Афазия. ПРичины, механизмы, классификация нарушения, Характеристика основных форм
Афазия — это системное нарушение речи, состоящее в полной потере или частичной потере речи и обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.
Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста. П. Брока . Вернике ЛибманнА. Р. Лурия С. Выготский.
А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическаяи акустико-мнестическая афазии,возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия,возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазияи динамическая афазия,возникающие при поражении премоторных и задне-лобных отделов коры головного мозга (слева у правшей) Авторы: Лурия А.Р.. Л. С. Цветкова, В. М. Шкловский, Т. Г. Ви-зель, Е. Н. Правдина-Винарская, И. Т. Власенко
3.Вклад Р.Е. Левиной и её учеников в развитие отечественной логопедии.Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ей разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. Психолого-педагогическая направленность. Левина принадлежит к научной школе Л.С. Выготского. книга «Основы теории и практики логопедии». вклад был внесен Р.Е. Левиной в изучение и разработку теоретических основ профилактики, коррекции одного из сложнейших дефектов речи - заикания. Р.Е. Левина рассматривала заикание и его причины с учетом системного строения речевой деятельности и причинно-следственных связей, характерных для формирования каждой функции. При изучении заикания Р.Е. Левина считала необходимым изучать речевую деятельность в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее проявлениями, протекающими в сенсорной, интеллектуальной и аффективной сфере.
4. Вклад учёных Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина в развитие отечественной логопедии. В 1946/47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ имени В. И. Ленина было открыто первое в вузовской системе логопедическое отделение. Специальными предметами являлись непосредственно логопедические дисциплины: введение в логопедию, теория логопедии, история логопедии, спец. методики логопедической работы, логопедическая практика в разных учреждениях, а также клиника слухоречевых расстройств, физиология и патология звуков речи, фонетика. Видное место отводилось специально-медицинским дисциплинам: анатомии, физиологии и патологии ЦНС, общей патологии, оториноларингологии, основам психиатрии и физиологии в. н. д. В учебный план подготовки логопедов был включен также курс «Введение в дефектологию», т. е. основы сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики (Ф. A. Pay).Ф. A. Pay возглавлял работу кафедры сурдопедагогики и логопедии в МГПИ им. В.И.Ленина. Зав. кафедрой был избран проф. С. С. Ляпидевский. В учебные планы были введены новые курсы лекций, семинары, практические занятия, дифференцированнаяпедагогическая практика.Образована учебно -воспитательная лаборатория, налажена при кафедре систематическая работа медико-педагогической консультации и мн. др.сталаприсваиваться квалификацияспециалиста: учитель-логопед школьных, дошкольных и медицинских учреждений.С 1968/69 учебного года при дефектологическом факультете открываются годичные курсы дефектологов, на которых педагоги-практики могут получить вторую педагогическую специальность по дефектологии. В самой системе обучения на дефектологическом факультете развивается звено научно-исследовательской работы студентов (научный руководитель студенческого научного общества факультета — проф. С. С. Ляпидевский, с 1975 г. — доц. В. И. Селиверстов). Предметом научного изучения этих лет являются следующие конкретные вопросы логопедии:Клинические основы логопедии. Роль естественнонаучной основы в изучении речевых расстройств. Логопедия и смежные науки (С.С.Ляпидевский).История развития логопедии. Психолого-педагогические основы ее формирования (В.И.Селиверстов).Анатомо-физиологические механизмы речи и речевых расстройств (С.С. Ляпидевский, М.М. Сироткин, Л.В. Нейман, Б.М. Гриншпун).Классификация речевых расстройств, психолого-педагогические методы обследования детей с речевыми расстройствами (О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак).Нарушения звуковой стороны речи, дислалии, дизартрии (Л.В. Мелехова, О.В. Правдина, Р.И. Мартынова, О.А. Токарева, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, М.Ф. Фомичева и др).Расстройства голоса. Ринолалия (А.Г. Ипполитова, Е.С. Алмазова, О.В. Правдина, Т.Н. Воронцова и др.).Задержки речевого развития. Алалии, детские афазии (Л.В. Мелехова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, В.К. Воробьева, О.Н. Усанова, Б.М. Гриншпун, А.С. Завгородняя и др.).Нарушения темпа речи, заикание (С.С. Ляпидевский, Б.И. Шостак, В.И. Селиверстов, А.Г. Шембель, А.В. Крапухин и др.).Нарушения письменной речи, дисграфии (С. С. Ляпидевский, О. А. Токарева и др.)Расстройства речи при нарушенном слухе (О.В. Правдина, Л.В. Нейман).Воспитание и обучение детей с расстройствами речи (В.И. Селиверстов, Б.М. Гриншпун и др.).Обучение русскому языку в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (Л. А. Кроткова, О. А. Токарева). С 1978 г. кафедра логопедии была выделена в самостоятельноенаучно-учебное подразделение (исполняющим обязанности заведующего кафедры логопедии был назначен канд. пед. наук, доцент В. И. Селиверстов, 1978—1980 гг.)
5.Вклад учёных Санкт-петербургской школы в развитие отечественной логопедии.М. Е. Хватцев возрождал систему коррекционной помощи детям с нарушениями речи в Ленинграде. В 1949 году по его инициативе в Ленинграде были открыты первые логопедические пункты в общеобразовательных школах. М. Е. Хватцев разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения. учебник «Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ». Эта книга стала первым в России научно обоснованным учебником по логопедии и классической работой в области отечественной логопедии.
Орфинская
занялась изучением дисграфии у учащихся младших классов массовой школы. Ее исследовательская деятельность сосредоточилась в основном на проблеме алалии и афазии.
Волкова Л.С.её научно-практическая деятельность способствовала разработке и внедрению в практику нового научного направления по изучению и коррекции системных речевых расстройств у детей с нарушениями сенсорного, интеллектуального и двигательного развития. "Хрестоматии по логопедии. Шкловскийзащитил кандидатскую диссертацию по проблеме заикания. Лалаева
Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий. Волкова Г.АУченица профессора М. Е. ХватцеваЕю разработана новая дисциплина — логопа-топсихология, наука о психологическом развитии лиц с нарушениями речи