Тема № 12: Терминологическая лексика русского языка

Цели: Дать определение термина, понятие о классификации терминологической лексики в научных текстах. Привить умение работать со словарем терминов, составить терминологический словарь по специальности. Наблюдение над интернациональными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов.

Основные вопросы

1. Понятие о терминах, их особенностях.

2. Терминология как основной признак научного стиля.

3. Виды терминов.

СРСП № 12

Задание:

1. Чтение текстов по специальности. Введение в активный словарь терминов по специальности, использование их в речи. Работа с терминологическими словарями.

2. Проведение научной конференции. Обсуждение докладов и сообщений.

Методические рекомендации: подготовить доклады и сообщения на научную тему для научной студенческой конференции. Принести на занятие терминологические словари по специальности.

Форма отчетности: устная и письменная.

Сроки предоставления: 13-14 неделя.

Тема № 13: Морфология научного стиля речи.

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания и навыки по теме; показать стилистического использования изученных конструкций в речи, обобщить и систематизировать знания и навыки по теме.

Основные вопросы

1. Морфологические признаки научного стиля.

2. Транспозиция как средство связи предложений в тексте.

СРСП № 13

Задание:

1. Аудирование текста с выделением ключевых слов, выраженных отвлечен­ными существительными. Анализ морфологических единиц, типичных для научного стиля, их активизация в речи. Определение соотношения в тексте имен существительных и глаголов. Конструирование предложений с существительными среднего рода и глаголами настоящего времени несовершенного вида в роли подлежащего и сказуемого.

2. Обсуждение заранее подготовленных вопросов по своей специальности с использованием элементов научной речи.

Методические рекомендации: перед выполнением заданий внимательно ознакомиться с теоретическим материалом занятия. Для аудирования подбираются тексты научно-популярного подстиля.

Форма отчетности: устный и письменный ответ.

Сроки предоставления: 15 неделя.

Тема № 1: Язык и его основные функции.

Цели: формирование понятий «язык», «мировой язык», предоставить вниманию студентов классификацию мировых языков, определить место русского языка в современном мире. Рассказать о видах и формах речи, письменной речи.

Основные вопросы

1. Понятие о языке. Основные функции языка.

2. Мировые языки.

3. Виды и формы речи. Письменная речь.

СРС № 1

Задание:

1. Написать сочинение «Язык – зеркало нации».

2. Работа с текстом «Русский характер и русский язык».

Русский характер и русский язык

Согласно проведенным в Гарварде исследованиям русского национального характера, русские являются людьми эмоциональными. Их отличает легкость в выражении чувств.

По сравнению с американцами они обладают ярко выраженным чувством коллективизма, чувством принадлежности к определенному сообществу. Для русских характерна теплота человеческих взаимоотношений, добросердечие. Они весьма зависимы от устоявшихся социальных привязанностей.

Свобода изъявлений чувств определяет высокий эмоциональный накал русской речи, богатство языковых средств для выражения чувств. Большая эмоциональность русских получает отражение в языке. Русский язык чрезвычайно богат эмоциональными глаголами, большинство из которых совершенно не переводимо на английский язык: радоваться, тосковать, скучать, грустить, волноваться, беспокоиться, огорчаться и др. В английском языке эмоции чаще передаются прилагательными, чем глаголами. Данное языковое различие соответствует разнице в степени интенсивности выражения эмоций. Средства русского языка служат для обозначения активных эмоций, средства английского языка – для обозначения пассивных эмоций.

В русском языке активный характер чувств подчеркивается особенностями употребления эмоциональных глаголов. Они часто выступают в предложениях вместе с глаголами действий: Внутренняя работа идет, и поэтому не только не роптать, но радоваться надо.

Задания к тексту

· Разделите глаголы в тексте в 2 столбика: а) имеющие однокоренные прилагательные; б) не имеющие однокоренных прилагательных. Составьте предложения с прямой речью, используя подходящие глаголы в словах автора.

Удивиться, унывать, обрадоваться, огорчиться, восхититься, гневаться, ликовать, нервничать.

· Выделите в предложениях предикативные основы. Укажите слова, которые зависят от сказуемых, найдите среди них дополнения, подчеркните их.

Форма контроля: устный и письменный ответы.

Срок предоставления работы: 1 неделя.

Методические рекомендации:сочинение должно быть объемом 1,5 – 2 страницы, в сочинении должны быть использованы пословицы и поговорки о языке, либо высказывания мыслителей, поэтов, писателей. К тексту «Русский характер и русский язык» даны задания, которые нужно выполнить письменно. Текст вклеивается в тетрадь и потом выполняются задания к нему.

Наши рекомендации