Рисование абстракций (например, просят нарисовать звук, музыку, свист, мысль, грусть, радость...)
6. Воображение с закрытыми глазами: вспоминание и создание новых образов "из головы".
7. Лепка из пластилина, глины, гипса… с натуры (копирование) и (это важнее!) лепка "из головы" любых объектов.
8. Сравнение предметов и изображений по критериям: по длине, по форме, по цвету…
Аппликации.
Выполнение приведенных ниже, специально разработанных упражнений.
11. Психологи предлагают, на первый взгляд, очень странный способ развития правого, "образного" полушария мозга – рисовать левой рукой, если ребенок правша и, наоборот, правой рукой, если левша. Попробуйте сами и убедитесь как это трудно, зато как полезно это напряжение для саморазвития.
Вот общая методическая последовательность занятий: показать - рассказать - сделать вместе - предложить сделать по образцу (скопировать) - сделать самостоятельно по памяти - самому и придумать и воплотить.
Предложенная методика сложнее методики "по Монтессори", так как там сначала делают "презентацию" игры и игорного материала, то есть объясняют ребенку что делать, из чего делать и как делать, а потом ребенок повторяет это самостоятельно. Здесь же упор делается на стимуляцию самостоятельного генерирования идей и развитие умений.
Учить рекомендуется на победном и веселом настрое, за все освоенное детей много хвалить. А когда научился, не перехваливать, а сказать, молодец, я и не сомневалась, что ты научишься, догадаешься, сделаешь…
Выполняя приведенные выше правила и обогащая их собственными, Вы, тем самым, будете использовать принципы педагогики сотрудничества или гуманную педагогику.
Общий совет: не бойтесь предлагать детям трудные задачи. Скажите: «Эта задача трудная, «взрослая», но я уверена, что ты ее решишь. Потом ты предложишь решить ее другим детям и расскажешь, как она решается».
Разглядывание клякс
Для развития фантазии очень полезно разглядывание клякс. Капните на лист бумаги чернила или краску, накройте другим листом и придавите. Получится клякса со сложным очертанием, это то, что надо для разглядывания и фантазирования.
Можно капнуть на сгиб бумаги, тогда получится «бабочка».
Вопросы и упражнения для развития образного мышления
Вот пример фантастического образного мышления: рукописи Леонардо да Винчи трудно читать потому, что он писал 1)зеркально, 2)левой рукой, 3)справа налево, хотя прекрасно мог писать и правой рукой слева направо.
1.Сколько ребер и граней у куба, у кирпича, у пирамиды, у шара?2. Опиши школу кошек, школу слонов, птиц, рыб... Чему и как там учат?3. Нарисуй следы: лошади, кошки, утки, свои следы, Мойдодыра, нечистой силы, колобка…
Обратное рисование
Детям любого возраста любопытно "обратное рисование вдвоем»: один ребенок неподвижно держит карандаш и прижимает его к плотной бумаге (картону), а другой эту бумагу перемещает под карандашом двумя руками так, чтобы получился рисунок. Сначала это должны быть простые фигуры: две параллельные линии, крест, треугольник, квадрат, овал, круг, а потом буквы, контуры предметов, животные...
Задачи на отсечения и вырезы
Предложите ребенку сказать, из какой фигуры вырезаны эти части. Например, из круга сектор и сегмент, из квадрата одна восьмая, от кошки хвост, от груши долька, от рыбы хвост… Совместно с ребенком сделайте подобные игрушки и покажите их другим.
Проекции (тени) на плоскость
Тень это отражение от предмета, освещенного с противоположной стороны.
Проекция это изображение пространственных фигур на плоскости. Проекции бывают центральные – из точки - и параллельные данному направлению через все точки фигуры.
Сделайте простейшее сооружение из лампочки и белого экрана перед ней. Если перед экраном расположить какой-нибудь предмет, то на экране появится его тень.
Для начала с детьми следует рассматривать только простейшие параллельные проекции. Начните с проекции шара, затем яйца, линейки, круга, карандаша, куба… Предложите следующие задачи:
Какова проекция от шара?
(Это круг - часть плоскости, ограниченная окружностью.). От вырезанного из картона круга, эллипса, палки, линейки, от конуса…?
Спросите: может ли одно и то же тело дать разные проекции? Например, в виде: 1) Круга и квадрата? (Цилиндр). 2)Трапеции и круга? (Усеченный конус). 3)Треугольника и круга? (Конус). 4) Трех треугольников? (Тетраэдр).
Проекции какого тела могут быть и квадратом, и прямоугольником, и шестиугольником? (Куб).
4. Рассмотрите с детьми проекции сложных предметов: ложка, вилка, кукла, циркуль, паровозик…
Внимание! Высший пилотаж! До рассматривания полученной проекции попросите малыша предсказать, какой будет тень. Пусть он привыкнет не просто смотреть: «Что получится?», а сначала будет выдвигать гипотезы!
5. Какие тела при разных своих положениях дают проекции в виде:
Квадрата и прямоугольника?
Прямоугольник и параллелограмм?
Треугольника и круга?
Круг и половина круга.
Трех треугольников?
Квадрата, прямоугольника и шестиугольника?
Кольца и прямоугольника?
Овала и круга?
Круга и квадрата?
Трапеции и круга?
Покажите, как меняется длина тени в зависимости от положения: палки, картонного круга, треугольника, кольца…
Научите детей делать различные тени от пальцев. Это целая наука!