Базовые теории воспитания и развития личности
В современных условиях в педагогической науке представлено немало теорий воспитания, авторами которых являются маститые ученые, такие, как Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.
Культурологическая концепция Е.В. Бондаревской предъявляет учителю основную идею, смысл которой сводится к тому, что необходимо стремиться воспитывать человека культуры через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность через диалог культур и наполнение образования смыслами. Исходное положение концепции связано с ценностным отношением к человеку как самоцели, к поиску «человека в человеке». Именно поэтому ведущим в организации образования личности должен быть культурологический подход.
Ученик, согласно этой концепции - это субъект образования, способный к культурному саморазвитию. Учитель - это связующее звено между ребенком и культурой, человек, вводящий с мир культуры (ценностей). Образование - это процесс присвоения культуры через личностные смыслы, сотрудничество и диалог. Таким образом, созидается образовательное пространство, где происходит становление человека культуры, приобщение к ценностям культуры, где высшей ценностью является человек.
Тип личности, создаваемый и проектируемый через цели воспитания анализируемой концепции, - это человек культуры, освоивший общечеловеческие и национальные ценности, творчески подходящий к решению различных жизненных проблем и демонстрирующий саморегулируемое поведение.
Е.В. Бондаревская выделила основополагающие ценности культурологического подхода в педагогической системе: естественно, это человек как субъект культуры, образование как развивающая культурная среда, система личных и культурных смыслов, диалог и творчество как пути развития человека в культуре.
Несколько иной педагогический акцент просматривается в концепции, разработанной действительными членами РАО З.А. Мальковой, Л.И. Новиковой и коллективом авторов.Целенаправленное воспитание ими понимается как педагогически целесообразное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.
В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:
личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся;
культуросообразность воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
гуманизация межличностных отношений: авторитаризм, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность;
опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства; крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает разрыв слова и дела, обедняет эмоциональную сферу молодого человека;
деятельностный подход в воспитании, организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса: в школе, профессионально-техническом училище, вузе нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь, наполненная разнообразными делами;
дифференциация воспитания предполагает отбор его содержания, форм и методов с учетом специфических позиций детей и взрослых (прежде всего родителей и педагогов) в воспитательном процессе: во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями; во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп; в-третьих, в соответствии с ведущими функциями институтов воспитания; в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
средовой подход в воспитании включает в себя различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой (семьей, внеучебными объединениями разнообразной направленности), которая очень противоречива.
Достаточно перспективной в настоящее время является концепция, разработанная С.П. Созоновым, которую можно назвать «Воспитание на основе потребностей человека».Автор, рассматривая воспитание как деятельность педагога и воспитанников, направленную на удовлетворение базовых потребностей учащихся, предлагает реализовать идею А. Маслоу и выстроить педагогический процесс вокруг таких потребностей, как:
в защищенности, безопасности;
быть здоровым,
в уважении, признании, необходимом социальном статусе;
в смысле жизни;
в творческой деятельности; в самореализации;
в удовольствии, наслаждении.
С.П. Созонов считает возможным в основу воспитательного процесса положить идею о том, что человек есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Поэтому конечной целью воспитания в концепции С.П. Созонова является – стать для воспитанника ненужным. А это, по мнению автора, возможно в ситуации новых отношений, стимулирующих у воспитанника стремление быть хорошим. Во всем этом просматривается система ценностей, в центре которой самоактуализирующийся человек.
На основе общечеловеческих ценностей построена воспитательная концепция Н.Е. Щурковой. Главные ценности, влияющие на духовную жизнь воспитанника – Истина, Добро, Красота. Причем, автор в обосновании своей концепции подчеркивает, что в воспитании важно созидать образ жизни, достойной Человека.
Н.Е. Щуркова рассматривает образ жизни как новообразование личности, в котором переплетаются разнообразные проявления жизни. В центре воспитания – личность, в которой сочетаются человек разумный, человек моральный, человек творческий. Содержание воспитательного процесса составляют такие направления, как философическое, диалогическое, этическое.
Воспитательная система Н.Е. Щурковой строится на основе следующих принципов: ориентации на социально-ценностные отношения; субъектности, принятия ребенка как данности.
Для определения эффективности воспитательного процесса Н.Е. Щуркова предлагает использовать следующие показатели: внешний облик ребенка, поведение, качественность разнообразной деятельности, способности и самочувствие детей, ценностные предпочтения, отношения ребенка к своему «Я».
В современных условиях считается актуальной концепция педагогической поддержки ребенка в образовании, у истоков которой стоял О.С. Газман. Педагогическая поддержка- процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности.
Поддержка — это не только признание взрослым права ребенка быть «не таким», но и помощь ему в обретении тех точек опоры, на основе которых он может, оставаясь собой, строить отношения с другими.
Педагогическая поддержка не просто помощь, а деятельностная позиция учителя по отношению к ребенку. Эта позиция включает понимание педагогом того, что его долг - не руководить ребенком, а создавать условия для того, чтобы ребенок смог сам решить личные и социальные проблемы своим собственным, индивидуальным способом, не вступающим в противоречие с культурно-нравственными ценностями общества. Педагог в позиции поддержки всегда не впереди, а рядом с ребенком,не навязывает себя и свое мнение, а отзывается на индивидуальный запрос только в том случае, когда ребенок не может справиться с проблемой сам.
В этой концепции сочетаются разные уровни поддержки воспитанника. Защита —процесс ограничения, ограждения, отстаивания жизненно важных интересов ребенка в случае физической и/или психической опасности, при условии, если ребенок не справляется или просит о защите. Помощь — процесс обеспечения становления индивидуальности, зачастую с демонстрацией способов и приемов разрешения трудностей при условии, если ребенок не справляется или просит о помощи. Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.
Содержание педагогической деятельности должно учитывать возраст, взросление, возрастные кризисы и динамику саморазвития.
Важно, что педагогическая поддержка подразумевает условия, подчеркивающие сотрудничество и взаимопонимание в педагогическом процессе:
- согласие ребенка на помощь и поддержку;
- опора на его личные силы и потенциальные возможности;
- вера в эти возможности;
- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
- создание отношений содействия и сотрудничества;
- соблюдение конфиденциальности;
- доброжелательность и безоценочность;
- защита здоровья;
- обеспечение безопасности и прав человеческого достоинства;
- реализация принципа «не навреди»;
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Очевидно, что самой главной ценностью в концепции педагогической поддержки ребенка в образовании является воспитанник, а помощь ему в самоорганизации, самореализации, самоактуализации и других «само» - ведущая идея.
Задачи педагога:
- помочь ребенку увидеть проблему, осознать ее причину, найти способы ее разрешения;
- научить ребенка на некоторое время сжиться с ней, переместив на менее значимый уровень, создать условия для актуализации иных потребностей или найти причину неразрешенности первой проблемы.
Задача учителя - помочь ребенку осуществить творческий акт самоопределения, суметь защитить свои цели и ценности. Это требует развития в себе уверенности и чувства ответственности.
Самореализация дает возможность личности раскрыть свои индивидуальные способности, определить потребности, замыслы, цели. И здесь каждому человеку требуется воля, осознанное включение механизма внутренней защиты. Педагогу необходимо создать условия для позитивного самоутверждения детей, способствовать выработке умения защитить себя физически и психически в трудных ситуациях.
Самоорганизация — способность человека организовать свой режим жизни, поэтапно идти к достижению целей.
Самореабилитация — способ восстановления энергетического баланса организма, психического равновесия, эмоциональной стабильности. Задача педагога заключается в оказании помощи ребенку в освоении способов самореабилитации.
Нормы педагогической поддержки:
1. Контролируйте свои эмоции. Успокойтесь и подбодрите себя.
2. Передайте ребенку ответственность за его поступки.
3. Взаимодействуйте с ребенком, опираясь на его позитивные черты.
4. Поверьте в то, что ребенок знает, как надо поступать правильно.
5. Замечайте случаи, когда вы пытаетесь принимать решения за ребенка.
6. Научитесь радоваться, когда ребенок принимает решение сам.
7. Измените взгляды относительно ребенка.
8. Учите детей видеть и учитывать все последствия принятого решения.
9. Установите отношения доверия.
10. Умейте договариваться.
11. Научитесь слушать себя и других. Без этого понять другого нельзя.
12. Не надо жертвовать собой. Педагогическое общение предполагает равенство и защищенность прав и интересов не только детей, но и воспитателей