Афазия. ПРичины, механизмы, классификация нарушения, Характеристика основных форм

Афазия — это системное нарушение речи, состоящее в полной потере или частичной потере речи и обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опу­холи, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тром­боэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и че­репно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у под­ростков и лиц молодого возраста. П. Брока . Вернике ЛибманнА. Р. Лурия С. Выготский.

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическаяи акустико-мнестическая афазии,возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семанти­ческая афазия и афферентная моторная афазия,возникаю­щие при поражении нижних теменных отделов коры голов­ного мозга, эфферентная моторная афазияи динамическая афазия,возникающие при поражении премоторных и задне-лобных отделов коры головного мозга (слева у правшей) Авторы: Лурия А.Р.. Л. С. Цветкова, В. М. Шкловский, Т. Г. Ви-зель, Е. Н. Правдина-Винарская, И. Т. Власенко

3.Вклад Р.Е. Левиной и её учеников в развитие отечественной логопедии.Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ей разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. Психолого-педагогическая направленность. Левина принадлежит к научной школе Л.С. Выготского. книга «Основы теории и практики логопедии». вклад был внесен Р.Е. Левиной в изучение и разработку теоретических основ профилактики, коррекции одного из сложнейших дефектов речи - заикания. Р.Е. Левина рассматривала заикание и его причины с учетом системного строения речевой деятельности и причинно-следственных связей, характерных для формирования каждой функции. При изучении заикания Р.Е. Левина считала необходимым изучать речевую деятельность в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее проявлениями, протекающими в сенсорной, интеллектуальной и аффективной сфере.

4. Вклад учёных Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина в развитие отечественной логопедии. В 1946/47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ имени В. И. Ленина было открыто первое в вузовской системе логопедическое отделение. Специальными предметами являлись непосредственно логопедические дисцип­лины: введение в логопедию, теория логопедии, история логопе­дии, спец. методики логопедической работы, логопедическая практика в разных учреждениях, а также клиника слухоречевых расстройств, физиология и патология звуков речи, фонетика. Вид­ное место отводилось специально-медицинским дисциплинам: ана­томии, физиологии и патологии ЦНС, общей патологии, отори­ноларингологии, основам психиатрии и физиологии в. н. д. В учебный план подготовки логопедов был включен также курс «Введение в дефектологию», т. е. основы сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики (Ф. A. Pay).Ф. A. Pay возглавлял работу кафедры сурдопедагогики и логопедии в МГПИ им. В.И.Ленина. Зав. кафедрой был из­бран проф. С. С. Ляпидевский. В учеб­ные планы были введены новые курсы лекций, семинары, практические занятия, дифференцированнаяпедагогическая практика.Образована учебно -воспитательная ла­боратория, налажена при кафедре систематическая работа меди­ко-педагогической консультации и мн. др.сталаприсваиваться квалификацияспециалиста: учитель-ло­гопед школьных, дошкольных и медицинских учреждений.С 1968/69 учебного года при дефектологическом факультете открываются годичные курсы дефектологов, на которых педаго­ги-практики могут получить вторую педагогическую специаль­ность по дефектологии. В самой системе обучения на дефектологическом факультете развивается звено научно-ис­следовательской работы студентов (научный руководитель сту­денческого научного общества факультета — проф. С. С. Ляпи­девский, с 1975 г. — доц. В. И. Селиверстов). Предметом научного изучения этих лет являются следующие конкретные вопросы логопедии:Клинические основы логопедии. Роль естественнонаучной основы в изучении речевых расстройств. Логопедия и смежные науки (С.С.Ляпидевский).История развития логопедии. Психолого-педагогические основы ее формирования (В.И.Селиверстов).Анатомо-физиологические механизмы речи и речевых рас­стройств (С.С. Ляпидевский, М.М. Сироткин, Л.В. Нейман, Б.М. Гриншпун).Классификация речевых расстройств, психолого-педа­гогические методы обследования детей с речевыми расстрой­ствами (О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гринш­пун, С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак).Нарушения звуковой стороны речи, дислалии, дизартрии (Л.В. Мелехова, О.В. Правдина, Р.И. Мартынова, О.А. Тока­рева, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, М.Ф. Фомичева и др).Расстройства голоса. Ринолалия (А.Г. Ипполитова, Е.С. Алмазова, О.В. Правдина, Т.Н. Воронцова и др.).Задержки речевого развития. Алалии, детские афазии (Л.В. Мелехова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, С.И. Маевс­кая, В.К. Воробьева, О.Н. Усанова, Б.М. Гриншпун, А.С. Завгородняя и др.).Нарушения темпа речи, заикание (С.С. Ляпидевский, Б.И. Шостак, В.И. Селиверстов, А.Г. Шембель, А.В. Крапухин и др.).Нарушения письменной речи, дисграфии (С. С. Ляпидевс­кий, О. А. Токарева и др.)Расстройства речи при нарушенном слухе (О.В. Правдина, Л.В. Нейман).Воспитание и обучение детей с расстройствами речи (В.И. Селиверстов, Б.М. Гриншпун и др.).Обучение русскому языку в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (Л. А. Кроткова, О. А. Токарева). С 1978 г. ка­федра логопедии была выделена в самостоятельноенаучно-учеб­ное подразделение (исполняющим обязанности заведующего ка­федры логопедии был назначен канд. пед. наук, доцент В. И. Се­ливерстов, 1978—1980 гг.)

5.Вклад учёных Санкт-петербургской школы в развитие отечественной логопедии.М. Е. Хватцев возрождал систему коррекционной помощи детям с нарушениями речи в Ленинграде. В 1949 году по его инициативе в Ленинграде были открыты первые логопедические пункты в общеобразовательных школах. М. Е. Хватцев разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения. учебник «Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ». Эта книга стала первым в России научно обоснованным учебником по логопедии и классической работой в области отечественной логопедии.

Орфинская

занялась изучением дисграфии у учащихся младших классов массовой школы. Ее исследовательская деятельность сосредоточилась в основном на проблеме алалии и афазии.

Волкова Л.С.её научно-практическая деятельность способствовала разработке и внедрению в практику нового научного направления по изучению и коррекции системных речевых расстройств у детей с нарушениями сенсорного, интеллектуального и двигательного развития. "Хрестоматии по логопедии. Шкловскийзащитил кандидатскую диссертацию по проблеме заикания. Лалаева

Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий. Волкова Г.АУченица профессора М. Е. ХватцеваЕю разработана новая дисциплина — логопа-топсихология, наука о психологическом развитии лиц с нарушениями речи

Наши рекомендации