Структура контрольной работы № 2
Методические указания включают 25 вариантов контрольной работы, каждый вариант состоит из трех заданий.
Все задания носят практический характер, предполагают самостоятельное изучение студентами литературы по теме и, затем, ответы на поставленные вопросы.
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
1) Приведите определение понятий «методология» и «методология педагогической науки». Раскройте содержание уровней методологии.
2) Разработайте урок (фрагмент урока) объяснительно-иллюстративного типа.
3) Обоснуйте объективную необходимость перехода к системе непрерывного образования. Раскройте содержание понятий «обучение длиною в жизнь» и «обучение шириною в жизнь».
Вариант 2.
1) В чем сущность принципа гуманизма? Докажите с помощью цитат и выдержек, что истоки гуманизма можно найти в трудах философов, психологов, педагогов.
2) Разработайте урок (фрагмент урока) проблемного типа.
3) Покажите на конкретных примерах, как осуществляется связь теории и практики в процессе постановки педагогических задач в профессиональной деятельности учителя.
Вариант 3.
1) Раскройте проблему определения объекта и предмета педагогики.
2) Разработайте урок (фрагмент урока) программированного типа.
3) Раскройте сущность метода case-stady. Выпишите категориальный аппарат метода. Рассмотрите возможности применения метода по вашему направлению подготовки.
Вариант 4.
1) Что такое «таксономия целей»? Охарактеризуйте какую-либо методику целеполагания в педагогической деятельности.
2) Разработайте урок в соответствии с концепцией развивающего обучения Л.В. Занкова.
3) Раскройте сущность технологии разноуровневого обучения, назовите варианты реализации. Рассмотрите возможности применения технологии по вашему направлению подготовки.
Вариант 5.
1) Приведите основные сущностные характеристики понятия «педагогическая система». Опишите структурные компоненты педагогической системы.
2) Разработайте урок по технологии развивающего обучения
В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
3) Каким образом можно разрешить противоречие между стандартизацией образования и такими принципами государственной политики в области образования, как приоритет свободного развития личности; обеспечение адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека? Обоснуйте свою точку зрения.
Вариант 6.
1) Современные модели обучения: сущность, классификация.
2) Разработайте интегрированный урок.
3) Каковы причины появления в педагогике понятия «проектирование»? Какие доводы можно привести «за» и «против» педагогического проектирования?
Вариант 7.
1) Проведите анализ исторически сложившихся модификаций форм обучения (Белл-ланкастерская, Батавиа-план, Мангеймская система, Дальтон-план, план Трампа).
2) Разработайте научный аппарат исследовательской задачи по педагогике.
3) Приведите примеры создания ситуаций успеха для учащихся из школьной практики (можете использовать материалы книг, фильмов и т.д.).
Вариант 8.
1) Раскройте назначение методологии практической педагогической деятельности.
2) Разработайте урок по технологии укрупнения дидактических единиц знания (П.М. Эрдниев).
3) Почему идея коллективного воспитания называется ведущей? Есть ли альтернатива коллективному воспитанию?
Вариант 9.
1) Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач.
2) Разработайте урок, реализующий теорию поэтапного формирования умственных действий.
3) Какие факторы побуждают человека к самовоспитанию? Как их использовать в процессе воспитательной работы?
Вариант 10.
1) Составьте структурно-логическую схему понятий «проект», «проектирование», «проектная деятельность» применительно к педагогическому контексту.
2) Разработайте сюжетно-ролевой урок.
3) Раскройте содержание авторских систем оценивания: Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин. Определите свою позицию по вопросу оценивания.
Вариант 11.
1) Дайте характеристику инновационным образовательным процессам.
2) На основании теоретических материалов постройте алгоритм поэтапного педагогического сопровождения проектной деятельности.
3) Рассмотрите различные способы оценки достижений учащихся: традиционная система, балльно-рейтинговая система, портфолио. Оцените их достоинства и недостатки.
Вариант 12.
1) Диагностическая функция в деятельности учителя.
2) Разработайте урок с использованием групповой формы обучения.
3) Опишите одну из современных концепций воспитания в России: название концепции, ее автор(ы); название документа, где она опубликована; цель воспитания данной концепции; основное содержание. Какие доводы можно привести «за» и «против» этой концепции?
Вариант 13.
1) Основные подходы к классификации педагогических технологий.
2) Разработайте музыкально-дидактическую игру.
3) Рассмотрите влияние учебных ситуаций, содержащих противоречия, на результаты обучения (можете использовать материалы книг, фильмов и т.д.).
Вариант 14.
1) Концепция компетентностного подхода в обучении (Э.Ф. Зеер,
А.В. Хуторской, А. Шелтон).
2) Составьте задания для учащихся с разным уровнем знаний и умений по предмету для работы над темой.
3) Какие критерии воспитанности вам известны? Можно ли достоверно выявить уровень воспитанности человека? Обоснуйте ваш ответ.
Вариант 15.
1) Охарактеризуйте средства воспитания. Раскройте факторы, влияющие на выбор средств воспитания.
2) Разработайте тематику проектов для самостоятельной работы учащихся по предмету.
3) Раскройте сущность технологии полного усвоения знаний. Рассмотрите возможности её реализации по вашему направлению подготовки.
Вариант 16.
1) Назовите и охарактеризуйте основные компоненты воспитательного процесса.
2) Разработайте предложения по активизации познавательной деятельности обучающихся.
3) Раскройте сущность технологии модульного обучения. Рассмотрите возможности применения технологии по вашему направлению подготовки.
Вариант 17.
1) Раскройте содержание понятий «проектирование», «конструирование», «моделирование».
2) Предложите свой вариант создания ситуации противоречия на уроке, направленной на: а) активизацию познавательной деятельности, б) развитие индивидуальности учащегося, в) развитие личности учащегося, г) целостное развитие.
3) Проведите сравнительный анализ гуманной и авторитарной педагогики.
Вариант 18.
1) Раскройте содержание понятий «мониторинг», «диагностика», «контроль» и «проверка» в образовании. Покажите их соотношение.
2) Предложите способы педагогического просвещения родителей в образовательных организациях и организациях по месту жительства.
3) Проведите сравнительный анализ различных способов познания действительности: обыденного (стихийно-эмпирического), художественно-образного и научного. Покажите, как проявляются особенности каждого способа в отражении педагогической действительности.
Вариант 19.
1) Назовите уровни формирования содержания образования в логической последовательности и дайте их краткую характеристику.
2) Разработайте нестандартный урок.
3) Как представлен образ ребенка в разные исторические эпохи в художественных произведениях, живописи, музыке? Дайте оценку этим образам с позиций современных психолого-педагогических знаний.
Вариант 20.
1) Раскройте содержание понятия «педагогический процесс». Дайте характеристику основных компонентов педагогического процесса.
2) Составьте домашние задания по одной теме на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
3) Проведите сравнительный анализ традиционного и личностно – ориентированного обучения (концепции И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, А.В. Хуторского).
Вариант 21.
1) Раскройте содержание понятия «метод обучения». Дайте характеристику классификаций методов обучения.
2) Составьте беседу в разных вариантах: репродуктивную, эвристическую, контролирующую.
3) Проведите сравнительный анализ моделей воспитания: антропоцентрической, гуманистической и модели свободного воспитания.
Вариант 22.
1) Раскройте содержание понятия «метод воспитания». Дайте характеристику классификаций методов воспитания.
2) Разработайте урок-экскурсию.
3) Используя литературу, выпишите пословицы и поговорки, в которых заключен педагогический смысл и соотнесите их с общеизвестными педагогическими принципами.
Вариант 23.
1) Раскройте содержание понятия «педагогические принципы», приведите пример классификации общепедагогических принципов.
2) Составьте опорный конспект по теме урока.
3) Как содержательно проявляются методы воспитания в реализации идей сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях педагога и обучающихся?
Вариант 24.
1) Раскройте содержание понятий «педагогическая ситуация», «педагогическая задача». Типы и виды педагогических задач.
2) Разработайте урок с использованием групповой формы обучения.
3) Проведите сравнительный анализ технологий личностно-ориентированного обучения:
Технологии | Основные цели | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
Модульная | |||
Проектная | |||
Развития критического мышления | |||
Информационные |
Вариант 25.
1) Интерактивные методы обучения в теории и практике образования.
2) Сформулируйте правила применения методов наказания и поощрения.
3) Приведите примеры дидактических принципов в концепциях различных авторов (например, Н.А. Сорокина, И.Ф. Харламова,
Ю.К. Бабанского, И.П. Подласого, В.В. Давыдова). Определитесь, какая концепция вам ближе и почему?
Вопросы для подготовки к экзамену
Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли
1) История возникновения и становления профессии педагога. Педагогический труд как специфическое общественное явление.
2) История образования и педагогической мысли как научная область знаний.
3) Общая характеристика педагогической профессии.
4) Образование, воспитание, обучение как категории педагогики и как основные функции педагогической деятельности.
5) Требования ФГОС к личности и профессиональной компетентности педагога.
6) Сущность и особенности педагогической деятельности, ее гуманистическая природа, социальная роль и образовательные функции.
7) Структура и содержание педагогической деятельности.
8) Цели, мотивы и функции педагогической деятельности.
9) Педагог как субъект педагогической деятельности.
10) Ученик как объект и субъект педагогической деятельности.
11) Профессионально значимые личностные качества педагога.
12) Профессиональная компетентность педагога. Показатели и уровни педагогического мастерства.
13) Специфика современных условий труда и деятельности педагога. Перспективы развития педагогической профессии.
14) Стили педагогической деятельности. Индивидуальный стиль деятельности педагога.
15) Общая и профессиональная культура педагога.
16) Профессиональные деструкции и пути их преодоления.
17) Содержание профессиональной подготовки педагога.
18) Система педагогического образования РФ.
19) Современные этические нормы профессионального поведения педагога.
20) Ведущие тенденции развития современного профессионального педагогического образования.
21) Ценностные характеристики и структура педагогической культуры.
22) Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
23) Зарождение и становление христианской культурно-педагогической традиции.
24) Обучение и воспитание в древних цивилизациях.
25) Основные подходы к изучению историко-педагогических явлений.
26) Воспитание и обучение в античном мире.
27) Этапы развития педагогики.
28) Подходы к решению проблемы происхождения воспитания: биогенетический, психогенетический, социогенетический.
29) Образование и воспитание в Западной Европе в средние века.
30) Образование и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения.
31) Вопросы воспитания и обучения периода Реформации и Контрреформации.
32) Педагогическая мысль Западной Европы эпохи Просвещения.
33) Общая характеристика профессионального образования за рубежом в Новое время.
34) Развитие отечественной педагогики в советский и постсоветский периоды.
35) Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца XVI века.
36) Зарубежная педагогика конца XIX – началаXX вв.
37) Ведущие направления воспитания и обучения в России XVII века.
38) Образование и педагогическая мысль в России XVIII – первой половины XIX вв.
39) Система образования в России второй половины XIX – начала XX вв.
40) Образовательные парадигмы XX века.
Модуль 2. Теоретическая педагогика. Практическая педагогика
1) Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке.
2) Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение.
3) Методы педагогического исследования.
4) Педагогическое взаимодействие как вид деятельности: мотивы, цели, средства, результаты. Роль эмоций в педагогическом взаимодействии.
5) Предмет и функции дидактики. Становление и развитие дидактики.
6) Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение. Их определение, цели, результаты, критерии эффективности, особенности деятельности субъектов.
7) Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Теория опережающего обучения Л.С. Выготского. Понятие о зонах актуального и ближайшего развития.
8) Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Современные концепции содержания образования.
9) Федеральный государственный образовательный стандарт.
10) Сущность и движущие силы образовательного процесса.
11) Законы и закономерности процесса обучения.
12) Современные модели организации обучения: личностно ориентированные педагогические технологии, учение без принуждения, кибернетический подход.
13) Дидактические концепции: дидактический энциклопедизм, дидактический формализм, дидактический утилитаризм, функциональный материализм и другие.
14) Педагогическое целеполагание.
15) Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.
16) Понятие технологии воспитательной работы. Проектирование технологий воспитательной работы.
17) Диагностика и мониторинг процесса воспитания в образовательном учреждении. Цель и предмет мониторинга.
18) Общепедагогические принципы: природосообразности, культуросообразности, гуманизации, демократизации, целостности педагогического процесса.
19) Методы, приемы и средства воспитания. Назначение и функции методов воспитания. Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания. Классификации методов воспитания.
20) Дидактические принципы: наглядность, систематичность и последовательность, активность и самостоятельность в обучении, доступность, взаимосвязь теории и практики.
21) Методы обучения. Классификации методов обучения.
22) Критерии и этапы выбора методов обучения.
23) Методы самостоятельного приобретения знаний.
24) Педагогические средства. Их функции и варианты классификаций.
25) Организационные формы обучения. Классификации организационных форм обучения. Формы организации учебных занятий общие, внутренние и внешние.
26) Классно-урочная система: история, цели, условия эффективности, преимущества и ограничения.
27) Проектирование урока. Традиционная структура урока. Структура современного урока. Понятие о дидактической, логико-психологической, мотивационной, методической структурах урока.
28) Организационные формы лекционно-семинарской системы. Достоинства и недостатки лекции, семинара. Типология лекции.
29) Инновационные образовательные процессы. Основные направления инноваций. Классификации нововведений.
30) Авторские школы. Многообразие современных образовательных учреждений.
31) Понятие "педагогическая задача". Типы и виды педагогических задач. Классификация педагогических задач. Педагогическая задача и педагогическая ситуация.
32) Характерные черты технологичного учебного процесса.
33) Технология проблемно-модульного обучения.
34) Игровые технологии.
35) Проблемное обучение.
36) Технологии решения педагогических задач.
37) Цели и результат воспитания. Критерии воспитанности.
38) Сущность, классификация и направления педагогических инноваций.
39) Базовые теории воспитания и развития личности.
40) Характеристика содержания основных направлений воспитательной работы.