Изучение самосознания в психологии

Сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущей только человеку как общественно-историческому существу. Опытные наблюдения за процессами самосознания показывают непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов. Эти образы появляются на «внутреннем плане действий» и опережают практическую деятельность. Самосознание – категория, которую изучают множество наук (философия, лингвистика, нейрофизиолоия). Психология изучает происхождение, структуру и функционирование самосознания индивида. Самосознание характеризуется:

· активностью;

· способностью к рефлексии;

· различной степенью (уровнями) ясности.

Ученые замечают, что самосознание любого человека уникально и обусловливается внешними факторами. С точки зрения метафизики, самосознанию давались характеристики, не определяющие качественной стороны («свет самосознания», «поле самосознания»), а определение было расплывчатым. Самосознание – есть общий хозяин психических функций. У. Джемс высказывал мысли о потоке сознания, его устойчивых и измененных состояниях. И. Кант высказывал идею о наличии устойчивых, индивидуальных структур (схем) сознания, которые накладывают и непрерывно меняют поток сенсорной информации и организуют ее определенным образом.

Истории психологии хорошо известны три взаимоисключающие точки зрения на генезис самосознания, а также принципиальные различия в несовпадении определений самого предмета изучения. В начале развития научной мысли было принято считать, что самосознание есть исходная, генетически первич­ная форма человеческого сознания. Исследователи полагали, что психологический механизм индивидуального самосознания включает в себя основные формы первичного самоотражения психических реакций, дающих информацию о биологическом мире человека.

Структурное единство простейших форм самовосприятия, так называемое «чувство Я» – неотъемлемая часть самосознания, его базис. Но признание этого факта еще не дает оснований для утверждения, что этот базис раз­вивается органично, сам по себе, независимо от внешних раздражителей, а потому должен считаться исходной формой человеческой психики в целом. Следовательно, у науки нет достаточных оснований, чтобы рассматривать «Я» как нечто автономное от процессов восприятия психикой внешних факторов.

Вторая точка зрения принадлежит исследователю советского периода Л.Л. Рубинштейну, который полагал, что самосознание – высший вид сознания, возникший в результате развития. Он в частности писал: «Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание рождается в ходе развития сознания личности, по мере то­го как она становится самостоятельным субъектом».

Третье направление теории сознания принадлежит бихевиористу И.М. Сеченову, который утверждал, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одно­временно, едино и взаимообусловленно.

Современные ученые не отрицают внешнего влияния различных полевых структур на развитие будущей личности еще в утробном состоянии. Существуют точные убеждения науки о развитии из ядра личности различных видов «Я-концепций» вплоть до полного формирования самосознания к определенному возрастному периоду.

2. Структура и функции самосознания

«Я» – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний. Обращение к себе как субъекту начинается у ребенка к трем годам жизни. До этого периода ребенок находится в неличностном периоде, называет себя в третьем лице, в его речи нет местоимения «я». Ядро личности «Я» формируется в деятельности и общении. К трем годам жизни формируется и далее развивается «Я-концепция» (система представлений о себе и других людях и окружающем мире.)

Структуры самосознания индивида формируются в раннем онтогенезе, благодаря присвоению ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым (интериоризация – процесс по формированию «Я-системы»). Предметная деятельность отражает следующее свойство – социальную регламентацию («Я-социальное»). Следующий этап развития структуры самосознания – направленность субъекта на объект (Я-самопознание). Завершает развитие структуры определение способности к рефлексии и внутренний диалогизм (Я-самосознание).

Развитие самосознания:

Нелич. «Я-система» «Я-социальное» «Я-самопознание» «Я-самосознание»

период

0 -----------------------3 года----------------7 лет--------------------16 лет-----------------21 год------

Самосознание считается сформированным при модели поведения «Я для всех». Модель «Я для Я» считается уровнем ниже и говорит о личностном недоразвитии.

З. Фрейд описывал структуру самосознания, состоящую из четырех элементов: сознание, предсознание, подсознание, сверхсознание. Наиболее известная в современной науке модель структуры самосо­знания предложена К.Г.Юнгом и основана на противопоставлении осо­знаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Примером может служить появление внутренней речи: «Я сам. Я собой доволен. Я поступил плохо и т.д.». «Я» является ядром личности и выполняет функцию наблюдателя. «Самость» является отражением «Я» и субъектом наблюдения. В позиции «Я собой доволен» – нет внутреннего конфликта. В позиции «Я себя ненавижу» – конфликт присутствует. Присутствие внутренней речи доказывает полисубъектность – существование отраженного «Я». Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности:

· с уподоблением – отождествлением себя с кем-либо (идентификация);

· с интеллектуальным самоанализом нашего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

Механизмы деятельности самосознания и определяют три самостоятельных функции:

1) идентификация – функция самосознания позволяющая обрести устойчивое представление о себе, мире и взаимодействии с миром. Идентификация делает человека способным к социализации, то есть готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, делает человека способным на объективную и дифференцированную самооценку;

2) рефлексия – функция самосознания, отвечающая за способ и форму интеллектуальной деятельности на уровне понятийного мышления. Характеристика рефлексивных функций самосознания определяется уровнем развития интеллектуальной деятельности личности;

3) саморефлексия – функция самосознания, отвечающая за способ и форму интеллектуальной деятельности на высоком уровне рационального мышления. Внутреннее «Я» личности – как центр психической и интеллектуальной активности – дает личности в процессе саморефлексивной деятельности возможность объективировать в рамках психики ее собственные процессы.

Расстройства самосознания:

· деперсонализация – отчуждение всех психических свойств личности (в таком состоянии мысли проходят без следа, нет ощущения их законченности);

· расщепление ядра личности – парадоксальная форма патологии сознания (расстройство самосознания приводит к нарушению механизмов телесной идентификации);

· дереализация – крайняя форма нарушения самосознания (у больного утрачивается ощущения реальности и подлинности всего окружающего).

При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание.

Литература по теме

1. Белоус, В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуаль­ности / В.В. Белоус // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 100–110.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М. : Изд-во Ин-та пратической психологии, 1995. – 352 с.

3. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 116–126.

4. Волкова, Т.Н. Специальные и психологические проблемы старости / Т.Н. Волкова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 118–127.

5. Измененные состояния сознания: психологический анализ / В.В. Кученко и др. // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 70–78.

6. Ильина, С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств / С.В. Ильина // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 65–75.

7. Лурия, А.Р. Междисциплинарный подход к проблематике сознания / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1988. – № 11. – С. 3–28.

8. Миронова, М.Н. О сопряженной доминанте как основе механизма симбиотической связи / М.Н. Миронова // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 58–65.

9. Скрипкина, Т.П. Доверие к себе как условие развития личности / Т.П. Скрипкина // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 95–104.

10. Слабодчиков, В.И. Антропологический принцип в психологии развития / В.И.Слабодчиков, Е.И.Исаев // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 3–18.

11. Эльберг, Э.К. Влияние психологических особенностей больного и его отношения к болезни на процесс лечения / Э.К.Эльберг // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 79–83.

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Приведите пример наблюдения за самим собой.

2. Каким образом ваша «самость» настаивает на своем мнении?

3. Какие функции самосознания включаются в психическую активность ребенка разного возраста?

4. Приведите пример работы идентификации как функции самосознания.

5. Приведите пример работы рефлексии как функции самосознания.

6. Приведите пример работы саморефлексии как функции самосознания.

7. Приведите примеры функциональных нарушений самосознания.

8. Составьте комментарий психологическим мыслям, которые представлены различными философскими и литературными источниками:

· чем выше интеллект, тем ниже болевой эффект (современная пословица);

· в своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя (Платон);

· каждый человек носит в глубине своего «я» маленькое кладбище, где погребены те, кого он любил (Р. Роллан);

· когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых еще тяжелее твоей (Эзоп);

· рано, пташечка, запела – как бы кошечка не съела (русская пословица);

· ад и рай находятся в своей собственной душе (С. Марешаль);

· плачь перед богом, смейся перед людьми (еврейская пословица);

· не знаю, какой я тебе друг, но враг я тебе хороший (еврейская пословица).

Наши рекомендации