Конспект и методическое обеспечение урока (занятия)
Тема: «Сельский пейзаж»
Цели и задачи урока: Выявление освещения, построение пространства с помощью линейно-воздушной перспективы. Решение живописных задач в пейзаже. Решение композиционного центра, изменение цвета в зависимости от расстояния.
Оборудование: Стульчик, мольберт, бумага А3, А4, гуашь или акварельные краски, кисти № 1-5, кнопки, емкость для воды, карандаши, ластик, палитра, работы учеников предыдущих лет, методический материал.
Тип урока: смешанный
Ход урока: Организационный момент – 5 мин.
Объяснение учителя – 20 мин.
Построение пространственной глубины осуществляется одновременно двумя подходами:
· построение линейной перспективы (т.е. построение перспективы посредством рисунка картины)
· передачей воздушной среды (т.е. построение перспективы, посредством определенных цветовых отношений)
Перспективой называется изменение внешности и видимые сокращения размеров предметов по мере их удаления к горизонту на большое расстояние от глаз художника.
Линейная перспектива – передача пространственной глубины в пейзаже, на основе законов линейно-графического изображения объемных тел на плоскости, при использовании определенных размеров, пропорций, масштабов.
Воздушная перспектива – построение пространственной глубины, посредством передачи определенных живописных (цветовых, тоновых, яркостных) отношений между элементами пейзажа и передачи изменений оттенка (цветового, тонового, яркостного) и плотности воздушной среды согласно основным планам пейзажа.
Рисуя с натуры пейзаж, мы обычно делим видимые предметы на основные группы: переднего, дальнего и промежуточного между ними – среднего плана.
Различные условия освещения, состояния погоды, время дня обуславливают изменения в передаче тональных отношений и цветовых оттенков воздушной среды.
Цвет предмета меняется в результате прохождения через полупрозрачные среды: воздух, воду, туман, дым, пыль и т.д. На этом явлении и основана воздушная перспектива. Между предметами и нами по мере удаления их друг от друга, как бы опускаются все новые и новые слои вуали воздуха, словно занавес, цвет которых зависит от состояния дня. Таким образом, пейзаж распадается на ясные цветовые и тональные планы.
При написании пейзажа всегда должны учитывать тоновые изменения неба, воздушной дымки, чувствовать их цветовые оттенки, яркостную характеристику небесного купола в целом (например, в картинах В.Д. Поленова «Зима», «Московский дворик» и т.д.).
Наблюдая заход солнца в западной части небес, мы видим, что она более светлая, озаренная алыми лучами солнца, тогда как восточная часть имеет намного более темный тон неба и сиреневый оттенок цвета. Эта часть неба уже погружена в сумерки. Или же, к примеру, предгрозовое небо, оно также имеет различные цветовые и тоновые оттенки в каждом своем фрагменте (например, картины: Ф.А. Васильев «Мокрый луг»; А.К. Саврасов « Домик в провинции. Весна»; И.И. Левитан «Владимирка»; Ю.Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу» и т.д.).
Освещенность – это могучий источник тонального объединения картины, она создает весь диапазон, все движение тонов (от светлых до темных), общее цветовое состояние данного фрагмента природы. Именно она увеличивает и уменьшает число видимых светлых пятен пейзажа, то вызывая множество резких различий между предметами, то уводя предметы в темноту, в цветовую неразличимость.
Передача в пейзаже цвета и воздушного состояния является главной вашей задачей.
Практическая работа:
Для работы выбран мотив летнего пейзажа с частью дороги на переднем плане, небольшой группой деревьев у водоема на среднем и дальнем планах. Небо высокое, все залито солнцем... Макушка лета!
1. Начинаем работу над предварительным наброском простым карандашом. Сверяясь с натурой, определяем и проводим линию горизонта относительно точки зрения.
2. Легкими плавными линиями намечаем горизонтальные границы планов пейзажа. Вертикальными штрихами и под наклоном отмечаем расположение стволов деревьев, определяя их место в пространстве.
3. Обобщенно и легко намечаем массу крон деревьев на дальнем плане вдоль водоема и уточняем его береговую линию.
4. Детально прорисовываем формы стволов и крон деревьев на переднем плане, кроны деревьев и общую массу растительности на дальнем. Угловатой, изогнутой линией намечаем очертания дороги на переднем плане.
5. Аккуратно мягкой резинкой ослабляем все линии предварительного карандашного рисунка и широкими горизонтальными мазками выполняем прописку неба в верхней части листа и в кроне дерева на переднем плане.
6. В верхней части листа намечаем белилами облако, смягчая его контуры к линии горизонта. Сверяясь с натурой, прописываем небо к линии горизонта, смягчая переходы от цвета к цвету.
7. Прописываем массу листвы растительности у линии горизонта. На среднем и переднем планах намечаем листву деревьев в теневой части, тем самым обозначая их первоначальный объем.
8. Смягчаем границу облаков, усиливая их цвет. Насыщенным холодным цветом прописываем тени деревьев на дальнем плане и освещенную часть пространства у водоема. Углубляем тени в кронах деревьев на среднем и переднем плане
9. Прописываем береговую линию водоема и намечаем отражение в воде от растительности. Мазками прокрываем освещенные части кроны деревьев.
10. Обобщенно, горизонтальными мазками прописываем гладь воды, передавая визуально ее глубину. Работая над передним планом, выделяем цветом дорогу и ее края, постепенно продвигаясь к нижнему краю листа бумаги.
11. Оттенками холодных цветов намечаем листву у линии горизонта, углубляем и слегка акцентируем тени. Горизонтальными мазками выводим гладь воды. Прокладываем тени поддеревьями на среднем плане и в глубине листвы на переднем теплыми оттенками. Легкими мазками, фрагментами, но насыщенно передаем траву у нижнего края листа.
12. Детально прорабатываем все планы пейзажа: листву деревьев на дальнем плане выполняем в холодных тонах, приближаясь к среднему плану, постепенно добавляем в цвет теплые оттенки, особенно вдоль береговой линии водоема. Смягчаем горизонтальными короткими мазками гладь воды и насыщаем ее теплыми, глубокими оттенками. Прописываем листву деревьев, делая ее цвет более открытым и насыщенным на переднем плане. Тонкой кистью уточняем изгибы стволов и веток. Постепенно продвигаясь к нижнему краю листа, выделяем дорогу, прорабатывая контрастными цветами окружающую растительность и расставляя нужные яркие акценты.
Индивидуальная работа с учащимися.
За 5 минут до окончания урока мини-просмотр и обсуждение работ.
Литература:
Визер В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа. СПб.: Питер, 2007; Иванов А.А. Рисунок и акварель. Альбом. – Л.,1976; Кальнинг А.К.. Акварельная живопись. Краткое руководство. М., 1968; Лясковская О.А. Пленэр: Практикум по изобразительному искусству. – М., 1984.