Педагогика и другие науки
Педагогика так или иначе связана с множеством других наук. Прежде всего эти связи осуществляются через частные методики преподавания отдельных наук. Через них педагогика присутствует в каждой конкретной науке, поскольку немыслимо развитие ни одной из них без передачи результатов ее исследований другим людям.
Причем создание такой составляющей нередко оказывается делом весьма сложным. Как заметил выдающийся французский просветитель К. Гельвеций, трудно бывает прийти к какой-либо мысли, открытию, но еще труднее объяснить их другим. История науки знает, что, например, выдающийся немецкий философ И. Кант стал широко известен лишь после того, как некоторые ею последователи сумели популяризировать его труды, изложив их глубокое содержание доступным неспециалисту языком. Ту же мысль об огромной сложности объяснения научных открытий в шутливом тоне выразил А. Эйнштейн, отвечая на вопрос молодой корреспондентки о том, в чем состоит разница между временем и вечностью.«Дитя мое, ответил он, если бы у меня было время, чтобы объяснить эту разницу, то прошла бы вечность, прежде чем вы это поняли».
Будучи применены к любой науке, педагогические принципы и нормы, как правило, в значительной мере способствуют росту ее социального престижа, ускоряют темпы се развития. Но стимулируя развитие других наук, педагогика и сама в значительной степени зависит от них, особенно от наук, смежных с ней.
Эта связь обусловлена тем, то духовная сторона человека, на развитие которой преимущественно направлена наука об образовании, тесно взаимодействует с физической, телесной его стороной. Человек — существо двуединое, представляющее собой органическую целостность идеального и материального бытия. Причем эти два начала в человеке существуют всегда вместе и не могут существовать порознь. Поэтому, исследуя проблемы умственного и нравственного воспитания, педагогика, учитывая это единство, обязана взаимодействовать с рядом естественных наук, изучающих телесную составляющую человеческого бытия. Это прежде всего анатомия и физиология человека, санитария и гигиена. В противном случае педагогическая деятельность может принести не ожидаемую пользу, а непредвиденный вред, причем немалый. Так может случиться, если преподавание не будет учитывать, например, возрастных физиологических особенностей обучаемых или санитарно-гигиенические требования к организации процесса обучения.
Конечно, физиология и анатомия интересуют педагогику не столько сами по себе, сколько в качестве наук, изучающих материальную первооснову идеальной, психической жизни. Поэтому наиболее тесно и всесторонне к педагогике примыкает психологическая наука. Эти две дисциплины неслучайно рассматриваются как единый комплекс психолого-педагогических наук, как это делается и в настоящем издании. Но близость вместе с тем не исключает существенных различий между этими двумя науками. Если психология, как говорилось в первой части данного пособия, изучает внутренний, духовный мир человека, его интеллектуальные, эмоциональные и нравственные возможности, то педагогика исследует методы совершенствования этих качеств в процессе образовательной деятельности.
Но сами образовательные отношения, представляя собой одну из разновидностей социальных связей, существуют не в вакууме, не изолированно от общества, а в определенной социальной среде постоянно предъявляющей к образовательной деятельности тс или иные требования. Совокупность этих требований формулируется экономическими, политическими, другими общественными науками, которые, конечно, таким образом активно влияют на цели, содержание и методы обучения, на всю проблематику педагогической науки. Так, педагогика не может не учитывать выводы социологии, исследующей характер социальной структуры общества, особенности образующих его социальных общностей, групп и слоев, поскольку сама образовательная деятельность протекает в учебных группах, школьных и вузовских коллективах, т.е. в социальных группах особого рода, учет специфики которых на основе социологических методов является обязательным условием эффективности воспитания и обучения.
Как и для любой другой науки, базовое значение для педагогики имеет та философская система, на которую она опирается. Философия, как известно, является совокупностью наиболее общих знаний о человеке, его способностях, о его взаимоотношениях с другими людьми и природой, а также — в своей религиозной форме — о связях человека с Богом. Как гуманитарная наука педагогика, как и все другие научные дисциплины, использует эту философскую проблематику в качестве теоретической базы для осмысления своих основных категорий, особенно таких, как цели образования, исследовательские методы педагогической науки.
Именно под влиянием изменения философских установок могут пересматриваться вместе со всей совокупностью культурных ценностей и цели образовательной деятельности, а вместе с ними все содержание и методы обучения и воспитания, как это имело место в истории России дважды в течение одного столетия: сначала в 1917 г., а затем в 1991 г., когда вслед за резкой сменой философских парадигм с религиозно-идеалистической на атеистичес- ко-материалистическую и обратно, происходила и соответствующая переориентация всей педагогической парадигмы.
Новые возможности перед педагогической теорией и практикой открывают достижения современной информатики. Это наука об общих свойствах, строении и закономерностях информации, методах ее поиска, передачи, хранения, обработки и использования в различных сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования. Информатика неразрывно связана с применением компьютеров и включает в себя теорию кодирования различных данных, сведений, информации, разработку методов и языков программирования. Компьютерные технологии значительно увеличивают информационную базу учебно-воспитательного процесса, расширяют арсенал применяемых дидактических средств, создают дополнительные условия для совершенствования управления образовательным процессом в целом, улучшения его качества. Однако, ориентируя всех участников образовательной деятельности на активное использование новых технических достижений, современная педагогика исходит из того, что эти технические нововведения никогда не смогут заменить собой живое человеческое общение, которое всегда было и останется незаменимой основой воспитательной работы. Как печатный станок и книга в свое время не смогли заменить личность педагога, так и сегодня компьютер и дискета не смогут сделать это, оставаясь лишь вспомогательным средством для преподавателя, неизменно являющегося центральной фигурой всей педагогической деятельности.
Таким образом, современная педагогическая наука связана многими нитями с целым рядом других наук, что в значительной степени углубляет и обогащает ее содержание, делает образовательную практику более эффективной. Конечно, на этом основании нельзя требовать от преподавателя, чтобы он имел глубокие познания в каждой из указанных наук. В этой связи К. Д. Ушинский подчеркивал: если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой.
Социальный статус педагогической теории и практики
Как педагогическая практика, так и педагогическая наука имеют для любого общества, государства, для отдельного человека первостепенное значение.
Подчеркивая эту высокую роль обучения, образования для отдельного человека, древнегреческий философ Аристотель говорил, что для человека необразованного любой встречный — судья и хозяин, а образованный человек — хозяин и судья себе и другим.
Вместе с тем и общества, государства, цивилизации, не создающие культуры, не сберегающие и не передающие ее в непрерывной образовательной цепи, обречены на угасание и гибель. Именно образование выполняет роль того основного стержня, на котором держится «связь времен», связь поколений, взаимодействие старого и нового, жизнь и развитие культуры.
Как показывают новейшие социологические исследования, потребность в качественном образовании по своей значимости сегодня опережает все другие человеческие потребности и права, включая даже такие, как право на труд, здравоохранение, владение собственностью и др. Без преувеличения можно сказать, что от уровня развития науки об образовании, постановки дела воспитания зависят во многом не только судьба отдельного человека, но и судьбы народов и государств, развитие науки и культуры в целом. Эта высокая социальная роль педагогической науки и практики обусловлена их активным воздействием на развитие любой науки, сферы культуры, поскольку существование и развитие каждой из них во многом зависит от возможностей передачи их достижений последующим поколениям людей. Без такой трансляции, которая и обеспечивается образованием, любая область науки и культуры, неизбежно лишаясь перспективы развития, преемственности, тем самым обрекается на угасание. Эта всеобщность, универсализм, общеприменимость педагогического знания иногда выражается определением педагогики как «прикладной философии», поскольку та и другая науки имманентно присутствуют во всех ветвях «древа познания».
Конечно, это универсализм разного рода. Философский универсализм обеспечивает единство понимания и исследования универсума, бытия, действительности в целом. Педагогический универсализм обеспечивает единые методы для передачи последующим поколениям людей накопленных духовных ценностей, их сохранение и непрерывное развитие.
Как бы высоко ни оценивалась роль для человека и государства этого вида социальной деятельности, вряд ли это можно будет назвать преувеличением.
Именно поэтому государство, его законодательные и исполнительные органы стремятся активно воздействовать на систему образования как через соответствующие отрасли права, законы об образовании, так и через специализированные государственные институты, министерства и ведомства.
Не остаются в стороне от образовательной деятельности и различные религиозные и другие общественные организации, часто создающие свои собственные образовательные системы.
Это участие государства и других структур может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие образовательных систем и педагогической науки. Поэтому в педагогической деятельности утвердилось понятиеакадемических свобод, с помощью которых образовательные и научные учреждения отстаивают свое право противостоять чрезмерному вмешательству государства, церкви в развитие образовательных отношений, что конечно, возможно только в условиях демократических политических режимов.
Но, разумеется, отрицательное влияние на развитие образования оказывает и такая противоположная крайность, как самоустранение государства от участия в образовательной деятельности, его уход из системы воспитания, сокращение или даже прекращение его финансирования из государственных средств. Подобная линия, как показывает исторический опыт, чревата большими негативными и даже катастрофическими последствиями, она ведет к разрушению единого образовательного пространства, к упадку и гибели государства и народа.
Конечно, в любых условиях решающую роль в образовательном процессе играет личность самого воспитателя, педагога. Причем успех его деятельности зависит и от степени овладения основами педагогической науки, и от его собственной позиции, его способностей и талантов. Поэтому, определяя социально-профсс- сиональный статус работников системы образования, правомерно сравнивать их с деятелями искусства, писателями, художниками, артистами, успех которых зависит не только от уровня их профессионализма, но в значительной, если не в решающей степени, от врожденных способностей и таланта.
Рассмотренные выше категории, объект, предмет и методы выражают то всеобщее, общечеловеческое, что так или иначе присутствует в педагогике всех времен и народов. Вместе с тем национальные, региональные, цивилизационные системы образования, выражают тс особенные формы педагогической мысли, которые складывались в ходе человеческой истории в разные эпохи, в разных регионах и у разных народов. В педагогической науке, как и в других сферах деятельности, общечеловеческое имеет кон- кретно-историческое выражение. Об этих конкретно-историче- ских формах педагогической деятельности, и связанных с ними духовных педагогических ценностях речь пойдет в следующей главе.