Примерная схема самоанализа логопедического занятия
1. Краткая характеристика группы (возрастные и индивидуальные особенности, структура речевого дефекта, уровень речевого недоразвития) и т.д.
2. Типология занятия и его место в системе комплексного логопедического воздействия, на каком этапе логопедического воздействия проводится.
3. Характеристика степени коммуникативной активности детей (подростков, взрослых).
4. Характеристика коррекционных и дидактических задач по конечному результату логопедического воздействия.
5. Выделение и анализ удачных и неудачных моментов занятия.
6. Анализ причин потери рабочего времени.
7. Обоснование эффективности форм организации познавательной и речевой деятельности детей (подростков, взрослых).
8. Собственные выводы о проведённом занятии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕФЛЕКСИВНОГО САМОАНАЛИЗА
Вам предлагается подвести итоги своей работы в период педагогической практики в качестве учителя-логопеда учреждения здравоохранения. Для этого закончите любые по выбору предложения:
1. В процессе практики в УЗ я научился(лась)…
2. В процессе практики в УЗ я узнал(а)…
3. Моя самостоятельность на данной практике проявилась в…
4. Самым интересным в ходе практике в УЗ было…
5. Самым важным на практике в УЗ для меня было…
6. В ходе практики в УЗ для меня стало открытием…
7. В ходе практики в УЗ испытывал (а) трудности в…
8. К окончанию практики в УЗ нерешенной для меня осталась проблема…
9. Хочу предложить…
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА
Отчет
о прохождении педагогической практики в качестве учителя-логопеда в учреждениях здравоохранения
студента(ки) курсагруппы
факультета специального образования БГПУ
(Ф.И.О.)
в учреждении
(название учреждения, город (поселок), область, район)
в период с по 201 г.
I. Краткая характеристика основных этапов практики.
II. Объем и содержание логопедической работы, выполненной за период практики:
1. Количество проведенных групповых и индивидуальных логопедических занятий. Трудности, возникшие при проведении занятий, их причины. Использование в работе специальной литературы, наглядных пособий и дидактического материала. Характер и степень помощи учителя-логопеда.
2. Количество посещенных и проанализированных занятий, степень сформированности собственных навыков оценки занятий (трудности, возникшие при анализе и оценке посещённых занятий).
3. Краткая характеристика детей (подростков, взрослых), с которыми проводились индивидуальные логопедические занятия, результаты этих занятий.
4. Участие в процессе анализа и обсуждения логопедических заключений с детьми (подростками, взрослыми).
5. Данные о содержании и результатах научно-исследовательской работы, выполненной в период практики.
6. Содержание и основные результаты работы студента-практиканта с педагогами, врачами и родителями. Количество открытых занятий, проведенных для родителей, бесед (семинаров, консультаций и пр.). Участие в работе методического объединения учителей-логопедов.
7. Количество и название изготовленных наглядных пособий и дидактического материала.
8. Название, количество документов, подготовленных к окончанию практики, сроки их оформления.
9. Выводы и предложения по совершенствованию организации и содержания практики.
Студент-практикант /
(подпись) (Ф.И.О. студента)
(дата)
Непосредственный
руководитель практики /
(подпись) (Ф.И.О. непосредственного руководителя)
(дата)
Руководитель практики
от учреждения здравоохранения /
(подпись) (Ф.И.О. руководителя учреждения)
(дата)
Отчет заверяется печатью учреждения здравоохранения.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТЗЫВА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОТ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Отзыв
на студента(ку) курсагруппы
факультета специального образования БГПУ
(Ф.И.О. полностью)
Студент(ка) проходил(а) практику в учреждении
(Ф.И.О.)
в качестве учителя-логопеда
(название учреждения, город (поселок), область, район)
учреждения здравоохранения в период с по 20 г.
За время прохождения практики проявил(а) себя как
(Ф.И.О.)
(дисциплинированность и деловые качества, которые проявил студент во время практики, например, активен, исполнителен, инициативен, ответственен и т.п.) студент(ка). (Указываются человеческие качества студента: доброта, отзывчивость, порядочность, готовность всегда прийти на помощь и т.п.).
В ходе практики студент(ка) показал(а) себя (отношение
(Ф.И.О.)
практиканта к выполняемой работе, качественный уровень и степень подготовленности студента к самостоятельному выполнению отдельных заданий: профессионализм, добросовестность, уровень подготовленности и т.п.).
В общении с родителями (близкими родственниками) и специалистами студент(ка) был(а) (умение контактировать с пациентами,
(Ф.И.О.)
сотрудниками, руководством учреждения здравоохранения: вежлив, воспитан, пользовался их уважением и симпатией и т.п.). В общении с детьми (подростками, взрослыми) (приводятся сведения, характеризующие взаимоотношения: завоевал их любовь, уважение, доверие, неизменно пользовался популярностью и т.п.).
Если помимо реализации диагностической, коррекционно-педагогической, консультативной работы студент принимал участие в подготовке и проведении семинара, конференции, методического объединения и т.п., следует отразить в отзыве и этот факт.
Следует указать на наличие отрицательных черт, действий, проявлений, характеризующих студента с негативной стороны в период прохождения практики (если таковые имели место).
Со стороны администрации учреждения студент(ка) характеризуется (удовлетворительно, положительно, хорошо, исключительно положительно и т.п.).
Практика студента(ки) может быть оценена
(Ф.И.О.)
на баллов (указывается оценка за практику по десятибалльной системе).
Непосредственный
руководитель практики /
(подпись) (Ф.И.О. непосредственного руководителя)
(дата)
Отзыв заверяется печатью учреждения здравоохранения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ:
1. Логопедическая практика в учреждениях здравоохранения: прогр.-метод. комплекс / сост. А.А. Кочарян. Т.Т. Лагун. Мн.: БГПУ, 2007.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста /
Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 222с.
2. Баль Н.Н. Психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями речи: дифференциальная диагностика: учеб.-метод. пособие / Н.Н. Баль,
Н.В. Чемоданова. – Минск: Зорны верасок, 2013. – 56 с.
3. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики /
Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 144с.
4. Об организации логопедической помощи в учреждениях здравоохранения: метод. письмо / Сост. И.Г. Ушакевич, К.М. Доронина. – Минск: Комитет по здравоохранению Мингорисполкома, 2010. – 10 с.
5. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции /
Е.Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160с.
Дополнительная литература:
1. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152с.
2. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Владос, 2009. – 287 с.
3. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание / Л.И.Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Владос, 2001. – 200с.
4. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие/ О.Е. Грибова. – Москва: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
5. Григоренко, Н.Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции /
Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский. – Москва: Книголюб, 2003. – 144 с.
6. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2003. – 320с.
7. Зайцева, Л.А. Консультативная помощь родителям детей с факторами риска в речевом развитии / Л.А.Зайцева, И.С.Зайцев. – Мн.: Зорны верасень, 2005. – 46с.
8. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Мн.: НМ Центр, 1998. – 20с.
9. Ипполитова, А.Г. Открытая ринолалия / А.Г.Ипполитова. – М.: Просвещение, 1983. – 85с.
10. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста / А.Н.Корнев. – СПБ.: КАРО, 2006. – 345с.
11. Лаврова, Е.В. Нарушения голоса / Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 128с.
12. Методы обследования речи детей / под общ. ред. Г.В.Чиркиной. – М.:АРКТИ, 2003. – 240 с.
13. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. – СПб.: КАРО, 2008. – 157 с.
14. Селивёрстов, В.И. Заикание у детей / В.И. Селивёрстов. – М.: Владос, 1994. – 200 с.
15. Соболева, Е.А. Ринолалия / Е.А. Соболева. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 126 с.
16. Черкасова, Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция) / Е.Л. Черкасова. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
[1] Количество проводимых студентом занятий может корректироваться. Студент ориентируется на нормативы организации работы учителя-логопеда данного учреждения здравоохранения. Работа логопедической службы регламентируется Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О мерах по дальнейшему совершенствованию специализированной помощи лицам с нарушениями речи» от 05.06.2001 г. № 135.
[2] Развернутый конспект занятия включает: тему, цель и основные задачи занятия; оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки), речевой материал, план занятия, ход занятия (этапы, методы и методические приёмы; четкие инструкции учителя-логопеда, предполагаемых варианты ответов детей (подростков, взрослых)), используемая литература.