Основные задачи обучения в добукварный период обучения грамоте
Задачи добукварного периода:
1-я задача - коррекция нарушения звукопроизношения. Этой задаче уделяется особое внимание, т.к. известно, что нарушение звукопроизношения часто переносится на письмо.
Спирова провела сопоставительный анализ нарушений устной речи и нарушений письма учащихся речевых школ. На основе этого были выделены 4 группы детей:
- дети, у которых нарушения устной речи полностью проецируются на письмо (замены, отсутствие, искажение).
- дети, у которых есть нарушения устной речи, письма, но они не являются тождественными
- дети, у которых есть нарушения устной речи, но нет нарушений письма.
- дети, у которых нет нарушений устной речи, но есть нарушения письма( миним. группа детей).
Я задача - развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия (ФВ).
До 60-х годов 20 века в методике обучения русского языка понятие звуковой анализ обозначали два положения:
- звуковой анализ – это способность различать звуки родного языка
- звуковой анализ – это умение определять последовательность звуков в слове.
Эльконин отдифференцировал эти два понятия. «1» он назвал естественным звуковым анализом и дал ему определение фонематический слух. Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка в потоке речи, в различном линейном порядке (сон – нос), в словах, близких по звучанию, но разных по значению (коза – коса – паронимы).по данным психолога Швачкина ФС в норме формируется к 1 году 7 месяцем (принеси мышку, миску).
«2» Эльконин назвал искусственным звуковым анализом, дал определение фонематическое восприятие (ФВ).
ФВ – искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе процесса обучения грамоте.
Я задача добукварного периода
- формирование операций лексико-синтаксического анализа.
Операции лексико-синтаксического анализа складываются из следующих умений:
1. умение определять первое слово в предложении
Первое слово является линейцной точкой отсчета в структуре всего предложения.
2. Умение определять количество слов в предложении
3. Умение определять последовательность слов в предложении
4-я задача добукварного периода – формирование графомоторных навыков.
5-я задача добукварного периода –Формирование оптико-пространственных представлений.
6-я задача добукварного периода –Развитие ВПФ, которые яв-ся базой речи – восприятие(слуховое, зрительное), мышление, память.
Я задача – формирование звукопроизношения
Формирование звукопроизношения.
В первый класс речевой школы поступают дети с различными видами звукопроизношения. Наиболее частотными является сигматизм, парасигматизм, ламбдацизм, параламбдацизм, ротоцизм, параротацизм, очень симптоматично: дефекты озвончения и смягчения.
Существует несколько классификаций по коррекции звукопроизношения. Одна из них отражена в работе Филичевой, Чиркиной, Чевелевой, в которой выделено несколько этапов:
1. Подготовительный этап.
2. Постановка звука.
3. Автоматизация в слогах.
4. Автоматизация в словах.
5. Автоматизация во фразе.
6. Автоматизация в связной речи.
7. Дифференциация (та же последовательность, что и в автоматизации).
Над звуками одной группы одновременно не работают. Автоматизация в словах- на этом этапе можно вести подготовку к постановке нового звука.
Вторая классификация по Лалаевой Р.И. , Фомичева (они не работали вместе) по коррекции произношения:
1 Этап- подготовительный.
2. постановка звука.
3. автоматизация.
4. дифференциация звуков.
Третья классификация по Гриншпуну по коррекции звукопроизношения:
Подготовительный
Задача обучения: разв-ие ВПФ, которые являются базой для речи (слух-е восприятие, слух-я память).
-развитие фонематического слуха, восприятия;
- развитие речевого дыхания;
- развитие мелодико-интонационной стороны речи;
- развитие мелкой моторики;
- подготовка органов артикуляции и работа над звуком.
!!!Артикуляция считается усвоенной тогда, когда упражнения упражнение ребенком выполняется безошибочно и не требует зрительного контроля.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Задача обучения:
А) постановка звуков – это вызывание отсутствующего звука.
Классификация постановки звуков по Рау:
- имитационный/ по подражанию;
- механический;
- смешанный ( слог га от слога да)- перевод из одного артикуляционного уклада в другой с целью произнесения звуков другой группы.
Следующий способ к классификации Рау отношения не имеет.
- от звука близкого по артикуляции (постановка С от И)(от опорного звука)
- от базового звука в этой группе (постановка от С всех свистящих и шипящих)
- использование приемов логоритмики (фонетическая ритмика).
2.Автоматизация – введение «поставленного» звука в речь.
Ольга Владимировна Правдина три уровня нарушения для выделения направления коррекционной работы:
1-ой уровень - ребенок не может правильно произнести звук сам и не может повторить его вслед за логопедом. Корр. работу начинаем с постановки звука.
2-ой уровень – ребенок изолированно произносит правильно (иногда правильно произносит в слогах и словах простой слоговой структуры, а в словах и слогах сложной слоговой структуры выпускает (в стечениях). Коррекционную работу начинаем с автоматизации.
3-ий уровень – ребенок изолированно в слогах и словах разной слоговой структуры вслух произносит правильно, но в потоке спонтанной речи, заменяет другим правильно произносимым звуком. Работа начинается с дифференциации звуков.
3.Дифференциация звуков – различение звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам.
!!! На занятии по дифференциации выносится только одна пара звуков.
4.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
На втором этапе для этапа дифференциации и автоматизации звуков логопед использует специально подобранный лексический материал, максимально насыщенный изучаемым звуком. Частотность распределения в самостоятельной речи не соответствует той частотности, которая задается логопедом в рамках специального обучения. Основная задача на этом этапе – формирование навыка контроля за собственной речью (на третьем этапе) ( стихи, скороговорки, творческие задания и др.)
Например: (логопед записывает речь ребенка на диктофон).
Лог.: Послушай как ты сказал.( обязательно проводится анализ над ошибками).
В речевой школе работа по коррекции звукопроизношения проводится на двух видах занятий: индивидуальное и уроки произношения.