Определение леворукости. Тесты и методики
Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить прогресс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет.
Начиная с 16-20 недель и до 2 лет? у ребенка происходят волнообразные изменения «рукости». С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук. Действия, которые ребенок выполняет одной рукой, редки и просты (за исключением письма и рисования) и состоят главным образом из повторения одного и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вилкой без ножа, расчесывание). Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свои действия. Приглядитесь, например, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.
Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Этот вариант, как правило, используется при оценке рукости у детей 6—7 лет. Однако не каждый ребенок может объективно оценить, какой рукой он выполняет действия легче, увереннее, лучше. Более эффективно использовать специальные задания.
Приведем наиболее типичные тесты.
•"Переплетение пальцев рук". Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
•"Поза Наполеона" — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
•"Одновременные действия обеих рук" — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.
•Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.
•Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе не ведущую на 2 кг.
Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т.д. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку при этом его движения легче и точнее, то он — левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится ребенок, как дается инструкция.
Проблемы переучивания
Мы неоднократно упоминали о том, что переучивание леворукого ребенка почти никогда не проходит без последствий. Взрослые часто говорят: "Я знаю переученного левшу — ничего особенного с ним не произошло" или "Меня переучили, ничего страшного". Хотим вернуть вас к письму, которое мы уже цитировали вначале. Наша героиня внешне вполне благополучна, она кончила институт, работает преподавателем английского языка. Но это человек, который прожил жизнь "с огромным чувством вины... непонятной, но постоянной вины за то, что часто плачу, за то, что слишком ранимая... за то, что нитки сматываю "по-турецки" и белье выжимаю "не как все люди"... на правой руке у меня был писчий спазм — кисть, пальцы горели огнем, рука не могла писать". Это пример того, как даже внешне благополучная ситуация трагична по сути.
Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. Замечается это, когда ребенок начинает больше рисовать, учится писать, более активно действует одной из рук. Быстро замечают леворукость малыша в семьях, где это наследственное явление. Чаще всего именно в этих семьях тревожатся, что появился еще один левша; именно там стараются переучить ребенка еще до школы. Чем руководствуются в этом случае родители? Скорее всего, хотят оградить своего ребенка от тех трудностей, с которыми столкнулись сами в школе. Бывает и так, что о леворукости ребенка не знают ни учитель, ни родители. И долго бьются, не понимая, почему дела с письмом не ладятся, — пока не догадаются посоветоваться со специалистами.
Вите 8 лет. Он учится во втором классе. Пишет плохо, очень медленно, ряд букв — с зеркальным отражением. Трудности письма начались с самого первого дня. Во втором классе прибавилось большое количество ошибок (пропуски, замены), почерк стал еще хуже. И трудности уже не только с письмом, но и с чтением... Тестирование показало: Витя — типичный левша, папа у него леворукий, тоже переученный. Переучивать Витю начали лет с трех, и к школе он уже привык держать карандаш в правой руке. Но даже сейчас, при тестировании, выполненные левой рукой линии были более точными, ровными. Все движения левой рукой выполнялись без затруднений, а правой — напряженно и тяжело. Учительница не знала, что Витя левша, и считала причиной трудностей "нежелание, неусидчивость" ребенка. Мама тоже не связывала состояние ребенка и трудности обучения с переучиванием. Самочувствие ребенка было неважным; подавленное настроение, повышенная утомляемость, нарушение сна, тревожность — все признаки невроза. Конечно, переучивать Витю вторично сейчас нельзя, иначе ему придется осваивать письмо заново, а это может кончиться серьезным заболеванием.
До школы леворукого Дениса переучивали писать правой рукой, а столкнувшись в школе со значительными трудностями, уже во втором классе решили вновь сменить руку. По мнению родителей и учительницы, это был последний шанс: речь шла о переводе ребенка во вспомогательную школу. Никому не пришла в голову мысль обратиться к врачу, посоветоваться с психологом. Решили действовать на свой страх и риск, и в один прекрасный лень велели Денису взять ручку в левую руку и писать только левой. И тут начались новые проблемы: у ребенка появилась дрожь в руке, когда он брал ручку, чтобы писать. Пробовали давать ручку в правую руку — тоже дрожь, и настолько сильная, что писать невозможно. Пробовали вместо ручки давать фломастер — то же самое, карандаш — совершенно спокойно! Именно это вызывало гнев и раздражение матери, абсолютно уверенной, что ребенок "притворяется", "делает все специально", "просто безобразничает". Денис и раньше был плаксивым, раздражительным, неусидчивым, жаловался на усталость, головные боли, а теперь раздражительность усилилась, появилось ночное недержание мочи, при каждой очередной попытке письма ему стало судорогой сводить пальцы. Только тогда родители обратились за помощью к специалистам. К сожалению, время для педагогической коррекции было упущено, ребенку требовалось серьезное лечение, так как у него тяжелое нервное заболевание — писчий спазм. Повторная смена руки стала основной причиной его возникновения. Лечили мальчика долго, почти целый год. Мы наблюдали за ним до седьмого класса писал он все-таки правой рукой — плохо, медленно, а когда сильно уставал или нервничал, буквы превращались в каракули. Этот грустный пример — иллюстрация неправильной тактики обучения и отношения к леворукому ребенку.
Вопрос о "смене руки" может положительно решаться только в том случае, если ребенка переучивали и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе, не начинал систематически писать. Или, в крайних случаях, в самые первые школьные дни!
Вот один такой случай. Мама шестилетней первоклассницы Шуры обратилась к нам в октябре. Шура с большим трудом осваивала буквы, многие из них писала с трудом, а некоторые "задом наперед" Девочка скованна, при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку и держит ее неправильно. Нет ни одной ровной линии; сильно нарушены и пропорции букв. В то же время на доске мелом пишет левой рукой — и получается неплохо. На Шурину леворукость обратили внимание очень рано: в семье леворукие и мама, и папа. Она все делает левой рукой, но пишет правой; а мама все делает правой рукой, но её долго и трудно переучивали. Помня о своих собственных трудностях, мама требовала, чтобы девочка действовала только правой рукой, даже наказывала за непослушание. Годам к пяти Шура привыкла работать правой, но уже при тестировании стало ясно — качество различных двигательных действий левой рукой лучше. А вот качество письма оказалось одинаковым при работе и правом, и левой рукой (но писать-то ее учили не левой, а правой!). Так как навык письма еще не сформировался, не поздно было сменить руку. Поначалу необученность левой руки сказывалась, но постепенно все наладилось.
Виды и проявления невроза, возникающие у левшей, довольно разнообразны. Мы остановимся на них более подробно для того, чтобы вы представляли реальные последствия переучивания, и опасность не казалась надуманной. В любом из этих случаев требуется лечение и постоянное наблюдение врача.
Симптомы астенического невроза — повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем пробудить их внимание очень трудно; зато возникает двигательная расторможенность. Домашнее приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений. А повторное переписывание только ухудшает результаты! У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственно расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят школьные страхи — перед неудачами, перед письменными работами Дети считают такие страхи вполне обоснованными и не стремятся их преодолеть. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей: им снится, будто их душат тетрадки; они боятся снов, в которых в преувеличенном виде повторяются дневные неприятности. Утром они встают вялыми, капризными...
У левши при переучивании может возникнуть невроз навязчивых состояний, как правило, он появляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хотя это плохо удается. Родители видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. А если еще и учитель требует писать правой рукой и снижает оценки за качество письма и за медлительность, у бедных левшей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности. У переученных детей часто встречается и невротический энурез (недержание мочи). В большинстве случаев отмечается только ночной энурез; но незадачи могут быть и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх неизбежности наказания. Так к проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами, прибавляются и эти неприятности... Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться — образуется порочный круг, разорвать который могут только взрослые, следуя рекомендациям психолога и врача.
У переученных левшей может появиться и невротическое заикание; оно усиливается после напряженного выполнения письменных заданий правой рукой. Это обстоятельство отчетливо проявилось при сравнении речи детей, записанной на магнитофон до и после выполнения соответствующих заданий. Особенно заметно заикание в школе; в привычной домашней обстановке оно обычно слабеет. Заикание может сочетаться со страхами, энурезом, тиками. Невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подергивание носом) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за кривлянье, дурачество. А ведь ребенок не контролирует движения, они непроизвольны. Но насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей усугубляют состояние ребенка. "Глупости" закрепляются, ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Тики непосредственно не связаны с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, а ребенок устает, нервничает. Известны случаи истерических неврозов у маленьких левшей, также возникающих в результате насильственного переучивания. Истерический невроз может дать о себе знать в форме истерической слепоты; дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок даже говорил, что не видит школу. Перед уходом в школу и контрольными работами может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотят по полу руками и ногами...
Суммируя сказанное, выделим основные признаки невроза у переученных левшей: нарушения сна; нарушения аппетита; головная боль или боли в животе; страхи; энурез; заикание; тики, навязчивые движения; повышенная возбудимость, раздражительность; укачивание в транспорте; повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам; двигательное беспокойство; вялость, заторможенность.
Во всех случаях, когда вы замечаете эти проявления у вашего ребенка (тем более переученного левши), не ждите, что все пройдет само собой, не занимайтесь его лечением сами — обязательно обратитесь за советом к врачу-психоневрологу или педиатру. Только врач может дать необходимые рекомендации и назначить лечение. И конечно, необходима совместная согласованная работа родителей и воспитателя. Правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех общих усилий.
Существует и вынужденная леворукость. Вот несколько примеров.
Лине уже восемь. В прошлом году ее приняли в школу, но сейчас, в апреле, решается вопрос о дублировании первого класса. В характеристике Лины есть такое заключение педагога: "Девочка — леворукая и поэтому не может освоить письмо по программе первого класса. За год она не научилась правильно писать вы, пишет так медленно, что не успевает выполнить в классе даже часть заданий, диктанты не пишет". Мы специально выделили фразу "леворукая... и поэтому". На самом деле леворукость Лины вынужденная, а письмо она не освоила, во-первых, потому что писала не ведущей рукой (так сложились обстоятельства), во-вторых, потому что никто из взрослых не сумел ей помочь. Лина так и не научилась писать, хотя читала еще до школы, умела считать, знала много стихов. Девочка замкнута, молчалива, почти безразлична. В детский сад она не ходила, росла с бабушкой и дедушкой. Родители погибли в автомобильной катастрофе, когда ей было всего полтора года. Лина тоже пострадала, у нее были множественные переломы правой руки и ног. Несколько лет продолжалось лечение, а так как правой рукой долго нельзя было работать, то, естественно, "главной" стала левая. По рассказам бабушки, Лина долго не хотела, есть сама, не любила одеваться и раздеваться, практически не играла с куклами, конструктором, не любила рисовать, "как-то все коряво у нее получалось". Перед школой почти год занималась с учительницей, которая пыталась научить ее правильно держать ручку, но Лина упорно отстаивала "свой способ" — зажимала ручку в кулаке левой руки, а правую (как и при выполнении любых других действий) всегда держала на колене. Специальное тестирование и наблюдение позволили окончательно прояснить картину: из-за сильных и болезненных травм праворукая Лина вынуждена пользоваться левой. Взрослые жалели девочку, старались не напоминать о трагедии, делали все, чтобы ей было удобно. Левой рукой, несмотря на тренировку, выполнять сложно-координированные действия — такие, как письмо, — ей оказалось очень трудно. Понятно, что учить Лину, писать буквы и цифры нужно было очень медленно, спокойно, отрабатывая каждое движение, не создавая при этом эмоциональных дополнительных проблем. Взрослые должны были изменить тактику и технологию обучения, не требовать от нее курсивного безотрывного письма. Самое главное — никто не объяснил ребенку, что неловкость в действиях, выполняемых левой рукой, — не ее вина, что правая рука давно не болит и нужно понемногу учиться работать правой. Нельзя было укорять ее за неудачи и заставлять часами тренироваться".
Порой и не столь трагические ситуации приводят к тому, что дети считают себя леворукими, а взрослым не приходит в голову усомниться в этом. Нередки случаи, когда не только бытовые травмы, но и нарушения нервно-мышечной регуляции в раннем детстве, особенно в период, когда идет интенсивное формирование двигательных функций, могут стать причиной предпочтительного использования левой руки, ее усиленной тренировки. Так левая рука может стать более активной, ребенку становится удобно ею работать. В этих случаях качество работы тренированной левой и правой нетренированной рукой может быть одинаковым, но ребенок привыкает к особенностям действий руками, и переучивать его достаточно сложно.
Есть еще один вариант вынужденной леворукости. Дело в том, что деятельность ребенка формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Так возникает "ненасильственное" переучивание. Порой левши в окружении правшей начинают более активно действовать правой рукой, но бывает и наоборот — праворукие становятся леворукими.
Вопросы для самоконтроля:
1. Леворукость – это норма или отклонение? Обоснуйте свой ответ.
2. В чем заключаются особенности организации образовательного процесса для леворуких детей?
3. Проведите собственную диагностику доминирующей руки.
Литература:
1. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
2. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей.-М.,1997
3. Макарьев И.Если ваш ребенок - левша.-СПб, 1995
4. Дефектология: Словарь-справочник/под ред.Б.П.Пузанова,-М.,1991
Тест на усвоение материала:
Задание 1
Особенности учебной деятельности леворуких детей часто объясняются большой активностью правого полушария коры головного мозга. Проверьте усвоение вами основных функций левого и правого полушария.
Левое полушарие | Правое полушарие |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
7. | 7. |
8. | 8. |
1. конкретное мышление
2. абстрактное мышление
3. математические вычисления
4. бессознательное
5. сознательное
6. образная память
7. правая рука
8. левая рука
9. левый глаз
10. ритм (музыка, интонация)
11. речь
12. правый глаз
13. чтение и письмо
14. ориентировка в пространстве
15. двигательная сфера
16. чувственная сфера
Задание 2
Девиантное поведение учащихся регулируется при помощи санкций. Заполните таблицу на основе опыта педагогической практики (и школьной жизни)
Позитивные санкции | Негативные санкции | ||
Формальные | Неформальные | Формальные | Неформальные |
ХРЕСТОМАТИЯ К РАЗДЕЛУ
ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (дети которых склонны к неврозам).
(Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.,1993,с.120-123)
Чтобы лучше понять происхождение семейных конфликтов и рассматриваемые далее особенности воспитания детей, нужно выделить неблагоприятные черты личности родителей, прежде всего, матерей, обладающих более выраженными личностными и невротическими изменениями по сравнении с отцами: сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться; аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения главным образом в сторону его снижения; тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний, или противоречивость личности в целом, обусловленная трудносовместимым сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик; доминантность, или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими; эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения отсутствие гибкости суждений; гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов. Условно можно выделить следующие психологические типы или образы матерей детей с неврозами.
Царевна Несмеяна.Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышено, принципиальна и честолюбива, сдержана в проявлении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Никогда не смеется, любит иронизировать. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка. Часто поступает, подчеркнуто правильно, но что называется без души и учета реальных обстоятельств.
Именно такой матери мальчик 7 лет, страдающий неврозом с тиками, сказал: ”Мне хочется, чтобы мама была коррекция: мне всегда доброй, чтобы она меня не ругала, чтобы она меня ласкала, не била, просто бы сказала спокойно - и все”.
Снежная королеваПовелевающая, держащая всех на расстоянии, жесткая и непреклонная, внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоцентричная, равнодушная к страданиям других, считающая ошибки заблуждениями, недостатки - пороками, а любую критику в свой адрес - злым умыслом.
Спящая красавица.Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, нарцистическая (самовлюбленная) натура, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, ждущая своего принца, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.
Есть нечто общее между тремя психологическими типами матери-”царевны”: 1)она всегда молода и прекрасна; 2)исключительно много времени уделяет себе; 3)исходит только из своей точки зрения; 4)хочет покровительствовать; 5)высокомерна, претенциозна по отношению к другим, которых всегда считает ниже себя; 6)стремится, во что бы то ни стало господствовать или доминировать среди окружающих; 7) не переносит невнимания к себе и больше всего на свете боится остаться одна без восхищения и признания со стороны других.
Унтер-Пришибеев.Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива и нетерпима к недостаткам и слабостям, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.
Суматошная мать.Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, из ничего создает проблемы и на них же бурно реагирует.
Наседка. Жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя, сопровождает каждый их шаг, предохраняет от любых, в основном от кажущихся трудностей, стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка, но только не способствовать его самостоятельности и активности.
Вечный ребенок.Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей - обузой, себя - жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их “на поруки” кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности.
Приведенные психологические портреты следует интерпретировать скорее как определенные и взаимно перекрывающие психологические образы или тенденции в отношении в отношении матерей к детям, чем как застывшие личностные типы.
У отцов аффективная настойчивость заменяется психомоторной нестабильностью и импульсивностью дети, как правило, страдают заиканием и тиками). Тревожность заменяется мнительностью, что создает тревожно-мнительную констрелляцию (соединение, объединение) черт обоих родителей.
Если из возраста родителей, обращающихся к нам за помощью, вычесть среднюю продолжительность неврозов у детей (равную 3 годам), то окажется, что средний возраст матери при заболевании ребенка составляет 34 года, а отца 37 лет. В этом возрасте возникает наибольшая внутренняя напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, своего рода внутренним кризисом, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения и стать более зрелой и созидающей личностью.
Таким образом, родители “преодолевают” свой личностный кризис, по существу, ценой развития невроза у ребенка, который можно расценить как клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем.
ИГРОВАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ.
(Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.,1993,с.143-146)
Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, действие в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение опыта социального взаимодействия, развитие воображения и расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения. Дети и сами в спонтанной игре изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки, лазают по деревьям, сараям, чердакам, изображают “казаков-разбойников”. В большом городе они часто лишены этого. Подвижную игру заменяют интеллектуальные занятия, к тому же если ребенок единственный, то он, как правило, чрезмерно опекается и не может из-за ограничений и запретов выразить себя в игре эмоционально, так, как ему бы хотелось.
Условно комплекс подвижных игр по преодолению страхов можно обозначить как 5+5. В первую пятерку войдут игры, проводимые как в помещении детского сада, так и на улице во время прогулки.
1.Игры с мячом: футбол, регби, внезапное, неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами “на”,”держи”,”лови”, “бросай”, “поймай” и т.п., а также подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.
2.Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.
3.Борьба-соревнование, сражение на саблях, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться от него, защитится рукой или картонным щитом).
4.Лазанье наперегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой воспитателя) 4 перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком и т.д.
5.Прохождение по детским стульям, находящимся на некотором расстоянии друг от друга, с тем, чтобы вернутся обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.
Все эти несложные игры развивают быстроту реакций, умение ориентироваться в незнакомой обстановке, уменьшают эмоциональное торможение и скованность, если они имеют место. Воспитатель незаметно помогает слабым, которые, как и остальные участники игры, заслуживают одобрение и похвалы.
Следующие пять игр развивают достигнутые результаты и позволяют в большей степени уменьшить страхи и неуверенность в себе.
Первая игра - “Пятнашки” - служит своеобразной разминкой к последующим играм и, несмотря на кажущуюся простоту, содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки становится водящим, который должен пятнать уже сам. Нельзя пятнать через стулья - можно увертываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине, что еще больше осложняет задачу. Игра длится не более 5 минут, до появления первой усталости.
“Жмурки”.Обстановка на игровой площадке остается прежней: также в беспорядке расставлены стулья, столик, детская коляска. Между ними стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий (в роли которого должны побывать все дети). Только если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, а то и напугать, похлопать в ладоши, покричать, когда он оказывается рядом.”...”.
Игра ”Прятки” проводится не только в группе, но и в коридоре, музыкальном и спортивном зале - везде, где можно спрятаться,встать за выступ, ничем не обнаружить себя.”...”
В игре “Кто первый?” дети выстраиваются в одну линию, а ведущий сообщает,что, как только он скажет определенное слово, все должны прыгать, как зайчики, преодолевая расстояние до двух стульев, с тем, чтобы проскочить между ними и, вернувшись, взять первым приз (картинку,значок, конфетку и т.п.) . Пусковым словом может быть одно из названий животных, или цвета, или мебели в группе. Но, прежде чем назвать его, следует сказать другие слова, что создает элементы ожидания, неизвестности, путаницы и вместе с тем неожиданности, внезапности.”...”.
“Быстрые ответы”.Игровая площадка разделяется на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит воспитатель и держит в руках приз. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые, и на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо, как это часто и делают сами дети.”...”. Ответивший на вопрос делает шаг вперед, а те, кто не ответил, остаются на месте, но воспитатель облегчающими вопросами помогает и им, так что все в конце концов достигают финишной черты и получают призы.”...”.
Следующим этапом игровой коррекции страхов будут ролевые игры, проводимые по сюжетам известным сказок.
РИСОВАНИЕ СТРАХОВ.
(Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-М.,1993,с.138-140)
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунка позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и, тем более беспокойстве, дети рисуют мало, предпочитают другие виды деятельности.
Темы для рисования первых двух занятий в группе выбираются самими детьми. Это могут быть домик, машина, дерево, затем мишка, собака, птичка, человечек и т.п. Дети сами выбирают, с кем они будут сидеть за столиками, и уже это выявляет их симпатии и антипатии.
Тема ”Что мне снится страшное” (или “Чего я боюсь днем”) дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх воспитателем не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязательным и сам рисунок, тем более, если страхи отличаются вообще. Если же рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать.
Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх во многом уже реализован как нечто уже произошедшее, фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка. Существенно и то, что занятие проходит в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого воспитателя.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТАКТИКА ПРИ НЕВРОЗАХ У ДЕТЕЙ
(Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.-М.,1999.-96с)
а) педагогическая тактика при энурезе
Установлено» что энурезом чаще страдают дети, у которых имеется неблагополучная семья. В таких семьях часты раздоры между родителями, а воспитанию детей уделяется мало внимания. Отмечена частота энуреза у детей, которые в раннем возрасте жили в интернатах и детских домах. Эти дети нуждаются в семейном уюте и родительской ласке. К сожалению, до сих пор еще встречаются семьи, где основным «воспитательным» методом по отношению к детям с энурезом служит наказание. По нашим данным, так поступает одна пятая всех родителей таких детей. Задача педагога заключается в разъяснении того, что применение наказаний только усугубляет эту болезненную привычку. И педагоги, и врачи сходятся на том, что разъяснительная беседа, внушение и воспитание играют решающую роль в переделке этого патологически зафиксировавшегося состояния. Крупный уролог И.М. Эпштейн еще в 1949 году писал, что «разумнее всего при энурезе, памятую, что речь идет главным образом о выработке условного рефлекса, будем придавать элементу воспитания первостепенное значение» (в кн.: «Недержание мочи» Медгиз, 1949).
Прежде всего, родителям ребенка, страдающего энурезом, надо объяснить, что принудительная побудка не является методом воспитания правильного рефлекса, а лишь является показателем беспомощности родителей. К тому же, побудка антифизиологична и приводит лишь к дополнительной невротизации детей.