Закон об образовании 1992г. Изменен 1996г
1. Органы управления (Министерство образования и науки, департамент образования, районное отделение образования, директор)
2. ФГОСы и программы
3. Образовательные учреждения
Принципы гос.политики в области образования.
1)Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. 2)Единство федерального культурного и образовательного пространства. 3)Общедоступность образования. 4) Светский характер образования 5)Свобода и плюаризм в образовании
Вопрос 6 Образовательная политика в России.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Основные направления модернизации образования:
Школа должна воспитывать, Работа с одаренными детьми,
восстановление социального и профессионального престижа и статуса педагога,
сохранение и развитие отечественной системы педагогического образования,
формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
Вопрос 7 Становление педагогики как науки и основные этапы ее развития
Педагогика – Совокупность теоретических и прикладных наук изучающих воспитание человека.
Педагогика появилась вместе с зарождением человечества.
Объект педагогики – реальный педагогический процесс
Предмет – часть объекта изучения
Основные категории педагогики:
Воспитание – целенаправленное воздействия на качества личности для их совершенствования.
Обучение – взаимодействие преподавателей и ученика, направленное на овладение системы научных знаний.
Развитие – совокупность изменений характеризующих переход качеств личности, без контроля воспитания.
Образование – процесс и результат овладения системой научных знаний, умений, навыков.
Связь с другими науками:
Философия, социология, биология, психология, этика,
Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.
I. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений.
II. Этап формирования педагогики как науки. В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592-1670). Впоследствии основное внимание уделялось разработке теорий элементарного и воспитывающего обучения (И. Гербарт), реализации дидактики развивающего обучения (Ф. Дистерверг), экспериментальной педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи).
III. Этап развития педагогики в XX в. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев.
Вопрос 8 Характеристика основных категорий педагогики: развитие, образование, воспитание, обучение, социализация, педагогическое взаимодействие, педагогическая система.
Основные категории:
Воспитание – целенаправленное воздействия на качества личности для их совершенствования.
Обучение – взаимодействие преподавателей и ученика, направленное на овладение системы научных знаний.
Развитие – совокупность изменений характеризующих переход качеств личности, без контроля воспитания.
Образование – процесс и результат овладения системой научных знаний, умений, навыков.
Социализация -процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Педагогическое взаимодействие – это взаимодействие учителя и ученика. чтобы передать определенный ЗУН. или же с целью обучения, воспитания
Пед.система – система в рамках которой осуществляется воспитание, обучение, образование и развитие человека.
В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.
Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».
Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».
В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».
Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.
Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.
Вопрос 9 Образование как целенаправленный процесс и результат
Образование как процесс — это освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.
Образование как результат — характеристика достигнутого уровня образованности.
Образование как процесс реализуется в образовательной системе, совокупности преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Вопрос 10 Сущность, структура и основные компоненты педагогического процесса
Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.
Структурапедагогического процесса включает в себя:
1. Цель – выявление итогового результата.
2. Принципы – это основные направления в достижении цели.
3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.
4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.
5. Средства – способы «работы» с содержанием.
6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.
Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.
Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.
Содержательный компонент выражает значение каждой общей цели и каждой определенной задачи.
Деятельностный компонент – это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.
Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.
Вопрос 11 Закономерности и принципы педагогического процесса
Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.