Методические основы воспитания ученического коллектива
Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух условиях: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Отсюда следуют два существенных вывода:
- в качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся;
- в процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.
Педагогическую основу этой методики составляют:
-умелое предъявление требований к учащимся;
- организация ученического самоуправления и воспитание актива;
- организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности;
- формирование здорового общественного мнения;
- создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
54. Содержание и методика нравственного воспитания, критерии нравственной воспитанности личности.
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование.
Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих ! норм и правил и необходимости их соблюдения. Для этого в этике (от лат. ethica - обычай, характер) - философской науке о морали — существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие.
Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это имеет большое значение для воспитания.
Воспитательная работы по нравственному формированию учащихся должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:
- отношения к идеологии и политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
- отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
- отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
- отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественной и личной собственности; бережливость; охрана природы;
- отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;
-отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общении и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность.
Каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения.
Какого человека можно считать нравственным, нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их.
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках есть силь-
Нейшие стимулы ее нравственного развития исамосовершенствования.
55.Значение и сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений как идейно-нравственных качеств личности и методика их формирования.
Весьма существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам.
Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности. Белорусский просветитель Ф.Скорина считал, что чувство патриотизма роднит человека со своей землей, укрепляет его любовь к ней, порождает стремление к ее защите.
А.Н.Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины.
Русский критик-демократ В.Г.Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общественного сообщества.
К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.
Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело.
Философское истолкование: "Патриотизм (от греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины". В лексическом же значении слово "патриотизм" обозначает "любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу".
Патриотизм можно определить как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
Содержание патриотизма и культуры межнациональных отношении. Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
К содержанию культуры межнациональных отношении следует отнести, уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.
Для осуществления воспитательной работы по формированию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса.
Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношении представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.
Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно- мотивационный, интеллектуально-чувственный, поведенческий и волевой.
56.Трудовое воспитание, трудовое обучение и профориентация учащихся.
Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику.
Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.
Трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.
Профессиональная ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профориентацией. Последние выступают как его составные части. Но, выполняя свои специфические функции, все эти три процесса взаимосвязаны и при успешном их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия.
Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-могивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.
57. Эстетическое воспитание, его задачи, содержание и пути осуществления.
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного.
Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусств ва, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства - литературе, музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей в музыке, изобразительном искусстве и литературе.
Эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
Пути осуществления: формирование у школьников художественно-эстетических потребностей; воспитание у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов; приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного
Развитие их способностей области литературы музыки и изобразительного формирование эстетики поведения.