Средовая адаптация учащихся в школе; школьная дезадаптация, ее причины и способы преодоления
Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги началь-
ных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со школьной действительностью. Она характерна для детей 6—8-летнеговозраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познавательной деятельности или его темпы снижены. Такие дети нуждаются в особом внимании и помощи учителя, индивидуальном подходе к их обучению и воспитанию. Не менее важная роль стимулирования адап-
тационных возможностей этих детей принадлежит классному коллек-
тиву, его уважительному отношению к ним и поддержке.
При умении педагога строить педагогически целесообразные отно-
шения с дезадаптированными учениками, их родителями и классом
школьная дезадаптация может быть в значительной степени преодоле-
на в течение 2—4 месяцев после начала учебного года. В более тяжелых
случаях, когда у детей отмечаются стойкие негативные реакции на си-
туацию обучения в классе, необходимо получить профессиональную
консультацию у специалистов, в том числе у психолога, а в отдельных
случаях, когда у ребенка наблюдаются невротические реакции в виде
раздражительной слезливости, нервозности, агрессивности в сочетании
с нарушениями сна и аппетита, то и у психоневролога.
Различные категории детей при определенных условиях нуждают-
ся в направленной поддержке и помощи по предупреждению возник-
новения дезадаптации или ее преодоления в процессе их воспитания
и обучения. Дезадаптированные дети с паталогическими формами не-
редко нуждаются в учебно-воспитательной работе с ними в специаль-
ных образовательных учреждениях, ориентированных с учетом фак-
тора, приведшего детей к такому состоянию. Для работы с ними
нужны специальные методики и подготовленные специалисты.
Основными причинами дезадаптации человека являются груп-
пы факторов. К ним относятся: личностные (внутренние), средовые
(внешние), либо и те и другие.
Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связа-
ны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как
личности. К ним можно отнести:
• длительную болезнь;
• ограниченные возможности ребенка для общения со средой оби-
тания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных
особенностей) общения с ним со стороны его окружения;
• длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вы-
нужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедея-
тельности;
• переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск,
временное исполнение иных служебных обязанностей) и др.
Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с
тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт,
в той или иной степени сдерживающий личностное проявление.
К ним следует отнести:
• нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ре-
бенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»;
семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, наси-
лие над ребенком;
• отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком
со стороны родителей, сверстников;
• подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в
детский сад, школу; смена группы, класса);
• подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — не-
приятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие
над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление
жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстни-
кам — явление частое;
• негативное проявление «рыночного воспитания», когда успеш-
ность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея
обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном1
состоянии;
• негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании». Формиро-
вание интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов
социального благополучия и легкости их достижения. Реальная
жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию,
дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и бое-
вики формируют у незрелого человека представление о смерти, как
чем-то туманном и идеализированном;
• дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии
которой ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт.
Такая личность называется дезадаптирующей (дезадаптирующий
ребенок — группа) — это человек (группа), который (которая) в оп-
ределенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдель-
ной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на
самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, спо-
собность наиболее полно реализовать себя.
' Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — болезненное психичес-
кого состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Влечения, мотивы, волевая
активность, самооценка резко снижены. Для поведения в этом состоянии характерны
замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость.
отношению к неравнодушному к ней парню; гинерактивный ребенок
по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно играющий
провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к моло-
дому) и пр.;
• перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не под-
ходящую его возрасту и индивидуальным возможностям и др. Такой
факт имеет место, когда неподготовленного ребенка отдают в школу
или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным
возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психи-
ческих возможностей (например, занятиями спортом, учебой в школе,
занятиями в кружке).
Дезадаптация детей и подростков приводит к различным послед-
ствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том
числе:
• личностные деформации;
• недостаточное физическое развитие;
' • задержка психического развития;
• возможные мозговые дисфункции;
• типичные нервные расстройства (подавленность, заторможен-
ность или возбудимость, агрессивность);
• одиночество — человек оказывается один на один со своими
проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением чело-
века либо с самоотчуждением;
• проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими
людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного
инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся
условиях, человек может пойти на крайние меры — суицид.
Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие каче-
ственного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка
девиантного поведения.
Нередко к дезаптированным детям относят тех, кто, наоборот, сам
является лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица
(группы лиц). В этом случае правильнее говорить о дезадаптирующем
человеке, группе.
«Дети улицы» также часто относятся к дезадаптированным.
С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше взрослых адап-
тированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат вос-
пользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят
специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое
специализированное учреждение. Если такого ребенка забрать с
улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое
время может оказаться дезадаптированным. Через определенное
время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным — он или
среда, в которой он оказался.
Высокая адаптируемость к среде новых детей девиантного поведе-
ния нередко ведет к серьезным проблемам негативного характера по
отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встре-
чаются факты, когда появление такого ребенка требует от учителя,
воспитателя определенных защитных усилий по отношению ко всей
группе (классу). Отдельные личности вполне могут негативно воздей-
ствовать на всю группу, способствовать ее дезадаптации в учебе и дис-
циплине.
Все перечисленные факторы представляют непосредственную уг-
розу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Трудно-
воспитуемость, социально-педагогическая запущенность представля-
ют опасность дезадаптации самого ребенка в области воспитания,
воспитания и обучения, а также отдельных лиц, группы. Практика
убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дез-
адаптации новой среды, так при определенных условиях он выступает
фактором дезадаптации других, в том числе и учителя.
Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на
развитие личности ребенка, подростка, необходимо вести профилак-
тическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способ-
ствующим предупреждению и преодолению последствий дезадапта-
ции детей и подростков, относятся:
• создание оптимальных для ребенка средовых условий;
• недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответ-
ствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ре-
бенка и организации учебного процесса;
• поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них усло-
виям;
• побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в
среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;
• создание доступной специальной службы социально-психоло-
гической и педагогической помощи различным категориям населения,
оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, ка-
бинеты социально-психологической и педагогической помощи, кри-
зисные стационары;
• обучение родителей, учителей и воспитателей методике рабо-
ты по предупреждению дезадаптаций и преодолению ее послед-
ствий;
• подготовка специалистов для специализированных служб соци-
ально-психологической и педагогической помощи различным катего-
риям людей в трудной жизненной ситуации.
Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или
помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодо-
ление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально-
педагогической деятельности определяется теми последствиями, к ко-
торым привела дезадаптация.