Характеристика действий учителя и ученика в технологии программированного обучения

Этап Учитель (учебник, компьютер) Ученик
I Предъявляет первую дозу материала Воспринимает информацию
II Объясняет первую дозу материала и действия с ним Выполняет операции по усвоению первой дозы
III Ставит контрольные вопросы Отвечает на вопросы
IV Если ответ верный, предъявляет вторую дозу материала; если нет, – объясняет ошибку, возвращает к работе с первой дозой Если ответ верный, – переходит к следующей дозе материала. Если ответ неверный, то возвращается к изучению первой дозы

При программированном обучении прямая и обратная связь осуществляется с использованием специальных средств, т. е. программированных пособий разного вида и обучающих машин. Различаются внутренняя и внешняя обратная связь, при этом внутренняя – получение информации самим учеником (оценка ответа), а внешняя – получение информации учителем о ходе научения учащихся. Контроль за итогами выполнения учебных заданий также может быть машинным – с применением различных технических средств, вплоть до компьютера, или безмашинным – с использованием простых приспособлений (перфокарты, планшеты). Наиболее распространенным методом организации контроля в технологии программированного обучения является альтернативный выбор правильного ответа из нескольких правдоподобных.

Существуют три вида построения программ: линейная, разветвленная и смешанная. В линейной программе (подход разработан Б. Скиннером) материал разбивается на маленькие порции (дозы) логически законченной информации, которые последовательно (линейно) предъявляются для изучения, а затем следует вопрос, на который должен дать ответ ученик. Вопрос может быть задан в форме пропуска в тексте, который должен заполнить ученик, либо сконструировать ответ на вопрос. Линейное программирование имеет следующий вид:

Порция информации (А) → Тестовый контроль → Порция информации (В)→ Тестовый контроль → Порция информации (С)и т. д.

Учебный материалразветвленногопрограммирования (подход разработан Н. Краудером) предоставляется ученику не малыми порциями, а логически законченными блоками и предполагает путь познания в зависимости от уровня подготовленности школьников за счет индивидуализации программ. Например, в разветвленную программу вводятся для оказания помощи дополнительные разъяснения в тех случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с ответами, либо предъявляется материал повышенной степени сложности для углубленного изучения более продвинутых учащихся. Смешанная программа представляет собой комбинацию линейной и разветвленной.

Достоинства программированного обучения состоят в следующем: оно позволяет установить прочную обратную связь, т. е. получать информацию о результатах усвоения знаний; открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме, а при разветвленном типе построения обучаться по своей программе, осуществляя индивидуализацию обучения; обеспечивает твердое и правильное усвоение учебного материала, т. к. мелкие дозы усваиваются легко.

В то же время мелкие шаги обучения не дают ученику целостного и системного представления об изучаемом материале, следовательно, не позволяют видеть общие цели. Важно отметить, что технология программированного обучения не вскрывает самого хода научения. Данная технология не может быть применена при изучении всех учебных дисциплин из-за характера изучаемого материала и, кроме того, не все темы поддаются делению на мелкие дозы.

В ней не используются положительные стороны группового обучения. Кроме того, ответ учащегося в форме заполнения пробела (конструирование ответа) ограничивает развитие интеллекта, не стимулирует творчества, не способствует развитию инициативы. И, наконец, данная технология имеет значительные ограничения в применении, в том числе из-за сложностей материального обеспечения.

Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

Штейнер Рудольф (1861–1925) – немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте, при которой в 1919 году была организована школа.

В вальдорфской педагогике ребенок – существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу – божественное начало. Ребенок приходит на Землю с определенной миссией. Основная задача школы в связи с этим – высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии. Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей “свободного воспитания” и “гуманистической педагогики”, она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем.

Целевые ориентации:

· воспитание призвано сформировать целостную личность:

– стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация и самоактуализация);

– открытую для восприятия нового опыта;

– способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях;

· обеспечить не столько усвоение знаний, сколько развитие способностей ребенка;

· развить индивидуальную ответственность за свои действия, способствовать самоопределению личности.

Концептуальные положения:

– Свободное воспитание и обучение. Всё без принуждения, без насилия духовного и телесного. Свобода как средство воспитания. Педагогика отношений, а не требований. Ребенок в центре педагогической системы, имеет право выбора всего (от формы урока до его плана). Учитель – старший товарищ. С детьми к предмету, а не с предметом к детям: не знания давать, а давать детям жить на уроке. Опора на авторитет педагога. Школа одного учителя на 8–9 лет (во избежание стрессов). Совместная духовная жизнь педагога и учащихся. Не говорить ребенку «нет», «нельзя».

– Природосообразность. Развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его. Спонтанность свободного развития природных задатков, “исходя из ребенка”. Создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка. Ожидание созревания сил, заложенных природой. Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним. Школа для всех. Принимать ребенка таким, какой он есть, все дети талантливы. Отсутствие выделения слабых и сильных. Ребенок в педагогическом процессе сам проходит, постигает все этапы развития человечества, поэтому не надо усекать детство, интеллектуализировать развитие раньше времени. Обучение самостоятельности, самоконтролю.

– Обучение неотделимо от воспитания. Всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности. Ученик подводится к открытию личностной значимости знаний, умений и навыков и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов. Отношения ответственной зависимости с коллективом. Обучение без учебников, без жестких программ. Широкое дополнительное просвещение (музеи, театры и др.). Отсутствие деления на классную и внеклассную работу. Много игры. Отрицание отметки.

– Единство развития ума, сердца и руки. Межпредметные связи. Метод погружения, “эпохальная” методика. Обязательные предметы искусства (живопись, графика, музыка, эвритмия). Большая роль отводится трудовому воспитанию. Коллективное познавательное творчество на уроке. Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства. Экология здоровья, культ здоровья. Соединение европейской и восточной культур.

Технология свободного труда (С. Френе)


Модернизация французской школы в 20–30-е гг. XX в. связана в первую очередь с именем виднейшего педагога и мыслителя, сельского учителя Селестена Френе (1896–1966). Включившись в движение за новое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию. С. Френе показал, что считать обучение ребенка в школе как подготовку к будущей настоящей жизни взрослого есть непонимание значения детства как самостоятельного важного периода для развития личности.

Целевая ориентация – всестороннее воспитание личности.

Концептуальные положения:

– приоритетом учебно-воспитательного процесса признаются ценностные ориентации и отношения между детьми. Педагог никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении общих проблем. Нет правил, но классом правят принятые самими детьми нормы общежития. Нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного продвижения. Нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность. Нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;

– обучение – процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием. Учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей. Культ здоровья: забота о здоровье ребенка включает занятия, связанные с движением, физическим трудом, вегетарианским питанием, методиками “натуральной” медицины. Высшая планка здесь – гармония отношений с природой. Нет обучения, а есть разрешение проблем, пробы, экспериментирование, анализ, сравнение. Нет домашнего задания, но постоянно (дома, на улице, в школе) задаются вопросы. Нет уроков от звонка до звонка. Нет отметок, но отмечаются личные продвижения (через взаимооценивание детей и педагогов). Нет ошибок, бывают лишь недоразумения. Если в них разобраться совместно, – это позволит не допускать их в будущем. Нет программ, но есть индивидуальные и групповые планы;

– большое внимание уделяется школьному самоуправлению. В школе создается кооператив, во главе которого стоит выборный совет, руководящий самообразованием учащихся. Процедура подведения итогов опирается на ребячье самоуправление и самоорганизацию и происходит регулярно (у младших ежедневно, у старших по мере надобности). Класс – открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Поощряются кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование;

– целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей. Культ информации: важно иметь знания, но еще важнее знать, где и как их добыть. Информация имеется в книгах, аудиовизуальных и компьютерных средствах, но предпочтение отдается личному общению с “носителем” информации. Самовыражение личности ребенка также связано с информацией: дети пишут свободные тексты-сочинения, сами делают типографский набор, изготавливают клише, издают книжки. Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает “текст дня”, фиксирует его, и все переписывают этот текст, при этом каждый может внести свои дополнения и редакторскую правку. Учебники в школе заменены особыми карточками, содержащими порцию информации, конкретное задание или контрольные вопросы. Ученик выбирает для себя определенный набор карточек (индивидуальную программу обучения). Каждый составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все виды его работы. Френе создал прообраз программированного обучения – обучающую ленту, к которой прикреплялись последовательно карточки с информацией, с упражнением, вопросом или задачей и контрольным заданием;

– общественно-полезный труд на всех этапах обучения. Все учащиеся являются членами школьного кооператива, руководит которым выборный совет, раз в неделю проходит общее собрание. Большое внимание уделено гласности. Каждый заполняет четыре колонки общего листа-газеты: «Я сделал», «Я хотел бы», «Я хвалю», «Я критикую». В режиме дня предусмотрена работа в мастерских, саду, скотном дворе. Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).

Особенности методики. Ведущий метод обучения – метод проектов. Группа выстраивает коллективные проекты, которые предъявляются для обсуждения. Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.

Технология обучения в школе Френе может быть сведена к следующей упорядоченной системе действий:

1. Методы работы, стимулирующие интерес школьников к учебной деятельности, сочетаются с такими человеческими отношениями, в результате которых учитель и ученик становятся по-настоящему близкими людьми.

2. Учитель работает с разновозрастной группой детей (7–14 лет). Занятия начинаются с обсуждения текста, в этот момент класс не делится на группы, т. к. это обсуждение нужно и большим и маленьким.

3. Выявляются вопросы, интересные для детей.

4. Задания распределяются с учётом возможностей каждого.

5. Старшие, разделившись на группы, приступают к самостоятельной работе. Учитель работает с младшими сначала коллективно, потом каждый ребёнок получает индивидуальное задание.

Например: «Группа старших школьников работает над выпуском газеты: один набирает текст шрифтом, двое учащихся готовят гравюры, иллюстрирующие текст по различным урочным темам (“Сообщающиеся сосуды”, “Водопровод” и т. д.). Двое других школьников, работая в библиотеке, пополняют картотеку (задания, хрестоматийный материал). Некоторые ребята готовят доклады. Двое учащихся ушли в деревню для сбора материала по теме “Вода и ее свойства”, двое других работают на школьной метеоплощадке и т. д.

Учитель, после того, как даст индивидуальное задание младшим, переходит к работе с детьми среднего и старшего возраста.

Теоретические дискуссии сменяются экспериментом. Ученики самостоятельно составляют информационные карты и проверяют качество работы с помощью контролирующих карт. Таким образом, организация работы каждого ученика в рамках деятельности всего коллектива является одной из главных особенностей технологии обучения в школе С. Френе» [3, с. 200].

Педагоги исходили из того, что наиболее эффективный путь усвоения знаний – не наблюдение и не демонстрация, а экспериментальное “нащупывание”, составляющее естественный и универсальный метод познания. С. Френе считал, что мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности, причем, чем усиленнее человек использует приобретенный им опыт в своем поведении, тем скорее идет его развитие.

Правила и законы являются плодом опытов, иначе они бессодержательны и бесполезны. Вот почему в школе Френе при каждой возможности обращаются к практике: в каменоломне изучают горные породы, на берегу реки или пруда наблюдают за подводной флорой и фауной. Учителя стремятся проводить учебные занятия в полях, на заводе, в кузнице или мастерской. Пробудить у ребенка интерес к своему труду и к собственной жизни – одна из главных задач школы.

Наши рекомендации