Методические основы воспитания ученического коллектива

Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух условиях: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во вторых, необходимо орга­низовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она спла­чивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Отсюда следуют два существенных вывода:

- в качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива вы­ступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, обществен­ная и культурно-массовая деятельность учащихся;

- в процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.

Педагогическую основу этой методики составляют:

-умелое предъявление требований к учащимся;

- организация ученического самоуправления и воспитание актива;

- организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художест­венно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности;

- формирование здорового общественного мнения;

- создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

54. Содержание и методика нравственного воспитания, критерии нрав­ственной воспитанности личности.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование.

Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих ! норм и правил и необходимости их соблюдения. Для этого в этике (от лат. ethica - обычай, характер) - философской науке о морали — существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. На­рушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с мо­ральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой об­щественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблю­дение нравственных норм и правил приобретает характер привычных спосо­бов поведения и деятельности. Это имеет большое значение для воспитания.

Воспитательная работы по нравственному формированию учащихся должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

- отношения к идеологии и политике нашего государства: понимание хо­да и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных цен­ностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

- отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелатель­ность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

- отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; со­блюдение дисциплины труда;

- отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: за­бота о сохранении и умножении общественной и личной собственности; бе­режливость; охрана природы;

- отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуман­ность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;

-отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общении и личной жизни; нетерпи­мость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиаль­ность.

Каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения.

Какого человека можно считать нравственным, нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, пра­вила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убежде­ния, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках есть силь-

Нейшие стимулы ее нравственного развития исамосовершенствования.

55.Значение и сущность патриотизма и культуры межнациональных от­ношений как идейно-нравственных качеств личности и методика их формирования.

Весьма существенной частью морального воспитания является формиро­вание у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии чело­века. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отноше­ния к родине, другим нациям и народам.

Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль пат­риотизма в развитии и формировании личности. Белорусский просветитель Ф.Скорина считал, что чувство патриотизма роднит человека со своей зем­лей, укрепляет его любовь к ней, порождает стремление к ее защите.

А.Н.Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, му­жества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины.

Русский критик-демократ В.Г.Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общественного сообщества.

К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.

Впервые слово патриот стало употребляться в период французской рево­люции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное де­ло.

Философское истолкование: "Патриотизм (от греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины". В лексиче­ском же значении слово "патриотизм" обозначает "любовь к родине, предан­ность своему отечеству, своему народу".

Патриотизм можно определить как нравственное качество человека, кото­рое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее вели­чия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

Культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в со­блюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопусти­мости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и тради­циям других народов.

Содержание патриотизма и культуры межнациональных отношении. Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где чело­век родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому про­шлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отношении следует отнести, уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других го­сударств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.

Для осуществления воспитательной работы по формированию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса.

Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношении представ­ляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные ви­ды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с разви­тием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирова­ния их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межна­циональных отношений можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно- мотивационный, интеллектуально-чувственный, поведенче­ский и волевой.

56.Трудовое воспитание, трудовое обучение и профориентация учащих­ся.

Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою спе­цифику.

Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разно­образной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросо­вестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое обучение выступает как специально организованный педагогиче­ский процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и на­выков.

Профессиональная ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что по­нятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудо­вым обучением и профориентацией. Последние выступают как его составные части. Но, выполняя свои специфические функции, все эти три процесса взаимосвязаны и при успешном их осуществлении способствуют формиро­ванию у школьников трудолюбия.

Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и про­фессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-могивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необ­ходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, ко­торые встречаются в процессе трудовой деятельности.

57. Эстетическое воспитание, его задачи, содержание и пути осуществле­ния.

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстети­ка, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чув­ство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного.

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообраз­ной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусств ва, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства - литературе, музыке, изобразитель­ному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания являет­ся его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические по­требности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действитель­ности.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает форми­рование художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного.

Важным содержательным компонентом эстетического воспитания являет­ся приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей в музыке, изобразительном искусстве и литера­туре.

Эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысле­ние гражданской основы искусства и способствовать формированию у уча­щихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.

Пути осуществления: формирование у школьников художественно-эсте­тических потребностей; воспитание у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов; приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного

Развитие их способностей области литературы музыки и изобразительного формирование эстетики поведения.

Наши рекомендации