Тема: Профилактика преступлений
Профилактика преступлений - это деятельность, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию причин и условий преступлений на всех уровнях, а также на их компенсацию причинами и условиями нормативного правомерного поведения.
Объекты профилактики – причины и условия преступлений.
Предмет профилактики –это материальный носитель объекта.
Объект общесоциальной профилактики –общесоциальные причины и условия преступности и ее типов.Предмет –общество как социальный оргшанизм.
Объект личностно-микросредовой профилактики –причины и условия, причинные механизмы преступного поведения .
Объект микросредовой профилактики –внешние условия( недостатки деятельности субъектов профилактики, как специализированных, так и неспициализированных, в окружающей преступника микросреде, как содействующие формированию криминогенной ситуации , так и способствующие непосредственному совершению преступления. Предметом -микросреда, то есть непосредственное окружение преступника.
Объект групповой профилактики –внешн ие причины образования криминогенной мотивации, становления криминогенной ситуации и совершения преступления. Предмет -группа людей.
Объект индивидуальной профилактики –внутренние причины и условия становления криминогенной мотивации, образования криминогенной ситуации и самого преступления.Предмет –личность преступника.
Методы профилактики:
1. Борьба;
2. Война - вооруженная борьба;
3. Компромисс с преступностью;
4. Организация воздействия на преступность – административно-управленческие основы работы правоохранительной системы;
5. Ресоциализация преступников ( реабилитация, адаптация, институты освобождения от уголовных наказаний);
6. Правовые методы– создание единого поля криминологического правового урегулирования общественных отношений в стране;
7. Социальный контроль над преступностью;
8. Виктимологическая профилактика ( просвещение, правовое образование, пропаганда правопослушного образа жизни),
9. Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.
10. Мониторинг предупреждения преступлений.под которым понимаются определенные практической необходимостью научные, основанные на познании закономерностей развития какокго-либо явления или процесса наблюдение, описание, анализ и оценка их настоящего состояния.
Уровни профилактики:
1. Общесоциальный – комплекс неспецифическим мер, непосредственно не направленных на причины и условия преступления (процесс управления общесоциальными причинами и условиями преступности);
2. Личностно-микросредовый (меры непосредственно сориентированные на причины и условия преступлений):
а) микросредовый –направлен на устранение внешних условий – недостатков микросреды, содействующих формированию криминогенной ситуации, непосредственному совершению преступления и на их компенсацию;
а.1) ситуационная ( направлена не внешние условия образования криминогенной ситуации);
а.2) непосредственная ( направлена на внешние условия, содействующие совершению преступления непосредственно, а также наступлению общественно опасных последствий).
Методы:
1. Методы выявления внешних условий:
А) криминологическое исследование;
Б) статистический анализ социально-демографических; социальных;и т. Д. качеств граждан;
В) оперативные приемы работы;
Г) проверки; надзор; инвентаризация деятельности правоохранительных учреждений.
2. Методы нейтрализации и устранения, компенсации внешних условий:
А) компьютерное обеспечение правоохранительных органов;
Б) новые технические средства правоохранительной деятельности;
В) подготовка кадров;
Г)организация социального, досугового и общего культурного воспитания лиц с дивиантными формами поведения ( подростков; безработных; бездомных);
Д) оказание помощи освобождающимся лицам в трудоустройстве , организации семьи.
б) групповой – Это относительно длительное, направленное взаимовлияние, внушение и самовнушение, воспитание и самовоспитание в специально созданной или в стихийно образовавшейся и даже неформальной группе людей с целью управления внешними причинами криминогенной мотивации, ситуации и преступления)направлен на внешние причины образования криминогенной мотивации, становления криминогенной ситуации и преступления, то есть направленная саморегуляция общения в группах;
б.1) ранняя ( воздействие на внешние причины формирования криминогенной мотивации);
б.2) ситуационная ( воздействие на внешнюю причину образования криминогенной ситуации)
б.3) непосредственная ( воздействие непосредственно на внешнюю причину совершения преступления).
К типам групповой профилактики относятся:
1. внутригрупповая – с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация;
2. межгрупповая – направлена на взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями;
3. коллективная профилактика – посредством применения педагогических мер воздействия направлена на самовоспитание;
4. массовая профилактика – сполшное воздействие через полубессознательное на всех граждан села, города, а также осужденных, содержащихся в учреждениях закрытого и полузакрытого типа.
Методы групповой профилактики преступлений:
1) групповая психотерапия;
2) социогигиена;
3) психогигиена;
4) аутотренинг.
в) индивидуальный –направлен на внутренние причины и условия становления криминогенной мотивации, образования криминогенной ситуации и самого преступления:
в.1) ранняя (выявление и воздействие на внутренние причины и условия формирования криминогенной мотивации или на причины и условия образования личности преступника) ;
в.2) ситуационная ;
в.3) непосредственная ( выявление и воздействие на внутренн ие причины и условия совершения преступлений).
Методы изучения лиц:
1. Документальный анализ;
2. наблюдение;
3. тестирование;
4. опрос граждан.
Методы выявления:
Методы учета лиц:
Методы контроля:
Методы воздействия ( коррекция):
А) беседы;
Б) вовлечение в позитивные социальные занятия;
В) внушение, гипноз;
Г) задержание;
Д) психограмма – моделирование жизненной ситуации, с тем, чтобы уяснить личностный смысл этих ситуаций и конфликтов.