С общим недоразвитием речи
Согласно теоретическим концепциям отечественной психологии, речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – внимание, восприятие, память, мышление, воображение – опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют формированию полноценной личности.
Развитие познавательной и речевой деятельности ребенка, как отмечается в исследованиях отечественной психологии и специальной педагогики, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного, наглядно-действенного мышления. Решающим условием овладения активной речью является общение с окружающими в ходе эмоционального и делового сотрудничества, при котором ребенок усваивает от взрослого опыт многих поколений (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Катаева, М.М. Кольцова, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, и др.).
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с ОНР велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи [1].
Включение речи в познавательные процессы, без которых не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности дошкольника. Речь организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Вместе с тем она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков. Рисование, по мнению Л.С.Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».
Исследователь О. Боровик обращает внимание на то, что речь способствует формированию графических умений и навыков. В свою очередь, хорошо организованные занятия рисованием, представляют собой действенное средство для развития речи детей. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:
во-первых, происходит обогащение словаря терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятия рисования, а затем постепенно входит в активный словарный запас;
во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения;
в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей [2].
В специальной психологии и педагогике, в частности логопедии, раскрываются причинно-следственные основы общего недоразвития речи. При этом авторы опираются на положение о том, что общее недоразвитие речи является системным нарушением, охватывающим все компоненты языковой системы, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи (И.Т. Власенко, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В систему коррекционных занятий по преодолению нарушения речи включается раздел по развитию ручной моторики.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений [3]. Учеными доказана тесная связь развития речи с развитием мелкой моторики: движения пальцев рук стимулируют нервные центры и ускоряют развитие речи ребенка [4].
При определении направлений, содержания и методов коррекции нарушений ручной моторики у дошкольников с ОНР за основу были взяты:
- уровневая теория организации движений Н.А. Бернштейна;
- положение о тесной взаимосвязи между тонкой моторикой рук и артикуляторной моторикой (М.М. Кольцова);
- положение о сложном взаимодействии кинестетической и кинетической основы движений и о роли кинестезий в управлении движениями.
Для изучения влияния нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средства развития мелкой моторики и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОНР было организовано собственное практическое исследование.
По результатам проведенной диагностики, мы проанализировали данные показатели и выявили следующие закономерности: у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук – движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Кроме того, у детей наблюдается быстрая истощаемость, и дети затрудняются в усвоении формулы движений пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с общим недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение.
Симптомами нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР явились раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Также дети с речевой патологией были: замкнуты, неуверенны в себе, агрессивны.
Наблюдается нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними.
Результаты диагностики обусловили выбор тактики и стратегии для коррекционной работы:
1) дальнейшее развитие и совершенствование моторики;
2) совместная деятельность родителей и педагогов для максимальной социализации детей и коррекции дефекта;
3) профилактическая работа над дефектом для закрепления результата и совершенствования развития.
4) коррекция тревожности и коммуникативных навыков;
5) снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций.
Развитие творчества у детей с ОНР должно предполагать активизацию потенциала личности. Опираясь на исследования Т.С. Комаровой, А.М. Матюшкина под изобразительным творчеством детей понимается деятельность по созданию субъективного нового (значимого для ребёнка прежде всего) продукта посредством оптимального сочетания изобразительного материала и способа нетрадиционного изображения. Это позволяет выявить психические, психофизиологические особенности и психолого-педагогические условия развития детей с ОНР на занятиях по рисованию нетрадиционными средствами.
В основу занятий были положены как раннее разработанные методики по изобразительной деятельности (Т.К. Казакова, Т.С. Комарова), так и собственный опыт работы по реализации нетрадиционных приёмов изображения (рисование ватными палочками, косметическими ватными дисками, оттиск тканью), а также их сочетаний с традиционными приемами рисования. Так, на одном из занятий предусматривается и рисование пальчиками, и оттиск печатками; на другом – ватные палочки, рисование пальчиками и «тычкование».
Мы совместили логопедические занятия с коррекционной работой по развитию мелкой моторики и эмоционально-волевой сферы посредством нетрадиционных методов изобразительной деятельности и поставили целью создание своеобразной модели воздействия на моторное и эмоциональное развитие детей с общим недоразвитием речи.
Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе рисования. А для этого занятия должны проходить в виде эмоционально насыщенной, интересной игры.
Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объема и четкости.
Важно, чтобы занятия были последовательными и систематическими. Необходимым является в коррекционной работе сочетание развитие мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы посредством использования нетрадиционных техник рисования в сочетании с приемами преодоления общего недоразвития речи.
Дети, рисуя с помощью нетрадиционных средств самыми простыми и всегда доступными материалами, быстро и легко усваивают содержание занятий. Опыт показывает, что все дети успешно справляются с заданием; это создаёт у детей радостное настроение, а главное – даёт веру в себя.
Например, на занятиях «Пальчиковая живопись» объясняем детям, что купили новые краски, но вот беда, потерялась кисточка. Предлагаем порисовать пальчиками. Один пальчик обмакнули в красную краску. На другой ручке, левой «заиграют» белая, жёлтая, зеленая краски. Получилась веселая, необычная даже волшебная палитра. Дети, рисуя подарок маме, изображают целую ниточку ярких, нарядных бус. Таким способом можно рисовать на самые разнообразные темы: «Осенние фантазии», «Кто пробежал по дорожке» и т.д.
В изобразительную игру «Следы зверей» включаем театрализацию – ребенок озвучивает животное и ритмическими движениями пальцев старается передать характер походки животного. Пальчиковый прием помогает ребенку ограниченно чувствовать материал (гуашь, акварель) её свойства - вязкость, бархатистость.
Освоение системой занятий проходит поэтапно.
Осенью закрепляем знакомые детям техники рисования («пальчиковая живопись», «сухая кисть» и др.), которые подразумевают работу с различными инструментами (кисть, пальцы), при этом развивается тактильная чувствительность, воспитывается умение работать коллективно.
Далее, в работе с детьми используются методы рисования, способствующие развитию различных групп мышц кисти («объёмное рисование», «ленточная пластика», «пластилинография» и др.) и развитию представлений детей об изобразительных возможностях материалов других видов изобразительной деятельности (бумага, пластилин, клей).
На данном этапе уделяется особое внимание развитию согласованности в работе рук и глаз, совершенствованию координации движений. Приоритетной психолого-педагогической задачей является воспитание настойчивости в достижении положительного результата, т.к. многие дети, испытывая небольшие трудности, отказываются доводить начатое до конца.
На завершающем этапе (весна) мы отобрали методы рисования, способствующие развитию тонкой моторики руки («мелкий мазок», элементы «точечного рисования» и др.), умению сочетать в одном рисунке несколько техник для создания выразительного образа.
Параллельно в коррекционной работе по формированию эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи мы используем следующие нетрадиционные методы рисования.
Монотипия – зеркальное отражение объектов на водной глади. Так как это проекция внутреннего, скрытого от взрослых, мира ребенка, то она позволяет преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции, почувствовать веру в себя, дать волю фантазии, следовательно, способствует коррекции чувства неполноценности.
Диатипия – водная печать. Рисунки получаются необычными, что способствует возбуждению интереса к деятельности, развивает усидчивость, внимание, повышает работоспособность, это является важным условием коррекции тревожности.
Метод нетрадиционного рисования – акватушь - позволяет создать оригинальные рисунки, насыщая образовательную деятельность положительными эмоциями, яркими впечатлениями, влияющими на развитие познавательного интереса к деятельности, способность выражения своих эмоции и чувств, контроль собственного поведения. Это одно из главных условий эффективности коррекции гиперактивности.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя более раскованными, смелыми, развивает воображение, даёт свободу для самовыражения, а также способствует развитию координации движений.
Проводя коррекционную работу разнообразными рисовальными средствами, мы учитываем индивидуальные психофизические и речевые возможности детей с общим недоразвитием речи, и в результате укрепляется мышечный тонус мелкой моторики, снимается замкнутость, тревожность, свойственная данной категории детей; обогащаются представления детей об окружающих предметах; повышается умственная и речевая активность.
Список литературы
1. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму [Текст] / C. О. Филиппова. – СПб: «Детство-Пресс», 1999. – 287 с.
2. Боровик, О. Развиваем воображение [Текст] / О. Боровик. // Дошкольное образование. – 2001. – №1. – С. 14.
3. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
4. Трохимчук, Л. Ф. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка [Текст] / Л.Ф. Трохимчук, О.И. Шквирина, Т.И. Бабенко. – Ростов н/Д : Изд-во РГПУ, 1994. – 61 с.
5. Дудьев, В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Дульнев. // Дефектология. – 1995. – № 4. – С. 43.