Развитие педагогики в России
Большой вклад в развитии педагогической науки внесла С. Полоцкий, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский и др.
Симеон Полоцкнй (1629-1680)выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал особое значение воспитанию, при этом важным фактором воспитательного процесса считал пример родителей, педагогов, ближайшего окружения. Он разработал проект Славяно-rpeко-латинской академии, которая расширила высшее образование в России (открыта в 1687 г.) был воспитателем царских детей, в том числе Петра 1.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)внес существенный вклад в развитие педагогической мысли, разработав учебники по риторике и русской грамматике.
Николай Иванович Новиков (1744-1818)впервые в России объявил педагогику наукой. Он считал, что у детей необходимо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. Н.И. Новиков - издатель первого журнала для детей, который назывался «Детское чтение для сердца и разума».
Основоположником научной педагогики в России считается Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), первым в России разработавший цельную дидактическую систему. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, признание прав трудового народа на образование, независимости школы от церкви, хотя он придавал большое значение религии в формировании общественной морали.
Система воспитания К.Д. Ушинского исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он ставил перед учителем задачу не только передавать ученикам знания, но и учить их самостоятельно заниматься, без учителя приобретать новые знания. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать им необходимые в жизни знания.
В революционное время в России все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения, в деятельности которого большую роль сыграли А.В. Луначарский (1875 - 1933) и Н.К. Крупская (1869 - 1939).
В 1920 г. наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который отличается от учебных планов дореволюционной России тем, что в состав учебных предметов включал гуманитарные, физико-математические и естественные науки, значительное время отводил на Физическое воспитание. В дальнейшем, несмотря на многократную переработку, эти характерные черты учебных планов оставались неизменимыми.
В 1930 г. было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Школе было четко сформулирован социальный заказ - воспитание человека определенного типа. Это диктовало жестокую систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизации воспитательной и учебной работы.
На развитие советской педагогики большое влияние оказали идеи П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Павел Петрович Блонский (1884-1941) сформулировал следующие идеи отечественной педагогики: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка, его потребностей и интересов, должно формировать разностороннюю личность ребенка. П.Л. Блонский выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития мнемической функции, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи ребенка, эмоциональную сферу считал фундаментом поведения человека. П.П. Блонский - автор первого учебника по педагогике в советское время.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939)создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стили жизни, отношения. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд организовывался как часть воспитательной работы, была реализована им на практике и отражена в его литературных произведениях «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» А.С. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Его педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др., - имеют значение до сих пор.
Педагогические открытия А.С. Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики и исправительно-трудовой педагогики.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1976),всю жизнь проработавший в сельской школе, рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Он продолжал развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, создал методику работы с отдельным учеником в коллективе. В.А. Сухомлинский ввел новые понятия «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный: фон класса». Глубоко и оригинально разработаны им вопросы воспитательного воздействия традиции, фольклора, природы. В его книгах «Разговор с молодым директором школы», «Сердце отдаю детям» ярко показано, что успех работы воспитателя возможен при творческом отношении педагога к своей профессиональной деятельности, при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.
Развитие образования всегда характеризовалось своеобразным сочетанием двух важных его качеств - консерватизма и стремления к новому. Взятые в отдельности эти качества ведут либо к застою, отставанию от потребностей времени, либо к разрыву с традициями, рискованным экспериментом. Только единство здорового консерватизма, т.е. бережного сохранения для новых поколений исторического опыта, и инновационных процессов обеспечивает развитие системы образования.
В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. в России возникло движение учителей-новаторов. Стали появляться целые школы, опирающиеся на инновационные педагогические системы, разрабатываемые педагогами-учеными и педагогами-практиками:Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдовым, С.Н. Лысенковой, А.В. Хуторским, В.Ф. Шаталовым, Е.А. Ямбургом и др. Очень разные по творческому стилю, эти педагоги были едины в стремлении помочь ребенку, выйти на сотрудничество с ним, раскрыть его способности, помочь в самореализации.
Одним из масштабных нововведений отечественной системы образования является дистанционное обучение, которое осуществляется с помощью технологий и ресурсов сети Интернет. Дистанционное обучение дополняет традиционные формы обучения, обеспечивая учащимся доступ к ресурсам культурных и научных центров, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и веб-сайтах.
Вопросы и задания для самопроверки
Ответьте на вопросы письменно:
1.Что является объектом и предметом педагогики?
2.Какие научные дисциплины входят в систему педагогической науки?
3.Каковы основные категории педагогики? Охарактеризуйте их.
4.Почему образование является социокультурным феноменом?
5.Какие научные и практические задачи решает педагогика?
6.Что такое знания, навыки, умения?
7.Каковы педагогические идеи древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля?
8.Как решались проблемы педагогики в Средние века, в эпоху Возрождения?
9.Почему Яна Коменского считают выдающимся педагогом всех эпох?
10.Как развивалась европейская педагогика в XVIII - XIX в.?
11.Кто внес существенный вклад в становление и развитие педагогики в России в XVII – XVIII в.?
12.Каковы основные положения педагогической системы К.Д. Ушинского?
13.Каков вклад в развитие советской педагогики П.П. Блонского?
14.Какую педагогическую идею выдвинул и реализовал на практике А.С. Макаренко?
15.Какие проблемы воспитания разрабатывал В.А. Сухомлинский?
Выполните следующие задания письменно:
Верно или неверно?
1. Разработка и внедрение в практику новых методов, средств, форм, обучения и воспитания входит в круг задач педагогической науки.
2. Идея использовать диалог как средство обучения логическому мышлению принадлежит Аристотелю.
3.Педагоги начали внедрять принцип наглядности в обучение в XIX в.
4. Автором первых учебников по русской грамматике и риторике является М.В. Ломоносов.
5. Лечебная педагогика разрабатывает систему обучения и воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии.