Психологическая характеристика типов темперамента
Холерик(в основе лежит сильный неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием возбуждения) - человек, характеризующийся высоким уровнем психической активности, резкостью, энергичностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Для него характерны страстность, быстро нарастающая эмоциональная раскачка, а затем неудержимая возбужденность, порождающая трудность в торможении начатой деятельности. Холерики полны сил, энергичны, но часто не умеют рассчитывать свои силы, быстро их растрачивают, а потом работают с перенапряжением, попадая в ситуации стресса. Люди с таким темпераментом склонны к резким сменам настроения, нетерпеливы, подвержены эмоциональным срывам, иногда бывают агрессивными. При отсутствии надлежащего воспитания их недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.
Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы) - человек, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Он стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, без видимого усилия может переключить свое внимание с одного предмета на другой, умеет также распределять внимание. Его эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяют друг друга. Сангвиники легко загораются интересом к новому делу, но и быстро остывают, часто не доводя его до конца, им не хватает терпения и волевого напора, чтобы достичь цели. Они сравнительно легко переживают неудачи и неприятности. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность сангвиника может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.
Флегматик(в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы) - человек, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Это спокойный невозмутимый человек, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянными настроениями и чувствами. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке, он серьезен во всем, даже в отдыхе и развлечениях. В отношении с товарищами ровен и в меру общителен, по его внешнему виду трудно определить, волнуется он или спокоен. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.
Меланхолик (в основе лежит слабый тип нервной системы) - человек, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью.
Это малоразговорчивый, малообщительный и эмоционально чувствительный и впечатлительный человек.
Для него характерна глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем с преобладанием отрицательных эмоций. Меланхолик с трудом вступает в новые знакомства, попадая в стрессовую ситуацию, он суетится, чувствует себя растерянным, иногда теряет самообладание, замыкается в себе. Он легко раним, глубоко переживает даже незначительные неудачи и легкие неприятности. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность. Лица с таким темпераментом - это зачастую люди чести, совести и преданные друзья.
Если оценить приведенные психологические характеристики темпераментов, то легко увидеть, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Иными словами, нет темпераментов "плохих" или "хороших", каждый из них хорош в одних условиях и плох в других.
Среди выдающихся людей были личности с различным типом темперамента, например, А.С.Пушкин был холериком, Петр 1 - сангвиником, М.И.Кутузов - флегматиком, а П.И.Чайковский - меланхоликом.
Следует иметь ввиду, что на практике чистые, отчетливо выраженные указанные темпераменты встречаются не столь часто, обычно человеку свойственна та или иная их комбинация. Однако значительное преобладание черт какого-нибудь одного типа позволяет относить, с известной степенью условности, темперамент людей к тому или иному типу.
Проявления темперамента более отчетливо выражены у молодых людей, с возрастом проявления темперамента становятся менее яркими, приглушенными, т.к. поведение человека все больше регулируется чертами характера.
Во всех своих проявлениях темперамент преобразуется в процессе формирования характера, и свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого связано с направленностью личности.
Особенности темперамента следует принимать во внимание; ломать, искоренять или переделывать неудобные проявления темперамента не только бессмысленно, но и вредно.
Знание темперамента человека важно для правильного понимания и объяснения его поступков, действий и движений, для прогнозирования будущего поведения человека в разных ситуациях и при различных обстоятельствах.
Характер
Как мы уже отмечали, в течение жизни человека, в процессе формирования его личности свойства темперамента переходят в черты характера.
Каждый человек обладает множеством присущих ему особенностей, некоторые из них являются наиболее выраженными чертами и свойствами, лучше всего проявляющимися в его деятельности и общении с другими людьми, а потому и характеризующими его как личность. Совокупность таких ярких особенностей человека принято называть характером.
Характер – это общее качество личности в целом, совокупность таких ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие. Он не представляет собой простой суммы отдельных особенностей личности. У каждого человека число отдельных характерологических черт может быть очень велико, а количество их оттенков практически необозримо. Например, аккуратность может иметь оттенки: пунктуальность, педантичность, чистоплотность, порядочность, опрятность и т.д. Однако какие-то свойства всегда будут ведущими и именно по ним можно охарактеризовать человека. Следовательно, под характером следует понимать не любые отдельные индивидуальные особенности человека, а индивидуально-своеобразные сочетания существенных особенностей личности, отличающих данного человека как члена общества, выражающих отношение к действительности и проявляющихся в его поведении. Изучить характер человека – значит с точки зрения его психологических особенностей ответить на вопрос: что же в нем главное?
Характер - это психологическое свойство личности, заключающее в себе закрепившиеся в процессе жизни эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и стереотипы когнитивных и поведенческих схем реагирования на эти ситуации.
Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие характера двояким образом: во-первых, от отношения личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера; во-вторых, от отношений зависит индивидуальное своеобразие способов и качеств действий в каждой типичной ситуации.
Поэтому для того чтобы правильно понять характер человека, оценить отдельные его свойства, важно не только наблюдать действия и поступки человека, но и раскрыть всю глубину его эмоциональных переживаний в ряде типичных ситуаций.
Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека.
Физиологической основой характера, как и темперамента, является тип нервной системы, но эта связь не прямая, а опосредованная. Люди с различными типами нервной системы могут иметь одинаковые черты характера, точно так же, как и люди с одним типом нервной системы - разные. Тип нервной системы может помогать или затруднять формирование тех или иных свойств характера человека.
В психологии выделяют четыре системы свойств характера, выражающих следующие отношения личности, в их числе:
˗ отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.);
˗ отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственность и т.п.);
˗ отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное отношение и т.д.);
˗ отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, скромность и т.д.).
Характер человека не представляет собой чисто случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом, образуют целостную организацию, которую и называют структурой характера. Именно поэтому, зная одну или несколько черт характера человека, мы можем предсказать и другие неизвестные нам черты характера человека. Например, зная, что человек высокомерен и тщеславен, можно предположить, что он недоброжелателен к людям, если человек скромен, то он уступчив и т.д.
Свойства характера человека определяются не одним каким-то отношением к действительности, а всей системой отношений. В то же время необходимо отметить, что в системе отношений личности имеется определенная иерархия, т.е. имеются центральные стержневые отношения и зависящие от них производные.
Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду.
Существование центральных, стержневых отношений, и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в воспитании человека.
Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно -- отношение к людям. Иными словами, нельзя формировать только определенное свойство, воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств, обращая при этом основное внимание на формирование центральных, стержневых отношений, личности, а именно отношений к людям (коллективу) и труду.
Целостность характера, однако, не абсолютна. Это связано с тем, что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером.
Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).
В характере каждого человека всегда есть черты, отражающие своеобразие его жизненного пути, поэтому характер человека – сгусток его биографии. О формировании характера говорят: ”Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”.
Принято различать общие(глобальные), и частные(локальные) свойства характера. Глобальные свойства оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений, а локальные влияют на частные, узкие ситуации. Обычно выделяют пять глобальных черт характера:
самоуверенность – неуверенность;
дружелюбие – враждебность;
сознательность – импульсивность;
эмоциональная стабильность – тревожность;
интеллектуальная гибкость – ригидность.
Среди локальных свойств характера можно выделить следующие: общительность – замкнутость; лидерство – подчиненность; оптимизм – уныние; совестливость – бессовестность; смелость – осторожность; впечатлительность – толстокожесть; доверчивость – подозрительность; мечтательность – практицизм; деликатность – грубость; самостоятельность – зависимость от группы; активность – пассивность; демонстративность – скромность и др.
Чрезмерная выраженность некоторых свойств характера называется акцентуацией. Акцентуация характера часто приводит к ухудшению взаимодействия с другими людьми. Она может быть выражена в различной степени и часто встречается у подростков и юношей. Известный немецкий психиатр К. Леонгард выделил 12 типов акцентуации характера, которые описаны в его книге «Акцентуированные личности». В жизни достаточно часто приходится иметь дело с такими людьми, поэтому важно знать и предвидеть специфические особенность их поведения.