Воля как характеристика сознания
1. Общая характеристика воли.
2. Структура волевого действия (акта).
3. Развитие волевых качеств личности.
4. Волевые качества личности.
Воля – это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей. (И. В. Дубровина)
- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. (Е. И. Рогов)
- это свойство личности, обеспечивающее преодоление трудностей при достижении целей.
Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Это собственное решение человек принимает на основе внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. С волей мы имеем дело всегда, когда ставим перед собой цели и прилагаем усилия для их достижения, преодолевая проблемы и трудности, которые встречаются на этом пути.
Волевое действие – это акт, направленный на достижение какой-либо конкретной цели.
Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека. Воля проявляется не только в умении достигнуть цели, но и в умении воздержаться от чего – либо. «Большая воля, - это не только умение чего – то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего – то, когда это нужно». (А. С. Макаренко)
Структура волевого действия:
1. Осознание цели и стремление достичь ее.
2. Осознание ряда возможностей достижения цели.
3. Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности.
4. Борьба мотивов и выбор.
5. Принятие одной из возможностей в качестве решения.
6. Осуществление принятого решения.
7. Преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
Трудности и препятствия бывают двух видов – внешние и внутренние. Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека: это нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д. Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам, насколько является хозяином самого себя.
Люди со слабо развитой волей не проявляют настойчивости, решительности, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Они нередко отступают даже перед незначительными трудностями.
Развитие волевых качеств личности.
Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается на сама по себе, а в связи с общим развитием личности.
Воля у детей появляется и начинает участвовать в регуляции их поведения в период от одного до трех лет. Дети в возрасте 2-2,5 лет уже имеют нечто наподобие воли. Доказательством этого служит та настойчивость, с которой дети данного возраста многократно повторяют неудачное действие в том случае, если достигнутая цель не достигнута.
Факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте.
1. Роль семейного воспитания. Ошибки в воспитании детей:
- удовлетворение каждого желания ребенка, как следствие возникают: капризы, упрямство, не умеют сдерживать себя, подчиняются определенным правилам поведения
- мягкое воспитание, как следствие: ребенок растет упрямым и нетерпеливым, ведет себя неуважительно по отношению к окружающим
- перегрузка детей непосильными заданиями, в следствие: ребенок не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое до конца, что представляет собой проявление слабоволия.
2. Личный пример родителей, воспитателей и других лиц, имеющих влияние на него. У слабовольных родителей вырастают такие же слабовольные дети, а у людей с сильной волей – дети целеустремленные и терпеливые.
3. Чтение детской и художественной литературы, просмотр кино-сказок, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего.
4. Систематическое преодоление трудностей в повседневной, обыденной жизни. Есть множество различных дел, как сходить в магазин, убрать в комнате, поухаживать за братом или сестренкой, в крайнем случае за кошкой, почитать, помыть посуду и т.д. Если ребенок справляется с этими заданиями, взрослый человек должен поощрить его, похвалить, т.е. закрепить в нем положительную привычку.
5. Создание строго определенного и правильного режима, т.е. распорядка его жизни.
6. Сознательная дисциплина, умение придерживаться установленного режима и выполнять предписанные правила (общественные нормы).
7. Физическое воспитание – через подвижные, развивающие смекалку игры.
8. Детский коллектив – умение общаться с другими, взаимодействовать с ними.
9. Трудовая деятельность
Волевыми качествами личности называют сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.
Основные волевые качества личности.
Целеустремленность – это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.
Инициативность – активная направленность личности на совершение действия.
Самостоятельность – сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе собственных взглядов, убеждений.
Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.
Импульсивность – спонтанность и необдуманность действий, совершаемых под влиянием волевых импульсов.
Энергичность – это концентрация всех сил для достижения поставленной цели.
Настойчивость – мобилизация сил для длительной борьбы с трудностями с целью достижения конкретного результата.
Организованность – способность разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.
Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, требованиям ведения дел.
Самоконтроль – умение контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.
Задания для самостоятельной домашней работы:
1. Кратко законспектировать содержание лекции (в тетрадь).
2. * Найти высказывания известных людей о воле и оформить их на альбомных листах (возможность получить дополнительные баллы).
3. Привести пример волевого действия (расписать очень подробно по структуре волевого акта)- задание выполнить на отдельных тетрадных листах.