Диагностика в обучении: сущность и технологии
Педагогическая диагностика – подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и изучения признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.
Этим же термином обозначают (С.С. Кашлев и др.) процесс изучения изменения состояния участников педагогического процесса, а также самой педагогической деятельности и педагогического взаимодействия (диагностика - от греч. diagnostikos – способный распознавать). Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне обученности и воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.
Педагогическое диагностирование имеет целью своевременное выявление, оценивание, анализ течения учебно-воспитательного процесса и его продуктивности. Педагогическое диагностирование и его составная часть диагностика в обучении включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития. Процедура диагностики: определение объекта; постановка целей; определение критериев и показателей; отбор методов и их применение; анализ результатов; учет результатов диагностики при организации процесса обучения.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего года.
Основные виды проверки и оценки знаний: 1.текущая проверка и оценка знаний. 2.четвертная проверка и оценка знаний. 3.годовая оценка знаний. 4.выпускные и переводные экзамены. Методы эти необходимо применять для выявления, в какой мере учащийся овладевают знаниями.
Методы проверки и оценки знаний: а)повседневный. б)устный опрос: индивидуальный, фронтальный, уплотненный. в)контрольная работа. г)проверка домашнего задания. д) программированный контроль.
Контроль и диагностика в обуч-и выделяют следующ. ф-ции: 1.управление процессом обучения и его коррекции; 2.воспитание познавательной мотивации и стимулирования деятельности учащихся. 3.воспитание и развитие учащихся. Результатом контроля явл. выставление отметок.
Контроль - проверка процесса и результата трудов ученика. Требов-я к контролю: индивидуальный характер контроля; систематичность, регулярность контроля на всех этапах учебной деятельности; разнообразие форм проведения контроля; всесторонность контроля; объективность контроля; дифференцированный подход; единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.
Педагогический контроль предполагает внешнюю обратную связь (обеспечивается педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль, самооценка учащихся).
Ф-ции контроля: обучающая, диагностическая, ориентирующая, профилактическая, воспитательная, стимулирующая, оценочная. Виды контроля: устный опрос у доски, фронтал-й опрос, самост. работа, контрольная работа, диктанты, сочинения, индивидуальные задания.
Виды контроля: 1) предварительный Обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках по изучению нового учебного предмета или его отдельного раздела. Его назначение состоит в изучении уровня готовности учащихся к восприятию нового материала. На основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель конструирует изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания
2) текущий Основное назначение – непрерывное отслеживание и получение информации о качестве отдельных этапов учебного процесса (для учителя); внешний стимул, побуждающий к систематическим занятиям (для ученика). Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, правильно ли они усвоили изучаемый материал, в чем проявляются неточности и пробелы в знаниях и умениях. В зависимости от ответов учащихся учитель корректирует учебный процесс
3)тематический Проводится по завершении изучения большой темы. Его назначение: систематизировать и обобщить материал всей темы; закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета, путем проверки знаний. В старших классах тематический контроль может осуществляться в форме коллоквиума: учащимся заранее указываются тема, вопросы, литература.
4) итоговый Завершает значительный отрезок учебного времени (четверть, полугодие, учебный год). При этом учитываются результаты текущего контроля и по ряду предметов проводятся контрольные работы, охватывающие основной учебный материал. В старших классах итоговый контроль может проводиться в форме зачета. Учащимся сообщают разделы учебного предмета, программные требования по предмету (объем знаний, умений и навыков). Затем в процессе собеседования, выполнения практических заданий учитель фиксирует, что учебный материал зачтен или не зачтен ученику как усвоенный
5) заключительный Предполагает аттестацию ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении. Это выпускные или квалификационные экзамены, которые принимает экзаменационная комиссия. По результатам экзамена ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат, диплом) или о присвоении квалификации (разряда, категории)
Педагогический контроль позволяет привести в систему учебный материал, усвоенный школьниками за определенный период; позволяет выявить успехи и недостатки в учении, определить качество усвоенного материала, его объем и степень понимания учащимися; способствует изучению педагогом учащихся; способствует расширению, углублению и закреплению знаний, умений и навыков; способствует развитию познавательных интересов; повышает ответственность учащихся и учителя за выполненную работу; приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебного задания; формирует определенные нравственные и личностные качества учащихся, взаимоотношения между ними.
Оценка – процесс, деятельность оценивания осуществляемая учителем или самим учеником. Контроль осуществляется с помощью разнообразных методов.
К организационным (общим) формам контроля относятся: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль. Конкретными (по внешнему выражению) формами контроля являются: контрольный урок, контрольное практическое занятие, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен.
Методы контроля (самоконтроля) в обучении – это способы выявления результатов учебно-познавательной деятельности учащихся и преподавания: Наиболее распространены в педагогической практике такие методы контроля:
Методы наблюдения, которыепозволяют установить отношения ученика к тем или иным объектам действительности, к своим учебным обязанностям, учебному труду, выявить интересы, способности ученика и т.п.
Методы устного контроля: беседа, рассказ, контрольное чтение текста, индивидуальный или фронтальный опрос и другие.
Методы письменного контроля: написание диктантов, изложений, классных и домашних сочинений, подготовка рефератов, докладов и другие.
Методы графического контроля: выполнение таблиц, графиков, схем, заданий в контурных картах и другие.
Методы практического контроля: выполнение контрольных лабораторных работ, опытов, проверка практических умений и навыков и др.
Методы программированного безмашинного или машинного контроля.
Метод тестового контроля.
Методы самоконтроля.
Контроль позволяет выявить неуспевающих учащихся и определить пути преодоления: дополнительные занятия, факультативы и т.д.
Особое значение для диагностики имеет метод тестирования, так как он является одним из основных способов организации и осуществления мониторинга в образовании. В настоящее время в ходе диагностики активно применяются тесты дидактические, тесты психологические, тесты достижений, тесты обучаемости, тесты способностей. Например, с помощью тестов достижений и дидактических тестов осуществляются: диагностика успеваемости учащихся школы за учебный период (четверть, полугодие и т.д.); диагностика качества знаний учащихся школы по предметам за учебный период; диагностика результатов деятельности педагогов школы; диагностика успеваемости класса; диагностика динамики успеваемости ученика. Задача каждого современного педагога – овладеть основами тестологии. Тестология - теория и методика создания и использования тестов как объективных и стандартизированных измерений, легко поддающихся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.
Важная составная часть педагогического контроля процесс оценивания деятельности учащихся или педагогов. Под процессом оценивания учащихся понимается взаимодействие педагога или технической системы с учащимися, в результате которого появляется парциальная и (или) количественная оценка. Парциальная оценка выражается в словесной форме, вербальных или невербальных реакциях учителя, отражающих эмоциональное отношение учителя к работе ученика (согласие, одобрение, ободрение, замечание, порицание, отрицание, упрек, угроза, нотация и другое). Отметка – это результат процесса оценивания, фиксированный количественный показатель (в баллах) оценки результатов учебной деятельности учащихся, который фиксируется в документах.
Основные требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся: всесторонность оценки успеваемости, ее значимость и дифференцированный характер; гласность и обоснованность, ясность критериев оценки знаний; сочетание оценки учителя с самооценкой и взаимооценкой. Оценка включает в себя ряд показателей работы ученика: фактическое состояние знаний; правильность, полнота, точность знаний; знание литературы; самостоятельность; инициативность и творческий подход.
Выделяют следующие функции процесса оценивания:
- диагностическая: измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоенного материала и глубины понимания;
- обучающая: определяется тем, насколько при контроле наблюдается прирост знаний, умений и навыков;
- развивающая: определяется тем, насколько присутствует прирост психических операций в определенных психических процессах;
- воспитывающая: определяется тем, насколько у учащихся формируются устойчивые отношения, позитивная адекватная «Я-концепция», сотрудничество, ответственность и другие личностные качества;
- стимулирующая: определяется тем, насколько ученики готовятся к каждому уроку, насколько они активны во время опроса, насколько формируется мотивация для занятий данным предметом;
- корректирующая: исправление деятельности и поведения ученика и учителя, если таковые не соответствуют требованиям педагогического процесса.
В 2002/2003 учебном году в общеобразовательных учреждениях Беларуси была введена десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Основными целями её введения были: повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся, ее результатов; обеспечение социальной защищенности личности учащихся; реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств и качеств личности; создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению; обеспечение условий для адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся.
Вопрос №22.
Воспитание в целостном педагогическом процессе, его особенности и структура
Воспитание: в широком социальном значении -объективно-закономерное, социокультурное явление, призванное обеспечить передачу опыта, накопленного человечеством в различных видах жизнедеят-сти, от старших поколений младшим.
в широком педагогическом значении – этопед. процесс формир-я личности в условиях специально организованной пед. системы, которая обеспечивает взаимодействие воспитателей и воспитуемых. На межличностном уровне: воспитание – педагогическое взаимодействие двух личностей(например, педагога и воспитанника, двух воспитанников). На личностном уровне воспитание есть самовоспитание, самосовершенствование личности.
в узком педагогич. значении -специальная воспитательная деят-сть (воспит-я работа),имеющая целью формир-е личности в целом, ее отношений,качеств,св-в.
Движущей силой воспитательного процесса выступает противоречие между разнообразными воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития в том случае, если педагог выдвигает такие цели и задачи воспитания (требования), которые соответствуют возможностям (уровню воспитанности) ученика, а также его потребностям, интересам, мотивам, ценностным ориентациям и т.п.
Особенности процесса воспитания: целенаправленность, многофакторность, длительность и непрерывность, комплексность, вариативность и отдаленность результатов. Специфика процесса воспитания как процесса формирования социальных и духовных отношений заключается в том, что в процессе воспитания происходит формирование, взглядов, чувств, убеждений, потребностей, мотивов и привычек поведения. В процессе воспитания происходит формирование взглядов, чувств, убеждений, потребностей, мотивов и привычек поведения. Своеобразие воспитания заключается в том, что формирование отношений личности к миру и себе происходит в процессе переживания ценностей и проживания этих отношений. В процессе воспитания важно организовать ценностно-ориентационную деятельность учащихся и как самостоятельную деятельность, и как составную часть других видов деятельности (учебно-познавательной, игровой, трудовой).
Структура воспитания есть единство деятельности воспитателя (воспитательной работы) и деятельности воспитанников.
Процесс воспитания = воспитательная работа + деятельность воспитанников
Воспитательная работа – целенаправленная деятельность педагога или педагогического коллектива по организации совместной жизнедеятельностидетей и взрослых, в ходе которой решаются поставленные задачи воспитания. Воспитывающая деятельность- деятельность учащихся, направленная на овладение опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру, а также системой знаний, умений и навыков, способами творческой деятельности. Структура процесса воспитания основана на выделении главных стадий воспит-го процесса: овладение знаниями норм и правил поведения, форм-ние убеждений, форм-е чувств. Поэтому первый этап процесса воспитания - осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. 2-ой этап: Знания должны перейти в убеждения .Третий этап – воспитание чувств.
Система воспитательной работы школы состоит из следующих взаимосвязанных элементов: воспитание учащихся в процессе обучения; воспитание учащихся во внеучебной деятельности;стиль, тон отношений, морально-психологический климат в школьном коллективе. Воспитание учащихся во внеучебной деятельности в свою очередь состоит из: внеклассной воспитательной работы; внешкольной воспитательной работы; взаимодействия школы и семьи; организации взаимодействия в социуме.Принципы воспитательной работы: создание воспитывающей среды, ориентация на ценностные отношения, добровольность включения ребенка в ту или иную деят-ть. Система воспитательной деятельности педагога(классного руководителя) включает последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: целеполагающую, прогностическую, диагностическую, организаторскую, коммуникативную, коррекционную, рефлексивную деятельности.
Воспитание взаимосвязано с самовоспитанием. Самовоспитание- осознанная и неосознанная деятельность человека возникающая в процессе социализации и воспитания и направленная на совершенствование себя как личности. Социализация- непрерывный процесс интеграции личности в соц-ю систему ( семья, друзья, гос-во, путем адаптации и творческой самореализации. На социализацию влияет семья-микросреда, гос-во, нация – макросреда, мегасреда- сама планета.
Вопрос № 23.