Глава 1. Педагогика как наука об образовании
К. М. Левитан
Юридическая педагогика
Учебник
Издательство НОРМА
Москва, 2007
УДК 340.115(075)
ББК 67.5я7-1
Л36
Сведения об авторе
Константин Михайлович Левитан— доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского, иностранных языков и культуры речи Уральской государственной юридической академии. Заслуженный работник высшей школы РФ, член Российской академии юридических наук. Автор более 150 научно-методических работ, в том числе «Личность педагога: становление и развитие», «Основы педагогической деонтологии», «Немецкий язык для студентов-юристов».
Рецензенты:
Горб В. Г.,доктор педагогических наук, заведующий кафедрой современных образовательных технологий Уральской академии государственной службы;
Зеер Э. Ф., доктор психологических наук, профессор Российского профессионально-педагогического университета, член-корреспондент Российской академии образования.
Левитан К. М.
Л36 Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. — М.: Норма, 2008. - 432 с.
ISBN 978-5-468-00150-9 (в пер.)
Книга является одним из первых учебников, в котором системно излагается курс «Педагогика высшей школы» для магистров, аспирантов и преподавателей юридических вузов с учетом специфики высшего юридического образования. Дается краткий очерк истории и современного состояния отечественного юридического образования; рассматриваются тенденции и проблемы развития юридического образования в России и за рубежом; анализируются его цели, содержание и методы; в приложении помещены тесты для самодиагностики и оценки личности преподавателя.
Для студентов системы дополнительного образования, магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов.
УДК 340.115(075)
ББК67.5я7-1
ISBN 978-5-468-00150-9
© Левитан К. М., 2008
© Перевалов В. Д., предисловие, 2008
© ООО «Издательство НОРМА», 2008
Содержание
В. Д. Перевалов. Предисловие........................................ 7
Глава 1. Педагогика как наука об образовании..... 11
§ 1. Основные понятия педагогики ............................. 11
§ 2. Система педагогических наук .............................. 19
§ 3. Компетентностный подход
в высшем профессиональном образовании ................ 23
§ 4. Задачи курса педагогики для юристов.................. 27
Вопросы для самоконтроля........................................... 36
Литература и нормативные акты ................................ 37
Глава 2. Цели и содержание образования............... 38
§ 1. Понятие педагогического идеала ......................... 38
§ 2. Цели образования ................................................... 42
§ 3. Технология постановки и достижения
образовательных целей ................................................. 53
§ 4. Развитие и автономия личности ........................... 59
§ 5. Основные модели педагогической деятельности 76
Вопросы для самоконтроля........................................... 93
Литература ..................................................................... 93
Глава 3. Из истории юридического образования.. 95
§ 1.Гуманистическая концепция образования
М. Пселла ....................................................................... 95
§ 2. Становление и развитие юридического образования
в императорской России ............................................. 100
§ 3. Особенности советской системы
юридического образования ........................................ 116
§ 4. Проблемы юридического образования
в постсоветский период .............................................. 119
Вопросы для самоконтроля ........................................ 129
Литература ................................................................... 130
Глава 4. Современное состояние и перспективы развития
юридического образования...................................... 131
§ 1.Цели и содержание юридического образования 131
§ 2. Требования к профессиональным качествам
личности юриста ......................................................... 136
§ 3. Современные тенденции развития
юридического образования ........................................ 147
§ 4. Сравнительно-педагогический анализ
профессиональной подготовки юристов
в России и за рубежом ................................................ 154
Вопросы для самоконтроля ........................................ 160
Литература ................................................................... 161
Глава 5. Дидактика юридического образования. 163
§ 1. Основные понятия дидактики высшей школы.. 163
§ 2. Реализация дидактических принципов
в юридическом образовании ...................................... 171
§ 3. Формы и методы обучения ................................. 186
§ 4. Классификация методов обучения ..................... 234
§ 5. Современные образовательные технологии ..... 238
Вопросы для самоконтроля ........................................ 258
Литература ................................................................... 259
Глава 6. Воспитание в юридическом вузе............ 260
§ 1.Цели, принципы, содержание и методы воспитания ....260
§ 2. Деонтологическая подготовка юристов ............ 287
§ 3. Управление конфликтами ................................... 303
§ 4. Профилактика и коррекция девиантного поведения ....319
Вопросы для самоконтроля ........................................ 338
Литература ................................................................... 339
Глава 7. Профессионально-педагогическая компетентность
преподавателя............................................................. 340
§ 1.Структура и содержание профессионально-
педагогической компетентности преподавателя .............. 340
§ 2. Профессионально значимые качества личности
преподавателя .............................................................. 352
§ 3. Коммуникативная компетентность преподавателя ....360
§ 4. Самосовершенствование личности педагога.... 388
Вопросы для самоконтроля ........................................ 408
Литература ................................................................... 409
Приложения................................................................ 410
Приложение I.Методические рекомендации по анализу
и самоанализу педагогической деятельности
преподавателя ....................................................................... 410
Приложение II.Тесты для самодиагностики
и оценки личности преподавателя ............................ 423
Предисловие
Актуальность появления настоящего учебника обусловлена обострившимся в последние годы противоречием между резко возросшей общественной потребностью в достаточно большом количестве компетентных юристов, качество профессиональной подготовки которых должно соответствовать современным международным и внутригосударственным образовательным стандартам, и не удовлетворяющим этим критериям уровнем личностно-профессионального развития выпускников многих юридических вузов и факультетов. Очевидно, что повышение качества и эффективности юридического образования невозможно без высококлассных преподавателей-профессионалов. Преподаватели юридических вузов и факультетов, как правило, не имеют профессионального педагогического образования, а являются специалистами разных предметных областей, не ориентированных на деятельность в сфере образования. Нельзя забывать и о важной роли фонда актуальных педагогических знаний, умений и навыков юристов в их практической деятельности.
Эту актуальность усиливает почти полное отсутствие в стране учебников по педагогике юридического образования за исключением ведомственной педагогической литературы инструктивного характера для юридических вузов МВД России. Педагогика высшей школы, сложившаяся как самостоятельная дисциплина в системе повышения квалификации преподавателей вузов в 1980-е гг., предлагает научно обоснованный путь освоения новой для юристов профессионально-педагогической деятельности вместо копирования не всегда лучших педагогических образцов, трудных проб, ошибок и находок.
Автор учебника доктор педагогических наук, профессор К. М. Левитан почти 30 лет преподает в одном из передовых юридических вузов страны — Уральской государственной юридической академии, отметившей в 2006 г. свой 75-летний юбилей. За эти годы в УрГЮА сформировались солидные научно-педагогические школы по многим отраслям права, накоплен богатый опыт профессионального образования высококвали-
фицированных юристов, проведены десятки научно-практических конференций различного уровня в поисках оптимальной модели юридического образования. Обобщение передового педагогического опыта в сфере юридического образования, анализ достижений современной педагогической науки, экспериментально-поисковая работа побудили автора разработать курс педагогики высшей школы, который он читает в магистратуре и институте повышения квалификации. Материалы этого курса легли в основу данного учебника.
Структура книги обусловлена авторским пониманием предмета юридической педагогики как исследования и проектирования учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе и управления данным процессом. Исходя из этого в первых главах книги определяются основные понятия педагогики высшей школы как науки о высшем профессиональном образовании, месте педагогики в системе педагогических наук, раскрывается сущность компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Цель настоящей работы — содействие повышению качества и эффективности юридического образования на основе исследования и проектирования учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе и управления этим процессом. Также формулируются главные задачи курса в свете прогрессивных идей и концепций гуманистической педагогики, среди них:
содействие развитию педагогического мышления (усвоение идеи уникальности каждого человека; отношение к личности как высшей ценности; формирование представлений об активном, творческом характере человеческой личности; признание межличностных отношений в качестве главной движущей силы развития и источника психических новообразований личности, установление партнерских отношений между преподавателем и студентами; принятие идеи единства органической и духовной жизни человека с утверждением примата духовного начала, его ведущей роли в развитии личности специалиста);
ознакомление с современными трактовками предмета педагогики высшей школы и предмета юридической педагогики, изложение основных проблем и тенденций развития юридического образования в стране и за рубежом;
ознакомление с историей и современным состоянием юридического образования в России (основными подходами к определению целей высшего образования, в том числе юридиче-
ского, методами обучения и воспитания студентов-юристов, способами педагогического контроля);
формирование установки на непрерывное образование в течение всей жизни и саморазвитие личности;
способствование усвоению норм педагогической этики в соответствии со спецификой профессиональной деятельности преподавателя юридического вуза.
Центральное место по своему значению занимают главы, посвященные дидактике юридического образования и воспитанию студентов-юристов, поскольку юридическое образование правомерно рассматривается автором как единый, неразрывный процесс обучения, воспитания и развития личности специалиста в юридическом вузе. Значительный интерес представляет освещение автором учебника способов реализации дидактических принципов в юридическом образовании, описание методов и форм обучения и современных образовательных технологий (личностно-ориентированного, модульно-рейтингового, проблемного, игрового, компьютерного обучения).
Научная новизна есть и в главе о воспитании в юридическом вузе. Здесь применительно к специфике юридической деятельности раскрываются цели, принципы, содержание и методы воспитания студентов-юристов, сущность и содержание деонтологической подготовки юристов, основы формирования конфликтной компетентности, причины и сущность девиантного поведения, способы его профилактики и коррекции. Изучение этих вопросов должно способствовать становлению компетентного юриста не только как узкого специалиста, оснащенного определенными знаниями, умениями и навыками, но и как высококультурного человека, обладающего социально ценными компетенциями и качествами личности с гуманистической направленностью.
Заключительная глава учебника посвящена личности основного субъекта организации образовательного процесса в юридическом вузе — преподавателя. В ней подробно анализируются структура и содержание профессионально-педагогической компетентности преподавателя, профессионально значимые качества его личности, коммуникативная компетентность, организация, содержание и методы самосовершенствования личности педагога. Приложения содержат практико-ориентированные методические рекомендации по анализу и самоанализу пе-
дагогической деятельности преподавателя, а также тесты для самодиагностики и оценки его личности.
Надеюсь, что предлагаемый учебник будет способствовать профессионализации личности преподавателя юридического вуза, развитию его профессионально-педагогической компетентности, т. е. готовности и способности осуществлять образовательную деятельность в соответствии с педагогическими закономерностями юридического образования, ориентацией на гуманистические и демократические ценности, а также четко осознаваемой ответственностью за качественное исполнение своего профессионального долга и призвания.
В. Д. Перевалов,
ректор Уральской государственной
юридической академии,
заслуженный юрист РФ,
доктор юридических наук, профессор
Глава 1. Педагогика как наука об образовании
Основные понятия педагогики
Все люди так или иначе являются воспитателями. Кто-то, получив специальное педагогическое образование, занимается воспитанием и обучением детей и взрослых профессионально, остальные — неосознанно или сознательно, ориентируясь на свой жизненный опыт и индивидуальные представления о должном поведении человека. Рождаясь чисто биологическим существом, индивид в процессе социализации,т. е. усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, приобретает социально значимые качества, становится личностью. Такое усвоение принятых в обществе норм поведения происходит путем подражания, идентификации с каким-то образцом в результате перенимания социального поведения тех, кто служит примером.
Естественно, преступные взгляды и способы поведения также могут формироваться на основе подражания успешным примерам и ситуациям в ходе социального взаимодействия. Отсюда вытекают необходимость и важность педагогических знаний для всех образованных людей, в первую очередь для тех, кто наряду с педагогическими работниками занят непосредственно в производственных системах «человек—человек», например, для юристов, социальных работников, руководителей всех рангов, актеров, врачей, работников сферы обслуживания и т. п.
Жизнедеятельность любого человека имеет педагогический аспект, так как неизбежно включает в себя взаимоотношения с детьми, родителями, супругой или супругом, товарищами, коллегами, руководителями, подчиненными и т. д., т. е. те сферы, где требуется оказание воздействия на людей с целью значительного изменения или частичной коррекции их поведения. Эффективность такого воздействия напрямую зависит от уровня педагогической грамотности того, кто выступает в роли воспитателя. А педагогическая грамотность предполагает изучение педагогики.