Традиционная дидактика
- занималась анализом деятельности учителя, стремясь найти наиболее эффективные способы изложения, передачи ученикам знаний;
- отводила учителю центральное место в системе «учитель» - «ученик»;
- определяла организацию, содержание и методы учебной работы;
- оказывала предпочтение методам «книжной учебы».
Прогрессивистская дидактика /Дж.Дьюи/
- сконцентрировала свое внимание на ученике, на учете его запросов, интересов и склонностей;
- поставила в центр своих интересов организацию самостоятельной работы учеников;
- высказывалась в пользу естественных методов обучения, т.е. в пользу обучения в ходе непосредственных контактов с действительностью.
Современная педагогическая концепция носит гуманистический характер и определяет главной целью образования и воспитания реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала. Эта концепция с учетом ее дидактической интерпретации и составляет исходный теоретический базис дидактики – понимание обучения, прежде всего, как развивающего и воспитывающего процесса, как средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан.
Функции обучения.
А. Традиционный подход:
образовательная (усвоение знаний, формирование умений и навыков);
воспитательная (формирование мировоззрения, убеждений, способов поведения и деятельности, системы идеалов, отношений, потребностей);
развивающая (развитие сенсорных способностей, двигательной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер).
Б. Современная концепция (В.И.Загвязинский):
социальная функция – формирование личности, отвечающей общественным потребностям, перспективам развития общества;
личностно-развивающая функция – развитие способности человека к саморегуляции, саморазвитию и самореализации, нравственном становлении;
функция здоровьесбережения (валеологическая);
функция социальной защиты;
функция трансляции культуры.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Процесс обучения – совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных нарешение образовательных задач (на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности, других познавательных способностей… /М.А.Данилов/).
Внешне учебный процесс предстает перед нами как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, знаниями, умениями и навыками.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. /ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА/
Вариант А. (ГЛАВНЫЙ)
- целевой,
- содержательный,
- мотивационный,
- организационно-деятельностный,
- контрольно-регулировочный и
- оценочно-результативный компоненты.
Б.
- деятельность педагога,
-деятельность ученика,
- предмет изучения (содержание).
В. Структура репродуктивного варианта учебной деятельности:
задача,
восприятие материала,
осмысление /понимание/
запоминание,
воспроизведение - применение на уровне умений,
творческое применение /овладение/.
Г. Структура продуктивного варианта учебной деятельности:
- восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи,
- воспроизведение или восполнение необходимого для решения знаний,
- формулирование гипотезы,
- составление плана решения;
- нахождение способа решения, его проверка;
- введение полученного знания (способа) в имеющуюся у обучаемого систему знаний, представлений, отношений.
- Выход на новые проблемы.
В. 9. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫВОДИТСЯ ИЗ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Три общие цели образования следующим образом:
1) Создание условий для овладения личностью истинно человеческой, в том числе профессиональной деятельностьюдля включения человека в общественно-полезный труд в соответствии с его интересами и способностями.
Причем,
для каждого отдельного человека его образование выступает в двух ипостасях:
– как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности;
– как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться как субъект на рынке труда.
2) Воспитание граждан – социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, участию в управлении; обладающих чувством гражданской ответственности за свою жизнь и жизнь своей семьи, за результаты своей деятельности, за сохранение природы, за судьбы страны и мира.
3) Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в экономической, социальной, культурной и других сферах в квалифицированных специалистах, соответствующих требованиям гуманитарного, социального и научно-технического процесса, обладающих широким общим и профессиональным кругозором, профессиональной мобильностью.
Приоритетные стратегические цели должны быть положены сегодня в основу новой философии системы образования? Нам представляется, что такими целями, по крайней мере, на ближайшие несколько десятилетий XXI-го века, должны стать следующие:
1. Формирование целостного миропонимания и нового научного мировоззрения людей будущего, которое было бы адекватным последним достижениям фундаментальной науки.
2. Формирование у людей научных представлений об основных тенденциях и закономерностях стремительного изменения современного мира, а также развитие у них способностей прогнозировать будущее и принимать решения в условиях неопределенности.
3. Воспитание у людей такого уровня духовности и нравственности, которые могли бы стать основой стратегии дальнейшего безопасного развития цивилизации в условиях продолжающегося роста населения планеты, истощения природных ресурсов, нарастания экологических проблем, появления новых видов оружия массового поражения и опасных технологий.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
а. Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре.
б. Содержание образования представляет собой педагогические адаптированные основы наук.
в. Содержание образования — это система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.
Образованность в постиндустриальном обществе – это способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить.
ИЗ ПРОЕКТА ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ