Пояснительная записка. На наш взгляд, программа по помещению детей-сирот на время каникул и в выходные дни в

На наш взгляд, программа по помещению детей-сирот на время каникул и в выходные дни в семьи сотрудников, ближайших родственников и людей, желающих оказать помощь, является естественным первым шагом в подготовке и ребенка и родителей.

Проживание в семье даже в течение короткого промежутка времени может дать для развития ребенка гораздо больше, чем годы прожитые в казенном учреждении.

Имеющийся опыт показывает, что благодаря проживанию в семье ребенок усваивает представления о разнообразии соци­альных ролей в семье, осознает свою половую принадлежность, вырабатыва­ет представления о семейных обычаях, традициях, этикете. Семья помогает формировать не роль сироты, а роль полноценного человека, у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решать. Кроме того, дети, проживая в гостевой семье, получают поле полное представление о родителях и других членах семьи, имеют возможность в неформальной обстановке познакомиться и понять друг друга.

Цель:знакомство детей с семейным укладом жизни, с потенциальными приемными родителями в условиях совместного проживания и в процессе совместной жизнедеятельности, притирка.

Задачи:

· Расширить представления о семейном проживании

· Помочь ребенку почувствовать себя социально значимой личностью

· Создать у детей представления о том, как строятся семейные отношения, рассчитывается бюджет, распределяются обязанности по ведению хозяйства,

· Продемонстрировать образцы отношений (родитель-ребенок, ребенок-ребенок)

· Предоставить возможность приобретения опыта совместной жизнедеятельности, семейного жизнеустройства

Перспективный план

Раздел Тематика занятий Количество часов
4-7 лет 8-10 лет 11-15 лет
1.Ознакомительный 1. Знакомство потенциальных родителей с данными о детях, личное знакомство с ребенком, кратковременная совместная деятельность: прогулки, посещение кино, цирка и т.п. 2.Посещение семьи ребенком в выходные дни. В течение месяца- двух
2.Гостевой. 1.Проживание в потенциальной приемной семье во время школьных каникул 2.Как вариант помещение в семью с заключением договора на три месяца.      
  Итого      

Литература

1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И.Психологическое сопровождение подростков в школе.- М.:Фолиум,2000.

2. Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содей­ствия успешной адаптации). /Под ред. Е. Г. Трошихиной. - СПБ.: Речь, 2002. -216с.

3. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. - М., 2002.

4. Барлас Т.В. Популярная психология: от конфликтов к обрете­нию. — М., 1997.

5. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить коммуникационные и организационные качества.- М., 1999.

6. Битянова В.Н. Психология личностного роста. - М., 1996.

7. Борисова Л.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60-90-х гг.). - Новосибирск, 1993.

8. Буровик К.А. Родословная вещей. - 2-е изд., перераб. – М.: Знание, 1991. – 232 с.

9. Васильева О.С. Психология здоровья человека. Эталоны. Пред­ставления. -М., 2001.

10. Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.

11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии 2-е изд. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988

12. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. — 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. — 121 с.

13. ГримакЛ.П. Общение с собой. - М., 1991.

14. Дезадаптация: Сб. коррекционных программ /Под ред. С.М. Шурухта. – СПб.: ЦИК, 1999.

15. Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. - Л., 1974.

16. Дети социального риска и их воспитание./ Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2003.

17. Дмитроченкова И.П., Панина Н.В. К вопросу о коррекции лич­ностных особенностей педагогов//Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. - Воронеж, 1990.

18. Дом и семья: Краткая энциклопедия /Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1989. – 688 с.

19. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.

20. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России //Вопросы психологию - М.:ООО «Вопросы психологии», 2002.

21. Зеленова И.В. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов // Школьный психолог №13 2005, С. 9-22.

22. Иванова Н.П., Бобылева И.А, Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. – М.: БФРГТЗ «Слово», 2002.

23. Игры: СБ./ Под ред. В.В.Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.

24. Казанцева О.В. Особенности проведения психологической игры Г. Хорна и ее влияние на развитие социальной компетентности у детей-сирот //Семейная психология и семейная терапия. – М.: Принтер, 1999.

25. Каневская Е.М., Краснянский Э.В., Ривкин А.Ию Как стать хозяином в доме.- М.: Стройиздат, 1990. – 207 с.

26. Леви В.Л. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок. – М.: Торобоан, 2002. – 416 с.

27. Колядинцева О.А., Посашкова И.П. Личность учителя: постижение себя на пути к успеху: Методическое пособие. - Омск: ООИПКРО, 2002.

28. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. -М., 2000.

29. Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982.

30. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб., 2001.

31. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е, Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам – СПб.: «Образование – Культура», 2002.

32. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: Каталог – СПб., 1993. Ч.1.

33. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: Каталог– СПб.,1993. Ч.3.

34. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М., 1998.

35. Маркова Л.М. Психология труда учителя. — М., 1993.

36. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми – СПб: ООО Изд.»Речь»,2002.

37. Михайлова Н.Н. Ориентационно-ролевая игра «Семья» (методические рекомендации к курсу «Этика и психология семейной жизни»)- М.: типография при НИИ труда,1991.-88с.

38. Мужчина и женщина. Справочное изд.- Кострома: Контакт, 1990. -93 с.

39. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений. Книга 1. — М., 1994.

40. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога-2-е изд., дораб.- М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.

41. Орел В.Е., Кряжева Н.Л., Рыжкова З.Л.Программа анимало-терапии для дошкольников. – Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1999. -26с.

42. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. — М., 1991.

43. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых – СПб.: Питер, 1999. ( Серия «Мастера психологии»).

44. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональ­ной деятельности. — М., 2002.

45. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении //Психологический журнал. - Т. 12, 1991, № 1ю - С. 47-55.

46. Пахомов Ю., Цзен Н. Психотренинг – М.: Физкультура и спорт, 1988.

47. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы со­циально-психологического тренинга. — М., 1982.

48. Прихожан А.М. Психология неудачника.- М.:ТЦ»Сфера»,1997.

49. Прохоров А.О. Психология самоуправления. — Казань, 1997.

50. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений .Методические разработки занятий –М.: Новая школа, 1993.

51. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб., 1999.

52. Психологические основы формирования у педагогов личностно-ориентированного подхода к ребенку /Под ред. С.С. Харина. - Минск, 1999.

53. Рогов Е. Настольная книга школьного психолога. – М.: Владос, 1996.

54. Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 классов.- Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. – 240с.

55. Рязанская М.И., Вигдорович Ф.Л. Маленькая домашняя энциклопедия. – М.: Легпромбытиздат, 1990. -192 с.

56. Самоукина Н. Игры, в которые играют … - Дубна: Феникс, 1997.

57. Сартан Г.Н.Тренинг самостоятельности у детей.- М: ТЦ «Сфера»,2000.

58. Соболева А. Ковер мира. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними //Школьный психолог № 40 – 2004. – С.20; № 41 – 2004.С. 14.

59. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. — М., 2002.

60. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.

61. Тарасов Е.А. Как победить стресс. — М., 2002.

62. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 3-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001.

63. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы пси­хологии, 1994, № 6.

64. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988.

65. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. - М., 1996.

66. Чистякова М. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.

67. Энциклопедия для мальчиков /Сост. М.В.Беснякова, И.Н.Крайнева. – СПб: ТОО «РЕСПЕКТ», 1994.- 442 с.

68. Я — подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс). — СПб.: Издательство «Речь», 2003. — ПО с.: ил.

69. Я — подросток. Я среди других людей. Программа уроков пси­хологии (9 класс). — СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 118 с.

70. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1—11-х классов/Художник Селива­нов А. А. — Ярославль: Академия развития: Акаде­мия Холдинг: 2003. — 224 с.: ил. — (Практическая психология в школе).

Подпрограмма

Наши рекомендации