Закон об образовании 1992г. Изменен 1996г

1. Органы управления (Министерство образования и науки, департамент образования, районное отделение образования, директор)

2. ФГОСы и программы

3. Образовательные учреждения

Принципы гос.политики в области образования.

1)Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. 2)Единство федерального культурного и образовательного пространства. 3)Общедоступность образования. 4) Светский характер образования 5)Свобода и плюаризм в образовании

Вопрос 6 Образовательная политика в России.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Основные направления модернизации образования:

Школа должна воспитывать, Работа с одаренными детьми,

восстановление социального и профессионального престижа и статуса педагога,

сохранение и развитие отечественной системы педагогического образования,

формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

Вопрос 7 Становление педагогики как науки и основные этапы ее развития

Педагогика – Совокупность теоретических и прикладных наук изучающих воспитание человека.

Педагогика появилась вместе с зарождением человечества.

Объект педагогики – реальный педагогический процесс

Предмет – часть объекта изучения

Основные категории педагогики:

Воспитание – целенаправленное воздействия на качества личности для их совершенствования.

Обучение – взаимодействие преподавателей и ученика, направленное на овладение системы научных знаний.

Развитие – совокупность изменений характеризующих переход качеств личности, без контроля воспитания.

Образование – процесс и результат овладения системой научных знаний, умений, навыков.

Связь с другими науками:

Философия, социология, биология, психология, этика,

Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.

I. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений.

II. Этап формирования педагогики как науки. В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592-1670). Впоследствии основное внимание уделялось разработке теорий элементарного и воспитывающего обучения (И. Гербарт), реализации дидактики развивающего обучения (Ф. Дистерверг), экспериментальной педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи).

III. Этап развития педагогики в XX в. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев.

Вопрос 8 Характеристика основных категорий педагогики: развитие, образование, воспитание, обучение, социализация, педагогическое взаимодействие, педагогическая система.

Основные категории:

Воспитание – целенаправленное воздействия на качества личности для их совершенствования.

Обучение – взаимодействие преподавателей и ученика, направленное на овладение системы научных знаний.

Развитие – совокупность изменений характеризующих переход качеств личности, без контроля воспитания.

Образование – процесс и результат овладения системой научных знаний, умений, навыков.

Социализация -процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Педагогическое взаимодействие – это взаимодействие учителя и ученика. чтобы передать определенный ЗУН. или же с целью обучения, воспитания

Пед.система – система в рамках которой осуществляется воспитание, обучение, образование и развитие человека.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Вопрос 9 Образование как целенаправленный процесс и результат

Образование как процесс — это освоение человеком в условиях образова­тельного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, цен­ностных ориентации и отношений.

Образование как результат — характеристика достигнутого уровня обра­зованности.

Образование как процесс реализуется в образовательной системе, сово­купности преемственных образовательных программ и государственных об­разовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреж­дений, органов управления образованием.

Вопрос 10 Сущность, структура и основные компоненты педагогического процесса

Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.

Структурапедагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5. Средства – способы «работы» с содержанием.

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.

Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.

Содержательный компонент выражает значение каждой общей цели и каждой определенной задачи.

Деятельностный компонент – это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.

Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.

Вопрос 11 Закономерности и принципы педагогического процесса

Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.

Наши рекомендации