Методика, технология, мастерство
Глава 10. Воспитательные технологии и системы
...Я буду говорить о механизации педагогического дела как о явлении положительном и полезном, но эта механизация все же должна предполагать присутствие воспитателя как живого деятеля.
А. С. Макаренко
Методика, технология, мастерство.
Технология работы классного руководителя.
Воспитательная система школы.
Базовые понятия:технология воспитания, воспитательная система, методика воспитательной работы, педагогическая техника, педагогическое мастерство, технология работы классного руководителя.
Методика, технология, мастерство
Термины: технология образования, технология обучения, педагогическая технология, воспитательные технологии, информационные технологии, технология общения и подобные — являются в настоящее время едва ли не самыми употребительными в педагогической литературе. Технология образо-,
вания развивается с середины XX в. как научное направление, занимаю-щеесяпроектированием конкретных процессов обучения и воспитания на
основе теории систем, кибернетики, программированного обучения. Основная идея состоит в том, чтобы сделать педагогический процесс управляемым, воспроизводимым и гарантирующим результаты, которые соответствуют диагностично поставленным целям, описывающим планируемое, прогнозируемое поведение учащегося. Под поведением в данном случае имеют в виду выполнение учебных действий, демонстрацию знаний, соблюдение норм обшения и культуры, все социально одобряемые реакции, действия, деятельность в определенных ситуациях, наличие также социально приемлемых ценностей, взглядов, поведения.
Таким образом, если распространить технологический подход на воспитание, то технология воспитания— направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов. Правда, говоря о технологии в образовании, воспитании, имеют в виду несколько значений. Первое: технология — научная дисциплина о рациональном, на основе науки об управлении, проектировании процессов воспитания. Второе: технология — это сам проект, разработка, описание процесса воспитания, по которому педагог осуществляет конкретную работу1. В создании воспитывающих и обучающих технологических систем проявляется тенденция автоматизировать учебно-воспитательный процесс, как это ни парадоксально звучит по отношению к тонкому делу воспитания. В век НТР, в эпоху развития высоких технологий, информатизации и компьютеризации всех сфер деятельности обучение и воспитание тоже подвергаются технологизации, как это произошло с промышленным производством, где технология — это наука об организации производства, описывающая все операции и методы обработки сырья до получения конечного продукта. И уже А. С. Макаренко ставил вопрос об аналогии «школьного производства» с промышленным. Образование и воспитание, естественно, не могут быть технологизйрованы так же, как изготовление продукта в промышленности. Но в XX в. особенно заметна эта тенденция к построению управляемых педагогических процессов, контролируемых воспитательных воздействий.
Педагогическую технологию понимают и как систему образования, воспитания, принятую и реализуемую в школе, — третье значение термина^. Современная литература, описывающая педагогическую технологию, называет этим термином, по существу, методическую систему работы какого-либо педагога, при этом имеются в виду прежде всего методы и формы организации обучения или воспитания. И таких «технологий» в педагогической литературе сегодня описано множество, они представляют интерес чаще всего именно как опыт, система, методика работы учителя.
Проект — совокупность материалов для учителя и учеников, обеспечивающих Решение учителем учебных или воспитательных задач.
Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические ехнологии. М., 2000. С. 9; Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. 1996. № 6.
Технология или педагогическая техника? Еще одно значение слова «технология воспитания» — это совокупность научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на детей, искусство «прикосновения к личности», которым владеет педагог1. Речь явно о педагогической технике, составной части педагогического мастерства.
Наконец, описание и анализ конкретных воспитательных технологий показывает очевидную их близость к тому, что традиционно называлось методикой воспитательной работы — прикладной отраслью теории воспитания, которая изучает «направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы»2. Методика воспитания в традиционном понимании действительно изучает задачи и содержание конкретной воспитательной работы в школе, планирование, методы и формы работы классного руководителя с учащимися, родителями. Сегодня часто можно видеть слово «технология» там, где раньше стояло «методика».
Как же отличить технологию от методики? Сходство между ними действительно есть: методика говорит о действиях педагога, приемах, правилах, условиях воспитания, почти о том же и технология. Методика учит, рекомендует: есть такие-то приемы, правила и их можно использовать. Но технологический подход к воспитанию характеризуют отличительные черты, а именно: диагностичность целей и возможность измерить степень их достижения; пооперационное, алгоритмичное описание процесса, деятельности учителей и детей, всех участников воспитательной деятельности; воспроизводимость процедур, возможность повторить их в аналогичных условиях.
Если быть точным, то технологией, как сказано выше, надо называть такой проект педагогического процесса, который описывает его от воспитательных задач до проверки результатов, и так, что им может воспользоваться любой специалист-педагог. Таким образом, выстраивается цепочка, соединяющая теорию с практикой: теория воспитания — методика воспитания — технология — техника — личность учителя.
Технология и личность... Одно из главных возражений против технологи-зациивоспитания — утверждение о несовместимости такого тонкого личностного творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией. И это так, личность учителя играет решающую роль: только личность, человек выдающихся духовных качеств, может благотворно воздействовать на учеников. И традиционная педагогика предъявляет высокие требования прежде всего к морали, убеждениям, ценностям, духовным приоритетам учителя. Всегда считалось, особенно на Востоке, что учителем может быть «зрелый, любящий человек» (Э. Фромм).
Однако современная педагогика в западных странах требует от учителя в первую очередь профессиональной компетенции, владения технологией. Хотя педагогический труд слабо поддается технологизации, все же ученые правы, когда стремятся снабдить учителя орудиями труда: от простых — мела и доски, до сложных — компьютерной диагностики личности. Можно
Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М., 2002. С. 12.
Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1981. С. 4.
утверждать, что, несмотря на индивидуальный и творческий характер труда воспитателя, его профессиональные действия могут рассматриваться как технологические, «производственные», что стимулирует создание технологий воспитания. Этот процесс технологизации воспитания и происходит в современной педагогике и методике воспитания, разрабатываются технологии, которые приходят на смену классическим методическим рекомендациям, которые указывают, как оптимально в определенных условиях дать такой-то урок, провести воспитательную беседу, помочь «трудному» ученику.
Технология и творчество — возможно ли это совместить? Импровизации в производстве ведут к нарушению технологии и браку. «Импровизация» в педагогической практике неизбежна, в педагогике нет точных технологий. Субъект и объект воспитания — живые люди, что требует приспособления участников, коррекции технологических предписаний и поведения учителя и ученика, при общем следовании принципам, нормам, правилам, заложенным в технологии. Личность воспитателя, равно как и ученика, является составной частью педагогического процесса, и «человеческий фактор» в социальных процессах, мастерство воспитателя часто имеют решающе значение.
Мастерство педагога — сплав знаний, профессиональных умений, личностных качеств и опыта. Опыт, педагогическая и методическая работа обеспечивают рост знаний, умений, развивают личностные свойства учителя в процессе практической деятельности. Важно осознавать структуру, составляющие педагогического мастерства и пути его формирования. Для практической работы имеет большое значение формирование комплекса умений, в которых концентрируются знания. Ученые выделяют следующие группы педагогических умений: гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, прикладные.
Гностические (познавательные и диагностические) умения — это, во-первых, умения работать с разными видами информации в решении педагогических задач, получать, обрабатывать и использовать информацию, умение работать с новыми информационными технологиями — словом, владеть информационной, методологической и научно-методической культурой; а во-вторых, это умения анализировать педагогическую реальность, состояние процесса воспитания, диагностировать, т. е. изучать учащихся, выявлять проблемы в их развитии и воспитании и формулировать их как свои педагогические задачи.
Конструктивные умения: умения проектировать, планировать воспитательную и учебную работу, определять состав и порядок действий для достижения целей, разрабатывать технологию решения педагогических задач, иначе говоря, определять цели, содержание, средства, методы и формы работы с учениками.
Организаторские умения: умения вызвать интерес учащихся к деятельности, руководить разными видами их деятельности, инструктировать, распределять, использовать разные способы и формы организации учащихся во внеурочной работе.
Коммуникативные умения: воспринимать и понимать учащихся, проявлять способность к эмпатии, умения обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие в процессе общения, строить педагогически целе-
сообразные отношения с учащимися, правильно разрешать конфликты в педагогической работе.
К прикладным умениям надо отнести очень желательные для учителя умения в области искусства, ремесла, спорта, досуга: рисовать, играть на сцене, петь, сочинять стихи, фотографировать и пр.
Особой составной частью педагогического мастерства является педагогическая техника, которая составляет, как было сказано, комплекс умений учг теля владеть, управлять собой и воздействовать на учащихся именно психофь зическими средствами: голосом, жестом, взглядом и, если можно так сказа! душой, своим непосредственным состоянием, чувствами. К психотехниче ским умениям учителя относятся техника и культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием, умения психофизиологической саморегуляции, в частности с помощью системы аутотренинга.
Конечно, самое важное для воспитателя — иметь ясное представление о своих ценностях, отношении к миру, себе, людям. Это то, что называют мировоззрением, духовно-нравствен ной культурой.
Как соотносится педагогическое мастерство и технология воспитания1? Думается, между ними нет противоречия. Чем выше уровень педагогических умений воспитателя, чем шире и богаче его опыт, чем основательнее его профессиональная компетентность, тем более он свободен в освоенш новых технологий, тем более способен пользоваться системно-технолоп ческим подходом к организации воспитательной работы с учениками к взаимодействию со всеми участниками воспитания. Работы А. С. Мак; ренко показывают, насколько он был технологичен в своем подходе к воспитанию. Он считал мастером того, кто владеет всякой «мелочью» в воспитательной работе: каким тоном учитель обращается к ученику в разны случаях, как надо организовать самоуправление и вообще всю жизнь обрЕ зовательного учреждения, как «инструментовать» беседу воспитателя с учеником. Показательно, что, говоря о воспитании, он часто употреблял слова «инструмент», «производство».
Названные умения необходимы как в традиционной воспитательной работе, так и в «технологизированном» учебно-воспитательном процессе Воспитательный процесс на основе технологии, конечно, предполагает "\ профессионально компетентного учителя, владеющего комплексом про- I фессиональных умений, педагогической техникой и технологией, которые и составляют основу педагогического мастерства.
Вернемся к технологии воспитания. Как сказано, технологичный подход к воспитанию характеризуется такими критериями (признаками или особенностями): конкретность, диагностичность целей; алгоритмичность, поопера- 1 ционность воспитательных действий, направленных на достижение целей; наличие обратной связи, средств и методов измерения результатов воспитания.
Поясним. Для того чтобы степень достижения целей, задач воспитательной работы в каждом конкретном случае можно было проверить, надо, чтобы цели были соответственно описаны. Выяснилось, что они должн быть представлены как поведенческие реакции, действия, которые можно зафиксировать. Оказалось, что не все качества личности можно одинаково успешно представить в виде поведенческих реакций: качества патриота гражданина сложнее диагностировать, чем умение вежливо разговаривать,
общаться. Ученые рекомендуют описывать цели в таких словах: человек знает нравственные и другие нормы, ценности, имеет свою систему ценностей, может объяснить их другим, хочет им следовать в своей жизни и действительно следует, осознает свои поступки, анализирует их и т. д.
Вопрос о целях тесно связан с вопросом о том, как установить их достижение, т. е. как измерить качества личности и ее поведения. В психолого-педагогических и социальных науках есть диагностические и исследовательские методики, но для практической работы учителя-воспитателя они не очень пригодны: сложные, требуют времени, затрат, квалификации. Тем не менее работа по созданию таких методик ведется, хотя имеется в этом и этическая проблема. Некоторые специалисты утверждают, что диагностика личности, изучение воспитанности школьника с помощью, например, личностных тестов, является нарушением прав человека.
Педагогическая технология требует, чтобы воспитательные действия были строго направлены на достижение целей воспитания, поэтому должны быть по возможности алгоритмизированы, т. е. описаны однозначно и в определенной последовательности. В этом случае они, эти действия и операции, могут быть точно выполнены, данная технология воспитательной работы может быть воспроизведена любым квалифицированным специалистом.
Таковы черты технологического подхода к воспитанию. Внимательный их анализ, как заметил исследователь С. Д. Поляков, сталкивает нас с «обескураживающим фактом». Почти все известные в литературе методики воспитательной работы, характеризуемые авторами как технологии, не отвечают в точности названным выше критериям технологического подхода, технологичности воспитания1. Да, это наблюдение подтверждает сказанное ранее о проблематичности переноса технологического подхода в область воспитания. И все же специалисты стремятся описать воспитательную работу так, чтобы она отвечала требованиям педагогической технологии. Покажем это на примере работы классного руководителя в школе.
2. Технология работы классного руководителя
Все педагогические работники школы выполняют воспитательные функции. Классный руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Классный руководитель имеет следующие функции:
• воспитательная — педагогическое руководство развитием и форми
рованием каждого ученика класса и коллектива в целом;
• организационно-административная — руководство классом как
организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащих
ся и других документов;
• координирующая — установление взаимодействия между всеми участ
никами воспитательного процесса.
1 Поляков С. Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод, пособие. М., 2002. С. 11.
К функциональным обязанностям классного руководителя относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутри групповых, межличностных отношений уча-шихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.
Работа классного руководителя в школе для любого учителя, по существу, вторая специальность, область деятельности, требующая специфических в отличие от преподавания знаний, умений, качеств. Институт классных руководителей введен в нашей стране в 1934 г. До революции в гимназиях были классные наставники и дамы, в основном осуществлявшие надзор за поведением учащихся. После революции был период самоуправления учащихся, который показал, что для организации внеурочной деятельности учащихся и целенаправленного их воспитания необходим классный руководитель. В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформированию. Так, в ряде школ были введены должности освобожденных классных руководителей на один или несколько классов.
Общие требования к работе классного руководителя определяются целями и содержанием воспитания в современной российской школе. Известно, что цели воспитания в нашей школе определены не достаточно четко. Помощь личности в разностороннем развитии, формирование базовой культуры личности, способности к самоопределению и самореализации — примерно в таких выражениях говорится о целях воспитания в педагогической литературе и в Законе РФ «Об образовании». Однако анализ воспитательной работы на технологическом уровне требует выделения и описания цикла воспитательных действий классного руководителя, можно сказать, технологического цикла. Вся воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решения педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций — такого состояния учащихся и воспитательного процесса, в котором есть проблема, противоречие между должным и действительным, что и требует педагогических действий, результатом которых является формирование новых качеств, новое состояние учащихся.
Важно, чтобы работа воспитателя в школе не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, тогда как он должен организовывать, строить систему работы. Поэтому методисты предлагают некий цикл воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.
1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографиче
ских, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, со
циальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень разви
тия, воспитанности, индивидуальные особенности).
2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдель
ных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения
и индивидуальных.
3. Планирование воспитательной работы — составление плана, опера
тивного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содер
жащего перечень задач и дел по их решению.
4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответ
ствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, похо-
лов, вечеров, родительских собраний и пр.
5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются
в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросы и другие методы
позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собствен
ной профессиональной компетенции и личностном росте классного руко
водителя как воспитателя.
Этот цикл, от диагностики до оценки результатов, характерен для управления в социальных системах (с участием человека), какой и является система воспитания. Он с некоторыми оговорками может быть назван технологическим циклом воспитательной работы и сведен для удобства к четырем этапам: а) диагностика; б) планирование; в) реализация плана; г) анализ результатов.
Процесс воспитания наука предлагает организовывать как технологический: «изготовление» выпускника из абитуриента можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание, как мы уже говорили, — дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее идея технологизации образования представляет интерес, и в школе от учителей можно слышать: «Мы используем такие-то технологии» или «Дайте нам новые технологии».
Чаше, однако, учителя-воспитатели слабо организуют свою работу, проводя ее формально, сводя к бессистемному набору мероприятий, не всегда хорошо зная учащихся, не осознавая целей, содержания, средств, не планируя результатов. Поэтому воспитание учащихся происходит как бы непреднамеренно, случайно и, значит, малоэффективно. Чтобы было иначе, надо осознать технологический цикл работы с классом и технологию работы с отдельными учениками, изучить его в деталях и овладеть им на практике.
А) Диагностика в работе классного руководителя — это комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом. Основное назначение диагностики, изучения учащихся состоит в выявлении проблем в развитии, обучении, воспитании школьников, в формулировке задач и планировании работы с классом.
Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и по-требностно-мотивационная сфера, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концелпия, наконец, поведение, поступки учащегося! Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.
Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, воспитателю: наблюдение, опросные методы (анкеты, беседы, интервью), тесты, анализ документов и работ учащихся и др.
Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения — какие именно качества и особенности изучать, а также длительность изучения и способы записи результатов. Например, можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.
Анкеты, беседы и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).
Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств. Тест — стандартизованное испытание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности. Педагог, как правило, пользуется при тестировании помощью психолога, но некоторые методики может использовать самостоятельно, например методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
В Московском государственном областном университете (Д4ГОУ) для комплексной диагностики разработана диагностическая карта класса — документ, организующий получение, хранение и использование информации об учениках. Она представляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали — все об одном ученике, по вертикали — состояние класса по одному показателю (см. Приложение).
В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные. Получение данных требует комплекса методов, это разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и разработки плана, программ воспитания. При этом проблему здесь надо понимать как недостаток в развитии, воспитании школьников, а задачу как описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы. В педагогике это называется собственно педагогическая задача. Например, собственно педагогическая задача может быть такой: формирование навыков межличностного взаимодействия. Согласно технологии задача должна быть сформулирована диагностично, через поведение ученика. В данном примере это будет так: ученик знает себя,
имеет представление о своем Я, умеет понимать и уважать другого, проявляет эмпатию в общении и т. д.
Б) Планирование воспитательной работы. Обозначив конкретные проблемы-задачи в работе с классом, педагог составляет свою программу, план воспитательной работы — это перечень задач и дел с группой и/или отдельными учениками, а также с учителями класса и родителями на определенный период времени (от четверти до года). Планирование — процесс определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения.
Состав и структуру плана может определять педагог. Методисты рекомендуют внести такие разделы в план работы классного руководителя:
• демографическая и психолого-педагогическая характеристика класса;
• план-сетка на полугодие по направлениям работы и календарным
срокам, где указаны конкретные дела с классом;
• работа с учителями и родителями;
• индивидуальная работа с трудными учениками.
Приступая к составлению плана, педагог, классный руководитель должен знать и учесть следующие источники планирования воспитательной работы: ■
• государственные, региональные и местные документы об образова
нии, воспитании;
• педагогические и методические рекомендации по вопросам воспита
ния и планирования;
• план учебно-воспитательной работы школы;
• данные диагностики учащихся;
• рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников
класса;
• текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе и селе.
К составлению плана могут привлекаться родители и ученики. Учитель должен идти навстречу желаниям учеников и помнить вместе с тем о своих задачах — обеспечивать развитие и воспитание детей.
В) Реализация плана (организация воспитательной работы). Деятельность воспитателя и детей разнообразна по видам и формам. Хотя кажется, что учителя работают неповторимо, каждый по-своему, имеются массовые, наиболее разработанные формы деятельности, в которых используются типовые, повторяющиеся методы, приемы, средства, структура. Это дает основание описать их как в определенной степени технологичные.
Больше всего требованиям технологии отвечает известная педагогам методика коллективной творческой деятельности. Немного истории. Эта методика возникла в 60-е гг. в работе ленинградских педагогов во главе с И. П. Ивановым, обучавших пионерские и комсомольские активы школ. И. П. Иванов и его коллеги возродили и обновили систему организации воспитывающей деятельности А. С. Макаренко, для которой характерно следующее: взаимодействие разных микроколлективов, сменные и дежурные командиры, система распределения дел на день и более длинные сроки, собрания групп с обсуждением дел, планов, поступков, оформление детской жизни такими деталями, как строй, парадная форма, игра, традиции. Ленинградские педагоги все это применили к организации целого дня жизни-учебы активистов школ. В результате родилось социально-педагоги-
УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!
Диагностическая карта призвана помочь решить следующие задачи формирования вашего педагогического профессионализма:
1) овладеть технологией педагогической диагностики школьников;
2) получить сведения для самоанализа и формирования вашей педаго
гической компетентности;
3) продуктивно организовать формирующую деятельность в период пе
дагогической практики.
Диагностическая карта класса
школы
учебный год.
Составитель
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Число, месяп, год рождения | Профессия матери, отца | Тип семейного воспитания | Здоровье и физическое развитие | Успеваемость, познавательные интересы | Отношение к учебе | Мотивы учения | Увлечения, интересы, специальные умения | Повышенные способности |
Московский государственный областной университет,
кафедра педагогики.
Идея: акад. РАО, д. п. н., проф. Журавлев В. И.
Исполнители: д. п. н., проф. Крившенко Л. П., к. п. н., доц. Воронов В. В., к. п. н., доц. Пашкевич Г. Н., к. п. н., доц. Вайндорф-Сысоева М. Е.
Общая культура, эрудиция | Трудовая и социальная активность | Положение в группе, отношения с товарищами | Поручения и отношение к их выполнению | Внешкольные занятия | Основные достоинства | Основные недостатки | Профессиональные намерения | Доминирующие воспитательные задачи |
Инструкция по заполнению и использованию диагностической карты