Формы организации целостного
педагогического процесса...................... 156
Классификация форм организации целостного педагогического процесса.... 156
Формы организации обучения................. 157
Требования куроку....................................... 158
Структурные элементы урока.................. 159
Трудности при проведении уроков
и пути их преодоления............................... 160
Учебные экскурсии...................................... 161
Коллективные творческие дела (КТД)... 162
Педагогическая технология................... 163
Сущность педагогической технологии... 163
Педагогическая техника............................. 164
Речь педагога................................................ 165
Педагогическое общение.......................... 167
Конфликты в педагогической
деятельности................................................ 169
Педагогический процесс
Сущность и структура целостного педагогического процесса (ЦПП)
Функции ЦПП
/ воспитательная,
/ образовательная,
/ развивающая,
/ социальная (функция социализации).
Движущие силы ЦПП
Внешние противоречия
> Между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать.
> Между целенаправленностью и планомерностью образовательного процесса и неупорядоченным влиянием социальной среды и других факторов.
> Между нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном процессе.
Между обобщенным опытом, представленным в содержании образования и воспитания, и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности.
> Между новыми воспитательными или образовательными задачами и наличным уровнем воспитанности и обученности ребенка.
> Между коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями.
> Между регламентацией учебно-воспитательного процесса и собственной активностью воспитанника.
> Между педагогическими средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися.
Внутренние противоречия
♦ Между знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровнем сформированности соответствующих умений и привычек.
♦ Между сформированным идеалом личности и реальным поведением.
♦ Между долгом, поведением и чувствами. •:• Между притязаниями и возможностями.
♦ Между оценкой и самооценкой.
Процессуальная структура педагогического процесса
м> содержательно-целевой компонент; о организационно-деятельностный компонент; t» эмоционально-мотивационный компонент; «► контрольно-оценочный компонент.
Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Закономерности ЦПП— объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.
■И Закономерности ЦПП — проявление сущего в педагогическом процессе.
Группы закономерностей ЦПП
• Закономерности, обусловленные социальными условиями.
в Закономерности, обусловленные природой человека:
О определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; О зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей.
• Закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образо
вания и развития личности:
о взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
О взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;
О взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.
Принципы ЦПП— система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающая его успешность.
ДД Принципы ЦПП — проявление должного в педагогическом процессе.