Терминологическая лексика
Особого внимания требует использование еще одной значительной группы слов ограниченной сферы употребления - терминологической лексики.
Термины- это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. п. Напомним, что понятие – это мысль об общих существенных свойствах связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Как форма мышления понятие неразрывно связано с языком. Всякое понятие формируется и реализуется в слове или словосочетании. Формирование понятий является важнейшим условием научного знания. Без овладения системой научных понятий невозможно усвоение соответствующей науки.
Значительное расширение сферы влияния научно-технических достижений, особенности общения людей разных областях их деятельности, широкая пропаганда научных знаний в печати, по радио и телевидению, повсеместное распространение компьютерной техники и выхода в Интернет способствуют активному проникновению терминов устную речь. В настоящее время происходит, с одной стороны, терминологизация литературного языка (в него входят не одиночные, а целые группы, серии терминов), а с другой, «олитературивание» терминов. По утверждению языковедов, широкое употребление терминов является общеевропейской, современной тенденцией. Но и терминологическую лексику нужно употреблять обдуманно, осторожно.
Иллюзия понятности.
Вполне естественно, что термины довольно часто встречаются в речи людей разной специальности: инженеров, врачей, экономистов, юристов, преподавателей, агрономов, и др. Однако не все и не всегда умело используют их, не задумываются над тем, понятны ли термины слушателям, не учитывают особенности восприятия семантики слова в звучащей речи. Различие в понимании содержания слов у отправителя и получателя снижает эффективность восприятия. Наиболее опасной особенностью восприятия семантики слов в речи, особенно устной, является «иллюзия понятности» - несоответствие нашего понимания смысла слов его действительному содержанию при уверенности в правильном понимании этого слова.
Приведем для иллюстрации следующий факт. В разных аудиториях читались строчки стихотворения А. С. Пушкина: «Погасло дневное светило. На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило. Волнуйся подо мной, угрюмый океан». Слушателям задавался вопрос: есть ли в тексте непонятные, неизвестные слова? Все единодушно отвечали, что таких слов нет. Тогда следовал вопрос, что означаетслово ветрило? Большинство опрашиваемых отвечало, что ветрило - это «ветер»; некоторые считали, что это слово означает «мельница», И только незначительное количество давало правильный ответ: ветрило - «парус». Проведенный эксперимент показывает: все опрошенные былиуверены в том, что они знают значение слова ветрило, а на деле для большинства из них это было только «иллюзией понятности».
«Иллюзия понятности» означает, во-первых, соотнесение слова не с тем референтом, с которым оно действительно соотносится; во-вторых, незнание отличительных (видовых) признаков референта. Отсюда
следует, что «иллюзия понятности» возникает в том случае, когда воспринимающий речь соотносит слово с референтом, с которым оно в действительности не соотносится, и когда воспринимающий речь не может назвать отличительных признаков референта или называет какие-то несущественные признаки, хотя слово кажется ему понятным.
Неумение дать определение слову - главный критерий «иллюзии понятности». В данном случае речь идет не о строгом логическом определении лексического значения слова, а о незнании как второстепенных, так и существенных признаков референта или указании признаков, которые никогда референту не былисвойственны. Например, при анкетном опросе значение ряда слов объяснялось следующим образом: беспрецедентный - «беспринципный, возмутительный, безразличный»; экспансионизм - «равнодушие, высшая стадия сионизма»; пацифисты – «люди, имеющие свои взгляды на действительность».
Эти толкования не имеют ничего общего с реальным значением указанных слов. Для сравнения приведем данные из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова:
Беспрецедентный- не имеющий прецедента в прошлом (прецедент - случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода).
Экспансионизм - политика экспансий (экспансия – 1. политика распространения своего политического и экономического влияния на другие страны вплоть до насильственного захвата чужих территорий; 2. расши-
рение, распространение чего – нибудь за какие – нибудь первоначальные пределы).
Пацифисты- сторонники пацифизма (пацифизм - политическое течение и мировоззрение, осуждающее любые войны, в том числе справедливые, освободительные; антивоенное движение, участники которого считают главным средством предотвращения войн осуждение их аморального характера).
Некоторые понимают слово реквизиция как «изъятие чего-либо», и им кажется, что они знают данное слово. Но реквизиция - не просто «изъятие», а «принудительное отчуждение за плату» (в отличие от конфискации) или «временное изъятие государственными органами имущества отдельных граждан или юридических лиц».
Аналогичный пример. Слово альтернатива определяют как «выбор правильного решения», «выбор варианта», «выбор между чем-либо». Но ведь альтернатива - это «необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; каждая из исключающих друг друга возможностей».
«Иллюзия понятности», как правило, связана восприятием слов, которые часто используются средствами массовой информации. К ним прежде всего относится общественно-политическая лексика, которая постоянно звучит в передачах радио и телевидения, в публичных выступлениях, встречается на страницах периодической печати. Воспринимая знакомое звучание слова, человек не вдумывается в его смысл, не вникает в суть понятия; обозначенного этим словом. Воспринимающему кажется, что он знает и понимает слово, но на деле это не всегда так.
Английский просветитель, крупнейший философ материалист Джон Локк считал, что тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, тот вводит себя и других в заблуждение. А тот, кто делает это умышленно, является врагом истины и познания. Особенно недопустимо неправильное употребление слов, утверждал философ, в спорах.
Заглянем во всякого рода полемические книги, писал он в «Опыте о человеческом разумении». Мы увидим там, что результатом неясных, неустойчивых, двусмысленных терминов является лишь шум и спор из-за звуков, который не убеждает и не совершенствует разума. Ведь если говорящий и слушающий не согласились насчет идеи, которую обозначают слова, спор касается не вещей, а названий. При всяком употреблении такого слова, значение которого у них не установлено, тождественным для их разума является лишь звук, ибо вещи, о которых они думают в это время, что их выражает данное слово, совершенно различны.
Наряду с явлением «иллюзии понятности», следует учитывать также, что некоторые просто могут не знать отдельных терминов. Поэтому необходимо ответственно относиться к использованию в речи терминологии. Рекомендуется тщательно отбирать термины, необходимые для раскрытия содержания, не перегружать речь научной или технической терминологией. Говорящий должен сам хорошо знать смысл каждого термина. Незнание точного смысла термина приводит к речевым ошибкам, искажает содержание высказывания.
Так, при про ведении беседы о соблюдении санитарно-гигиенических правил была произнесена фраза: «Эмбрион холеры очень опасен». Эта фраза вызвала недоумение у слушателей. Известно, что эмбрион - это зародыш животных и человека. В выступлении же речь шла о возбудителе холеры - вибрионе (бактерии, имеющей форму спирально изогнутой палочки или запятой), поэтому следовало сказать: «Вибрион холеры очень опасен».
Приемы объяснения терминов
Используемые термины нужно уметь объяснить. Растолковать значение слова, даже очень известного, не всегда бывает легко. Поучительным в этом отношении является для нас диалог Сократа с юным Теэтетом. Совместными усилиями они пытаются определить, что есть знание. Чтобы подвести своего собеседника к правильному определению данного понятия, мудрец прибегает к сопоставлению его с определением другого понятия - «глина».
Теэтет. Итак, мне кажется, что и то, чему кто-то может научиться у Феодора, - геометрия и прочее, что ты только что перечислял, - есть знания и, с другой стороны, ремесло сапожника и других ремесленников - все они и каждое из них есть не что иное, как знание.
Сократ. Вот благородный и щедрый ответ, друг мой! Спросили у тебя одну вещь, а ты даешь много замысловатых вещей вместо одной простой.
Теэтет. Что ты хочешь этим сказать, Сократ?
Сократ. Может статься, и ничего, но все же я попытаюсь разъяснить, что я думаю. Когда ты называешь сапожное ремесло, ты имеешь в виду знание того, как изготовлять обувь?
Теэтет. Да, именно так.
Сократ. А когда ты называешь плотницкое ремесло? Конечно, знание того, как изготовлять деревянную утварь?
Теэтет. Не что иное и в этом случае.
Сократ. А не определяешь ли ты в обоих случаях то, о чем бывает знание?
Теэтет. Ну да.
Сократ. А ведь вопрос был не в том, о чем бывает знание или сколько бывает знаний. Ведь мы задались этим вопросом не с тем, чтобы пересчитать их, но чтобы узнать, что такое знание само по себе. Или я говорю пустое?
Теэтет. Нет, ты совершенно прав.
Сократ. Взгляни же еще вот на что. Если бы кто - то спросил нас о самом простом и обыденном, например, о глине - что это такое, а мы бы ответили ему, что глина - это глина у горшечников, и глина у печников, и глина у кирпичников, - разве не было бы это смешно?
Теэтет. Пожалуй, да.
Сократ. И прежде всего потому, что мы стали бы полагать, будто задавший вопрос что-то поймет из нашего ответа, когда мы произнесем: «глина - это глина». Стоит только нам добавить к этому: «глина кукольного мастера» или какого угодно еще ремесленника. Или, по-твоему, кто-то может понять имя чего-то, не зная, что это такое?
Теэтет. Никоим образом.
Сократ. Значит, он не поймет знания обуви, не ведая знания (вообще)?
Теэтет. Выходит, что нет.
Сократ. Значит, и сапожного знания не поймет тот, кому неизвестно знание? И все прочие искусства.
Теэтет. Так оно и есть.
Сократ. Стало быть, смешно в ответ на вопрос, что есть знание, называть имя какого-то искусства. Ведь вопрос состоял не в том, о чем бывает знание.
Теэтет. По-видимому, так.
Сократ. Кроме того, там, где можно ответить просто и коротко, проделывается бесконечный путь. Например, на вопрос о глине просто и прямо можно сказать, что глина - разведенная водой земля, а уж у кого в руках находится глина - это оставить в покое.
Теэтет. Теперь, Сократ, это кажется совсем легким.
(Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 2. М., 1970. С. 231-232).