиболее важными являются следующие восемь содержательных направлений развития общего образования.
Диапазон проблем современного образования очень широк. Одними голыми рассуждениями и абстрактными обобщениями здесь дело не продвинешь: необходимы специальные исследования, которые бы прояснили поставленные в статье вопросы этой важнейшей сферы человеческой жизнедеятельности.
Наконец, проблема целей и содержания образования должна занять статус, соответствующий ее роли в обществе. Это означает, что решение вопросов образования должно иметь приоритетное значение среди важнейших социально-политических задач и обсуждаться на любых (а не только экспертных) уровнях, будь то федеральное собрание или «педагогический парламент», всенародный или региональный референдум. Ибо политическое будущее любой страны в подавляющей степени определяется будущим ее школы. Лучшего индикатора прогресса общества история не знает. К такому пониманию, что образование является частью политики и должно обсуждаться обществом в неменьшей степени, чем сама политика, мы уже готовы.
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в современном образовании.
Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, - между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения - знаково-контекстного (по А.А. Вербицкому).
Вторая тенденция - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся или, по выражению А.А. Вербицкого, тенденция перехода от "школы воспроизведения" к "школе понимания" и "школе мышления".
Четвертая тенденция соотносится, по А.А. Вербицкому, с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.
Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.
Тенденции изменения общей ситуации образования совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России:
- интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;
- гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
- дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;
- демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, за интересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.
Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.