Традиционная дидактика

- занималась анализом деятельности учителя, стремясь найти наиболее эффективные способы изложения, передачи ученикам знаний;

- отводила учителю центральное место в системе «учитель» - «ученик»;

- определяла организацию, содержание и методы учебной работы;

- оказывала предпочтение методам «книжной учебы».

Прогрессивистская дидактика /Дж.Дьюи/

- сконцентрировала свое внимание на ученике, на учете его запросов, интересов и склонностей;

- поставила в центр своих интересов организацию самостоятельной работы учеников;

- высказывалась в пользу естественных методов обучения, т.е. в пользу обучения в ходе непосредственных контактов с действительностью.

Современная педагогическая концепция носит гуманистический характер и определяет главной целью образования и воспитания реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала. Эта концепция с учетом ее дидактической интерпретации и составляет исходный теоретический базис дидактики – понимание обучения, прежде всего, как развивающего и воспитывающего процесса, как средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан.

Функции обучения.

А. Традиционный подход:

образовательная (усвоение знаний, формирование умений и навыков);

воспитательная (формирование мировоззрения, убеждений, способов поведения и деятельности, системы идеалов, отношений, потребностей);

развивающая (развитие сенсорных способностей, двигательной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер).

Б. Современная концепция (В.И.Загвязинский):

социальная функция – формирование личности, отвечающей общественным потребностям, перспективам развития общества;

личностно-развивающая функция – развитие способности человека к саморегуляции, саморазвитию и самореализации, нравственном становлении;

функция здоровьесбережения (валеологическая);

функция социальной защиты;

функция трансляции культуры.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения – совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных нарешение образовательных задач (на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности, других познавательных способностей… /М.А.Данилов/).

Внешне учебный процесс предстает перед нами как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, знаниями, умениями и навыками.

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. /ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА/

Вариант А. (ГЛАВНЫЙ)

- целевой,

- содержательный,

- мотивационный,

- организационно-деятельностный,

- контрольно-регулировочный и

- оценочно-результативный компоненты.

Б.

- деятельность педагога,

-деятельность ученика,

- предмет изучения (содержание).

В. Структура репродуктивного варианта учебной деятельности:

задача,

восприятие материала,

осмысление /понимание/

запоминание,

воспроизведение - применение на уровне умений,

творческое применение /овладение/.

Г. Структура продуктивного варианта учебной деятельности:

- восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи,

- воспроизведение или восполнение необходимого для решения знаний,

- формулирование гипотезы,

- составление плана решения;

- нахождение способа решения, его проверка;

- введение полученного знания (способа) в имеющуюся у обучаемого систему знаний, представлений, отношений.

- Выход на новые проблемы.

В. 9. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫВОДИТСЯ ИЗ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Три общие цели образования следующим образом:

1) Создание условий для овладения личностью истинно человеческой, в том числе профессиональной деятельностьюдля включения человека в общественно-полезный труд в соответствии с его интересами и способностями.

Причем,

для каждого отдельного человека его образование выступает в двух ипостасях:

– как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности;

– как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться как субъект на рынке труда.

2) Воспитание граждан – социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и нацио­нальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию произ­водства, производственных, экономических и общественных отно­шений, участию в управлении; обладающих чувством гражданской ответственности за свою жизнь и жизнь своей семьи, за результаты своей деятельности, за сохранение природы, за судьбы страны и мира.

3) Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в экономической, социальной, культурной и других сферах в квалифицированных специалистах, соответствующих тре­бованиям гуманитарного, социального и научно-технического про­цесса, обладающих широким общим и профессиональ­ным кругозором, профессиональной мобильностью.

Приоритетные стратегические цели должны быть положены сегодня в основу новой философии системы образования? Нам представляется, что такими целями, по крайней мере, на ближайшие несколько десятилетий XXI-го века, должны стать следующие:

1. Формирование целостного миропонимания и нового научного мировоззрения людей будущего, которое было бы адекватным последним достижениям фундаментальной науки.

2. Формирование у людей научных представлений об основных тенденциях и закономерностях стремительного изменения современного мира, а также развитие у них способностей прогнозировать будущее и принимать решения в условиях неопределенности.

3. Воспитание у людей такого уровня духовности и нравственности, которые могли бы стать основой стратегии дальнейшего безопасного развития цивилизации в условиях продолжающегося роста населения планеты, истощения природных ресурсов, нарастания экологических проблем, появления новых видов оружия массового поражения и опасных технологий.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

а. Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре.

б. Содержание образования представляет собой педагогические адаптированные основы наук.

в. Содержание образования — это система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.

Образованность в постиндустриальном обществе – это способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить.

ИЗ ПРОЕКТА ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Наши рекомендации