Нравственное развитие как задача воспитания
Огромный теоретический и практический опыт в духовно-нравственном развитии личности мы внес К.Д. Ушинского, который всю свою жизнь посвятил делу воспитания и просвещения простого народа, оказав огромное влияние на развитие всей педагогической науки и теории нравственного воспитания. Центральной идеей педагогической системы К.Д. Ушинского является идея народности в общественном воспитании, исходя, из которой он определял цели и задачи нравственного воспитания. По К.Д. Ушинскому, вслед за народностью, как основой всего воспитания, идет христианство в форме православной религии. Дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть «преддверием церкви». Третья основа есть наука. Развитие сознания, без сомнения, одна из главнейших целей воспитания, и истины науки являются орудием для этого развития», - пишет ученый в работе «О народности в общественном воспитании».
К.Д. Ушинский считал, что «воспитание русского человека нуждается не во внешних формах, не в замене прежнего, вышедшего уже из моды костюма новым, иностранным, чуждым, но в своей самобытности, самостоятельности, в своем, исконно русском источнике. Этот источник - народность». Он подчеркивает, что для воспитания народа нужны народные учителя, народные школы не только потому, что они учат народ, а потому, что они вышли из среды народа, воплощают его лучшие качества и черты характера. Чтобы подготовить таких учителей, необходимо использовать опыт Запада (Англии, Германии) в деле образования, но сохранив при этом свою самобытность.
Таким образом, пропагандируя идею народности, К.Д. Ушинский был чужд национальной ограниченности. Он не игнорировал тех достижений европейской школы и педагогики, которые могут содействовать творческому развитию педагогической науки школы. В основу теории нравственного воспитания личности, как и воспитания в целом, К.Д. Ушинский положил принцип народности, основными положениями которого являются:
- каждый народ создает свою собственную национальную систему воспитания;
- опыт других народов в деле воспитания - есть драгоценное наследие для всех. Используя этот опыт, каждый народ создает свою систему воспитания;
- система общественного воспитания, которая не согласуется с общественными убеждениями и требованиями, окажется бессильной и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества;
- возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части.
Ярким выражением идеи народности, по К.Д. Ушинскому, является требование воспитания и обучения на родном языке, ибо ребенок, не овладевший родным языком, будучи взрослым, не поймет народа, останется человеком без Отчизны. Родной язык понимается К.Д. Ушинским как продукт многовековой духовной жизни народа, его первый наставник. Как центральный предмет обучения родной язык группирует вокруг все другие учебные предметы. В таких произведениях, как хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861 г.) и книгах для чтения «Родное слово» (1864-1870 гг.), он показывает роль и значение великого русского языка в духовно-нравственном формировании личности, рассматривая родной язык как полнейшую и вернейшую летопись всей духовной, многовековой жизни народа, как величайшего народного наставника, учившего народ тогда, когда еще не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает в то же время мысли и чувства тысяч предшествовавших ему поколений. К.Д. Ушинский отмечал немалое воспитательное значение природы, оказывающей влияние на нравственное формирование личности. Вспоминая о детстве, проведенном в небольшом имении родителей вблизи Новгорода-Северского, педагог писал об огромном воспитательном влиянии живописных окрестностей на его чувства и мысли: «Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью» (цит. по А.И. Удалову).
Нравственное формирование человека К.Д. Ушинский рассматривал в зависимости от прирожденных задатков, среды и воспитания, влияние которых опосредуется активной деятельностью самого человека. Люди не ограничиваются тем духовным наследством, которое достается им от предшествующих поколений, а продолжают его развивать дальше, а это, в свою очередь, требует активной деятельности. Доминантной чертой личности педагог считал целостность духовно-нравственных и интеллектуальных качеств.
Важнейшую задачу воспитания К.Д. Ушинский видел в формировании духовно-нравственных качеств, а развитие ума и укрепление физических сил человека должны быть подчинены формированию нравственности: «Убеждение в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
К.Д. Ушинский видел в формировании патриотизма, любви к родине, в необходимости воспитания в человеке стремления к проявлению желания бороться со злом, честности, справедливости, искренности, трудолюбии, дисциплинированности, чувства ответственности и долга, скромности, чувства стыда, без которого личность не может быть нравственно-совершенной. Худшие и лучшие человеческие чувства К.Д. Ушинский выводил из единого основания - стремления к совершенству. Духовные особенности, которыми обладает человек, делают его человеком, и этим отличают его от животного.
Огромное значение педагог придавал деятельности и общению ребенка со взрослыми и товарищами, в котором у детей формируются нравственные нормы. На основе физиологических и психологических знаний о человеке К.Д. Ушинский установил ряд особенностей развития ребенка, имеющих исключительно важное значение для формирования нравственного поведения.
В нравственном воспитании, по мнению К.Д. Ушинского, чрезвычайно значимы привычки. «Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему; капитал этот растет беспрестанно, процентами его пользуется человек всю жизнь. Но если хорошая привычка есть нравственный капитал, то дурная в той же мере, есть нравственный неоплаченный заем, который в состоянии заморить человека процентами, беспрестанно нарастающими, парализовать его лучшие начинания и довести до нравственного банкротства. Сколько превосходных начинаний и даже отличных людей пало под бременем дурных привычек». Основными условиями, формирующими привычки, педагог считал: правильный режим дня, роль воспитателя, дозирование в воспитании привычки, постоянство и так далее. «Нельзя вырабатывать сразу несколько привычек - это требует много энергии, нужна повторность разумных действий. При этом нужно добиваться - насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка». Средствами нравственного воспитания по К.Д. Ушинскому являются: обучение, личный пример учителя, убеждение, умелое обращение с учащимися (педагогический такт), меры предупреждения (поощрения и взыскания).
В процессе нравственного воспитания педагог всегда отмечает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки. Рассматривая роль воспитания в формировании нравственных качеств, привычек, К.Д. Ушинский подчеркивал, что педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. Главным фактором, определяющим взаимоотношения учителя и ученика, воспитателей и воспитанников, К.Д. Ушинский считал личные качества педагога, раскрывающиеся в совместной деятельности с ними. Нравственное достоинство учителя проявляется, в частности, в характере обращения к детям, в содержании его требований, форме и тоне их предъявления, которые необходимо приводить в соответствие с высокими моральными нормами и, тем самым совершенствовать и свою нравственную природу, которую считал главным фактором личных качеств педагога.