Задание 1. Кейс «Педагогические условия индивидуализации»
Работа по кейсу выполняется в 3 такта:
1) Работа в парах. Задача каждой пары прочитать текст, описывающий интервью с педагогом, выделяя информацию:
Ц – информация о целевых установках практики.
П – информация о подходе или базовых принципах практики.
Д – информация о способе профессионального действия в данной практике.
Р – информация о результатах практики.
2) Работа в 4 тематических подгруппах на выделение характеристики образовательной практики
1 подгруппа. О целях и ценностях парадигмы образования | |
Концепция стандартизации: | Концепция компетентностного подхода или индивидуализации образования |
…. | …. |
2 подгруппа. О подходе | |
Индивидуальный подход | Реализация принципа индивидуализации |
3 подгруппа. О сути профессионального действия | |
Педагогическое действие: формирование или передача ЗУН | Тьюторское действие: посредничество … |
4 подгруппа. О результатах | |
Освоение ЗУН | Прирост способности и готовностиприменять образовательные средства и ресурсы для решения жизненно важных задач. |
3) Выступление подгрупп и выделение признаков, свидетельствующих о педагогических условиях индивидуализации в образовательно учреждении. Составляется обобщённый список признаков.
Текст интервью: Тьюторство в начальной школе[3].
— Ольга Андреевна, как вы для себя различаете где вы действуете в позиции классного руководител, а где - тьютора?
— Сегодня тьюторским действием я могу назвать индивидуальную работу с Анфисой. Мы завершали в классе тему и дети получили задания для самостоятельной работы, а мы с Анфисой разбирали эту тему практически заново у доски. Она много пропустила и у нее выпал большой кусок материала. Как учитель, я бы сама объяснила ей, или попросила, чтобы ей рассказал другой ребенок, который хорошо усвоил тему. Как тьютор я больше работала с ее пониманием, давая задания, вставляла свои объяснения только там, где она явно испытывала затруднения и просила помощи. Она проговаривала свои действия, помогала себе словом, сама обнаруживала те места, где ей было особенно трудно.
— Это ситуация одного дня, один случай? Вы только сегодня так действовали с Анфисой?
— Анфисину проблему я обнаружила примерно в октябре второго класса. Девочка начала закрываться, меньше проявлять активность, включаться в работу, появились трудности взаимоотношений с одноклассниками. Я часто создаю возможность пообщаться с Анфисой, ей не хватает внимания дома, она живет с бабушкой и дедушкой, которые любят ее, но не дают ей столько внимания, сколько требуется ребенку этого возраста. Схема отношений дома простая – сыта, обута, одета и хорошо. Поэтому Анфиса всегда находится в фокусе моего особого внимания.
— А как вы организуете планирование своей деятельности?
— Я планирую свою работу в классе таким образом, чтобы иметь возможность пообщаться с ней про содержание урока. После урока мы разговариваем о ее личных делах. А моя тьюторская задача в классе – вовлечение детей в образовательный процесс. Мне важно, насколько им интересна тема, как они задают содержательные вопросы, насколько активно работают с вопросами потом. Правда, в этом году работа с вопросами носит более свернутый характер. Мы фиксируем их на доске, потом обсуждаем, некоторые темы, затронутые в вопросах, имеют продолжение во внеурочной деятельности. А в первом классе работа с вопросом была публичной, мы учились этому с детьми, их вопросы висели в классе на ватмане, сейчас это стало внутренним инструментом. У меня есть сборничек, в котором собраны работы детей по предмету «Открытие мира». Все папки оформлены как разные сборники: папки с мультифорами и без, книги, скрепленные степлером и гребенкой, сборники разного формата. Содержание очень произвольное: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Воспоминание о зимних каникулах», «Красная книга», «Красота осени», «Звезда заботы», большой альбом «Дружба народов». В сборнике «Сказка о рыбаке и рыбке» собрано несколько детских сказок «на новый лад», сказки об отношениях деда и рыбки в современном мире. Сборник «Воспоминание о зимних каникулах» оформлен своеобразно – тексты детей на листочках в косую линеечку перемежаются альбомными листами с рисунками, каждому тексту соответствует свой рисунок.
— Дети сами делали иллюстрации к своим текстам?
— Весь способ оформления этого сборника конструировался самими детьми. Когда они написали воспоминания о каникулах, я спросила их: «И как мы будем это хранить?» Я сложила листы вместе и показала детям. Получилась непривлекательная стопка с неровным краем. Не красиво! Дети задумались. Вспомнили «Красну книгу», которую делали раньше – придумали альбомные листы с ровным краем, добавить туда рисунки. Как учительница я сама предложила бы им способ и даже сама сделала красивый образец.
— Ольга Андреевна, в некоторых сборниках нет работ всех детей, не все участвуют в работе?
— И участвуют не все, и не все работы попадают в сборник. Моя задача сделать так, чтобы участвовали максимально, но их право не делать что-то. А потом мы обсуждаем по критериям, какие работы берём в сборник. Критерии предлагают сами дети. Они могут решить, что сегодня будут оценивать работу за наличие композиции, в следующий раз за красоту, потом за полноту содержания или выразительность представления. Или по нескольким критериям сразу. Я сама придерживаюсь критерия самостоятельности работы и удерживаю его всегда. Важно, чтобы не мама набрала ровный текст на компьютере или написала его красивым почерком. Надо сказать, что попадание детской работы в сборник это целое событие, в котором есть несколько тактов: обнаружение того факта, что в классе возникает некое действо, принятие решения участвовать в нем или нет, выполнить работу. Потом придумать способ оформления, договориться о критериях, представить работу, пройти критериальную экспертизу, и понять, попадет ли твоя работа в публикацию, или ляжет в папку. Событие может пройти за один-два урока в школе, а может растягиваться на длительное время. Где-то могут родители участвовать в работе. И даже хорошо, если включаются. Главное, чтобы только не делать за него.
— И так, зачем вам все эти сложности, Ольга Андреевна?
— Все в моей работе направлено на включение, вовлеченность ребенка в образование. Сборники носят интегрированный характер, работа может начаться на уроке открытия мира, а продолжиться на труде или ИЗО. Так получилось с проектом «Красота осени». На уроке Открытие мира пошли на улицу наблюдать осеннюю природу. Красивые листочки сначала просто собирали, потом разговорились о том, как делать гербарии. Вспомнили, что в прошлом году кто-то гладил листья утюгом, и они потеряли цвет. В класс принесли целую охапку осенней красоты и начали сушить. А уже на уроке труда «придумали» делать композиции. Детские придумывания – это продолжения моего тьюторского действия. Как учительница я просто сказала бы, что сегодня мы делаем композиции. Это и стояло в моем плане работы. Но до тех пор, пока дети это не «придумали», я об этом не говорю. Если бы они «придумали» что-то другое, то мы и делали что-то другое. Но как-то случайно в классе оказались работы детей моего прошлого выпуска. Кто-то с утра их обнаружил, кто-то вспомнил, что у нас есть готовые листья, на ИЗО перед этим говорили про композицию… У меня в столе случайно оказались помощники – веточки, колоски, лепестки цветов. У детей была возможность принимать решение об участии в работе или придумать делать что-то другое. Словом так получилось, что к уроку труда было принято решение и осеннюю композицию делали все. Доделывали самостоятельно во внеурочном пространстве. Представляли свои работы, оценивали по критериям. Самая лучшая композиция долго была выставлена в классе.
— А что выделаете, если дети отказываются участвовать или в процессе возникают сбои?
— Уже сейчас я знаю, что один из учеников, Данил, всегда отказывается от работы, его нужно долго уговаривать, а включившись, он получает большое удовольствие и делает все неплохо. А когда я читала сочинение Тимофея, я увидела проблему – ребенок искренне написал, как ему не хватает отца, который очень загружен работой и мало внимания уделяет ребенку. На этом построили целый проект – поговорили с мамой, пригласили папу починить парту в классе, Тимофей был страшно горд. На день рождения школы вся семья участвовала в семейной олимпиаде.
— А как можно увидеть динамику движения каждого ребенка в течение года? Что происходило с каждым от события к событию? Как они вовлекались или не вовлекались?
— У меня есть мои тьюторские записи, а отчетных документов нет.
И тут мы с Ольгой Андреевной придумали табличку:
Фамилия, имя/ событие | День знаний | «Красная книга» | «Красота осени» | ……. |
Боровских Алина | К участию в групповой работе отнеслась осторожно, задавала вопросы. | Включилась не сразу, некоторое время находила другие занятия, потом сделала две странички | Вспомнила про гербарии, собрала много листьев, активно сушила. | ……. |
……. |
В этой табличке можно фиксировать вовлеченность ребенка в событие, его активность, инициативу, обращение к взрослому, взаимодействие с другими детьми, преодоление трудностей. Потом это перевести в баллы и посчитать.
— Я сейчас закончу подготовку документов к конкурсу и обязательно такую табличку заполню. В ней очень наглядно видна динамика каждого ребёнка, и отобразится материал для анализа причин. И родителям будет что показать. У нас с ними активно идет разговор на материале детских продуктов, я использую их на индивидуальных консультациях, проводим выставки в классе, и вообще они в свободном доступе, родители, когда забирают детей, всегда могут их посмотреть.
— А тьюторские проекты в первом, втором, третьем и четвертом классах, чем отличаются друг от друга?
— В первом классе было больше пробно-поикосвости в наших отношениях, мы знакомились, привыкали друг к другу, я предлагала им много разного и смотрела, как они реагируют. Было больше отказов, неудачных проб. Во втором – вовлеченность. Мне важно, чтобы они инициировали, реагировали, участвовали. А в третьем – уже будем готовиться к творческому экзамену в 4 классе, пробовать содержательные темы, искать зону наибольшего интереса. По опыту прошлых выпусков я знаю, что в третьем классе они уже вовлеклись и начинают пробу преодоления моего учительского влияния. Тут надо не столько возбуждать интерес, сколько сачком улавливать их интересы, упаковывать их в содержательную работу. Проба творчества. А в четвёртом классе шлифуем их проекты, готовимся серьезно и по- взрослому. Для хорошего творческого экзамена в течение всего года делаем большую работу – уточняем тему, набираем материал, ищем формы презентации.