Формирование темповой организации высказывания
Логопедическая работа по развитию у дошкольников с ЗПР способности использовать в речи различные темповые характеристики осуществляется в три этапа:
1. Развитие общих представлений о темпе речи.
2. Развитие восприятия различного темпа речи. Выделение данного этапа обусловлено прежде всего тем, что достаточный уровень развития речевого слуха и, в частности, таких его компонентов, как восприятие и дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи.
3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи:
а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряженно с логопедом;
б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно, вслед за логопедом;
в) самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы.
В тех случаях, когда у дошкольников с ЗПР в их собственной речи наблюдаются отклонения от нормального темпа речи, используются специальные упражнения, направленные на его нормализацию. Упражнения проводятся систематически, основной прием работы — подражание темпу речи логопеда. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений:
• повторение за логопедом фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за логопедом);
• самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) — ударами рукой по столу, отхлопывани-ем, ударами мяча и т. д.;
• ответы на вопросы логопеда — сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух — медленно и ритмично;
• медленное проговаривание сложных скороговорок (трудности проговаривания обеспечивают замедление темпа);
• проговаривание фраз под медленную музыку, под маршировку и т. д.;
• различные речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов;
• использование инсценировок (применение кукол-персонажей также позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с фигурками);
• рассказы по картине, чтение стихотворении в медленном темпе (сопряженно и отраженно с логопедом, самостоятельно; под удары метронома и без них).
Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.
Устранение замедленного темпа речи предусматривает использование следующих упражнений:
• повторение за логопедом фраз в быстром темпе (сопряженно и вслед за логопедом);
• самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары метронома;
• проговаривание фраз под быструю музыку;
• заканчивание фразы, начатой логопедом, в быстром темпе;
• заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок;
• использование различных игр, инсценировок, требующих быстрого произнесения слов.
Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают определенное воздействие на нормализацию темпа речи.
Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются:
1. Формирование у дошкольников с ЗПР некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).
2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи.
3. Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи.
Для решения этих задач предусматривается ис пользование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания:
• определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;
• определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);
• привести примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.);
• привести примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т. д.);
• определить подходящий для высказывания темп речи;
• заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе;
• произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);
• разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;
• моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи — например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т. д.
Приведем в качестве примера несколько игро вых упражнений и заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и воспроизведения темпа речи.
“Угадай, как надо делать”. Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе:
“Мелет мельница зерно”. Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: “Мы с Антошкой едем по дорожке”, “Ветерок играет с листочками” и т. д.
“Дождик”. Логопед читает стихотворение:
Капля раз, капля два, Капля медленно сперва:
Кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять:
Кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап.
Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.
“Дятел”. Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе:
Дятел дерево долбит, На весь лес он стучит.
Детям предлагается произносить слова “тук-тук, тук-тук” в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда.