Основные этапы конфликта

1. Возникновение и р-е конфликтной ситуации. (К. ситуация создается одним или несколькими субъектами соц. взаимодействия и является предпосылкой к-та).

2. Осознание конфл. ситуации хотя бы одним из участни-ков соц. взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. В результате осознания могут изменение настроения, крити­ческие и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфл. взаимодействия.(один из участников соц.го взаимодействия, осоз­навший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), и направлен на нанесение ущерба "противнику". Другой участник при этом соз­нает, что данные действия направлены против него, и, в свою оче­редь предпринимает активные ответные действия против инициато­ра конфликта).

4. Р-е открытого конфликта. (участники открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования, могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта).

5. Разрешение конфликта. (м.б. достигнуто двумя метода­ми: пед.и (беседа; убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на др. ра­боту, увольнение, приказ рук-ля, решение суда и т. п.).

Причины:

*Объективные (те обстоятельства соц. взаимодействия людей, кот. привели к столкновению их интересов, мнений и т.д.);

*субъективные, кот. включают соц.-психол. и личностные (те инд. психол. особенности оппонентов, кот. приводят к выбору именно конфл. способа взаимодействия).

Ф-и– конструктивные (устраняет противоречие, позволяет глубоко оценить индивидуально-психол. особенности людей. Тестирует ценностные ориентации, источник р-я личности, средство самоутверждения. По отнош. к социуму – источник р-я группы, высвечивание нерешенных проблем в группе, оптимизация межличностных отношений). Деструктивные – (негативное воздействие на психич. состояние, может сопровождаться насилием, стресс, прекращение отношений, негатив. установка оппонента, отриц.влияние на р-е личности. К социуму -нарушение коммуникаций, отриц. влияние на соц.-психол. климат, ослабление ценности, ухудшение качества совместной работы).

Виды.Межличностный конфликт. Самый распро-страненный тип. В уч. заведениях он может возникать, между участниками пед. процесса. основными причинами явл. необоснованные притязания или неуживчивый характер участников ситуации. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы д. их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное явление. Межгрупповой конфликт. любая организация, состоит из множества формальных и неформальных групп, между кот.и могут возникать конфликты(между руководством и исполнителями). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистические имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций.

Способы поведения в конфл. ситуациях; сотрудничество, компромисс, избегание, уступка, соперничество. Сотрудничество - форма поведения, кот. не допускает не только возникновения конфликта как такового, но и противоречия. Компромисс представляет собой способ поведения, при котором быстро находится нужное решение, в основном устраивающее обе стороны, но за счет некот. уступок. Избегание характеризуется уходом от конфликтогенных ситуаций. Уступка представляет собой отказ от борьбы в пользу другого лица. Соперничество - прямая конфронтация, при которой ни одна из сторон не желает уступать другой ни в чем.

Конфликты можно разделить на две основные группы: деловые и личностные. Первые возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера(по поводу несовпадения взглядов на режим работы, загрузку, методы препод. и об-я), а вторые - на основе противоречий в личностных интересах(восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий)

По М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие:

*К. дея-ти- по поводу успеваемости ученика,

* К. поведения- по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

*К. отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Особенности пед. конфликтов:

>ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблем­ных ситуаций, так как школа — модель общ-ва, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

>участники к-тов имеют разный соц. статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение;

*разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответ­ственности за ошибки при разрешении конфликтов;

>различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному). Поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

>присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а к-т приобретает воспитательный смысл и для них.

>профессиональная позиция в конфликте обязывает учителя взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

>всякая ошибка учителя при разрешении к. дает новые проблемы и к-ты, в кот. включаются другие ученики;

>конфликт в пед. дея-ти легче предупредить, чем успешно разрешить.

Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами:

*контролируя свои эмоции, б. объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

*не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я-высказывания» (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

*не оскорблять;стараться не выгонять из класса;

*по возможности не обращаться к администрации;

*не отвечать на агрессию агрессией; не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;

*дать себе и ребенку право на ошибку,

*Независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разру­шить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

* не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конст­руктивного разрешения.

Наши рекомендации